Утопия актуальна всегда

В конце прошлой недели в Москве состоялся четвертый международный семинар в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. На этот раз наибольшее количество баллов по итогам голосования экспертов набрала работа архитектурно-дизайнерской мастерской Андрея Чернихова.

mainImg
По словам замдиректора НИИПИ Генплана Александра Колонтая, в отличие от третьего рабочего семинара, где все участники сделали колоссальный рывок вперед, на этот раз большинство команд продвинулось мало. Вероятно, вследствие этого результаты второго отчетного семинара значительно отличаются от предыдущего. Тогда лидерство прочно заняли иностранные команды, теперь же пальму первенства уверенно перехватили отечественные проектировщики. Так, команда Андрея Чернихова, набрав 7,6 баллов из 10 возможных, обошла лидеров прошлого этапа бюро ОМА на 0,2 балла. А «Остоженка» с результатом 7,3 балла чуть-чуть не дотянулась до второго места. Рикардо Бофилл и Антуан Грумбах, которые на первом этапе взяли втрое и третье место соответственно, на сей раз остановились на четвертой и пятой позициях, причем «Antoine Grumbach et Associes» на 0,2 балла опередили бюро Рикардо Бофилла.

Четвертый Международный отчетный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.
Четвертый Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.

По убеждению Андрея Чернихова, на фоне убывающего населения страны наиболее жизнеспособной выглядит полицентричная модель агломерации. Группа Чернихова предлагает окружить Москву зонами активности. Их предполагается создать на присоединенных территориях в Коммунарке и Троицке, в районе ЦКАДа, Внуково и Домодедово. Развитие центров активности запланировано также и в прежних границах столицы. Например, предлагается построить Сити-2. Не менее значимая роль отведена агломерациям второго порядка – так называемым малым агломерациям, а также близлежащим региональным центрам – таким, как Рязань или Калуга. Сейчас все миграционные потоки направлены в Москву – по убеждению группы Чернихова, этот тренд необходимо переломить таким образом, чтобы не регионы, а столица начала экспортировать трудовые ресурсы.

В ряду первостепенных задач – «переформатирование» жилья с учетом требований нового поколения, модернизация промышленности и активное постиндустриальное развитие, а также преобразование транспортной системы: апгрейд внутренней кольцевой железной дороги, затем – строительство следующего кольца метрополитена, которое пройдет по индустриальным зонам Москвы, большая их часть требует редевелопмента.

Схема расположения новых планировочных зон предлагает 10 стартовых программ или 10 полисов – каждый со своей функциональной нагрузкой. Так, Демополис предназначен для исполнительной и законодательной власти, Маркетполис становится центром деловой жизни и индустрии развлечений, Академполис, Витаполис и Социополис решают проблемы образования, медицины и жилья. Есть еще Аэрополис на базе аэропортов Внуково и Домодедово, Акваполис, обозначающий Москву-реку как градостроительную доминанту, а также полисы с говорящими названиями Техно-, Эко- и Арт-.

Камнем преткновения в концепции стал новый Федеральный центр. Отклоняясь от ТЗ конкурса, команда Андрея Чернихова, так же как и «Остоженка», решили не освобождать чиновников от Москвы, а только сдвинуть их поближе к Москве-реке. За это обе команды получили замечание от организаторов, что, впрочем, не помешало обеим войти в тройку лидеров.

Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.

По словам представителя голландско-российской группы (ОМА, «Проект Меганом» и др.), Москва не должна ориентироваться на другие агломерационные модели, а должна остаться Москвой. Проектировщики провели серьезное исследование исторических изменений российской столицы, которая век от века практически бесконтрольно разрасталась и уплотнялась, вытесняя природную зону, малоэтажную и частную застройку. Голландцы задались вопросом: возможно ли сегодня упорядочить анархичную структуру Москвы и, главным образом, Подмосковья? Самым пугающим фактором для них стали дачные образования, занимающие территории, которые в четыре раза превышают площадь среднего европейского города. Авторы надеются сократить и упорядочить зонирование территории. Как вариант предлагается зонирование в виде российского триколора.

Одна из причин транспортного коллапса – нехватка рабочих мест в периферии, из-за чего людям приходится постоянно  передвигаться из области в центр и обратно. Авторы концепции ОМА/Меганома предлагают равномерно распределить население, и дать людям возможность будет жить и работать в одном месте.

Основной идеей концепции ОМА/Меганома остается создание четырех крупных центров в районе существующих аэропортов. Авторы предлагают замкнуть их в кольцо с использованием существующей транспортной системы. Дополнительная сетка дорог, скоростные поезда, система экспресс-сообщения и дублирующая ее обычная магистраль, развитие общественного транспорта – все это, по убеждению архитекторов, в совокупности должно привести к тому, что Москва 2020 года в отношении транспортной загруженности будет выглядеть как Москва 1971 года. Для наглядности авторы даже продемонстрировали слайд, изображающий зеленую и свободную от автомобилей Москву 1970-х.

OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компания Siemens.

Александр Скокан видит перспективу развития Московской агломерации в ее равномерном расширении по всем направлениям. Развитие территорий вокруг Москвы поможет существенно разгрузить город. Юго-западный сектор – условно 8-й – это лишь первый шаг в данном направлении. В существующем виде Москва с присоединенными землями, по мнению архитектора, образует некрасивую и аномальную фигуру, которая со временем непременно раздвинется до округлой формы из 12-ти секторов. С учетом такого долгосрочного прогноза и строится вся концепция.

В своем докладе Александр Скокан особое внимание уделил всестороннему исследованию Большой Москвы. Схемы, фиксирующие многочисленные охранные и природные зоны, участки загрязнений, археологические, культурные, батально-мемориальные и другие ценности ландшафта, дают наиболее полное представление об осваиваемых территориях.
С учетом выявленных особенностей предлагается деление новых территорий на три функциональные части или пояса. При этом граница первой зоны смещается ближе к МКАДу. Эта часть названа зоной стабилизации с плотной застройкой в окружении зелени. Следующий пояс предполагает активное урбанистическое развитие – строительство университетских кампусов, медицинских учреждений и т.д. И, наконец, в третьей, окраинной, части должен быть сформирован защитный аграрный пояс.

Река в этом проекте названа сокровищем Москвы. Вдоль ее русла выделены 15 участков для застройки, в том числе и под строительство Федерального центра. Проект транспортного развития ориентирован на существующую инфраструктуру, которую, по убеждению авторов, следует существенно модернизировать и расширить. Проект группы Александра Скокана замыкает тройку условных лидеров, выявленных голосованием экспертов четвертого семинара, посвященного концепции развития Московской агломерации.

АБ «Остоженка».

Французское бюро Антуана Грумбаха сосредоточило свое внимание на выявлении ДНК Москвы. В результате главную особенность мегаполиса архитекторы увидели во взаимосвязи города с природой, метафорично представив план Москвы в виде дерева, крепко вросшего в землю могучими корнями. Ведь дерево, как и Москва, развивается кольцами.
Предполагается создание линейных парков и освоение пространства вдоль реки. Резервные территории вокруг трех московских вокзалов должны превратиться в центры смешанного использования. Пустующие участки авторы обнаружили и в районе МКАДа и спроектировали так называемые Новые московские ворота: связующее звено между историческим ядром и юго-западным сектором. На присоединяемых территориях архитекторы группы Грумбаха предлагают создать 5 крупных хабов, оплетенных зелеными коридорами и плотной транспортной сетью.

Antoine Grumbach et Associes.

В испанской интерпретации Рикардо Бофилла Москва – это город-сад, что соответствует генплану 1935 года, который, как считает архитектор, был примером идеального планирования российской столицы. Схема, разработанная испанскими архитекторами, состоит из трех лепестков, раскинувшихся в направлении Европы, Севера и Сибири.
По словам Рикардо Бофилла, развитие Москвы – это как история болезни, причем самая проблемная ее зона это МКАД, там давно предынфарктное состояние. Для того чтобы город перешел к фазе выздоровления необходимо «залатать» историческое ядро, связать между собой станцию за станцией, район за районом. И только после этого направить усилия на периферию. В этой части концепция Бофилла не сильно изменилась по сравнению с более ранними версиями. Архитекторы также на необходимости создания капиллярной сетки улиц. Внутри города нарисованы два смещенных друг относительно друга транспортных кольца. Бескомпромиссный приоритет остается за общественным транспортом.

Бюро Ricardo Bofill.

Следующая версия развития Большой Москвы предложена англо-американским объединением Urban Design Associates. По их мнению, три кита Новой Москвы – это вынесенный из исторической части Федеральный центр, образовательные учреждения и бизнес. Реализацию предполагается осуществлять по фазам с перспективой минимум на 150 лет вперед.
В старых границах необходимо поддерживать активность. Существенно увеличив долю общественного транспорта по отношению к автомобильному, возможно восстановить утраченные общественные пространства – бульвары, пешеходные маршруты, скверы. Москву-реку необходимо интегрировать в город. Еще одним важным пунктом является облагораживание жилой советской застройки ради повышения качества среды.

Urban Design Associates.

Концепция «ЦНИиП градостроительства» развивает тему полицентричности посредством многочисленных городов-«контрмагнитов», расположенных на расстоянии не более 50 км между собой. Восемь субцентров обозначены внутри Москвы. При этом, по словам докладчика, из нее необходимо частично вынести не только индустрию и властные структуры, но также бизнес и культуру. Разрозненные зеленые фрагменты предлагается объединить в единый зеленый коридор. Центральные улицы можно превратить в благоустроенные бульвары, а Тверскую, например – в «главную шоппинговую улицу». Федеральный центр, согласно проекту, расположится между двумя аэропортами неподалеку от МКАДа. Зонирование новых территорий будет осуществляться по принципу уменьшения плотности от центра к периферии.

ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.

L'AUC поставили перед собой задачу создать городской скелет, который будет развиваться постепенно с учетом изменений потребностей горожан. Новая Москва рассматривается как дополнение к историческому городу. Согласно прогнозам специалистов, в недалеком будущем рост населения в Москве не будет столь интенсивным. При этом едва ли снизится потребность в мобильности. Сегодня на одного москвича приходится в среднем 15 поездок в день. К 2030 году планируется снизить показатель до 3-х поездок.

Авторы предлагают решать проблему загруженности общественного транспорта путем увеличения пропускной способности. К примеру, пустить 2-этажные поезда с минимальным интервалом следования или автоматизированное скоростное метро. Помимо существующей инфраструктуры предлагается дополнительная ось между Подольском, Троицком и Внуково, а также круговая железная дорога. Между двумя аэропортами запроектирован линейный город.

Компания L’AUC.

Studio Associato Secchi-Vigano видит успех Московской агломерации в усилении и распределении центральной функции. По мнению итальянских архитекторов, в Москве слишком много периферийных зон. Проект базируется на исторических и еще больше ландшафтных особенностях региона. В результате авторы продолжают развивать идею создания парка на Теплостанской возвышенности, в котором структурообразующим элементом выступает квадрат. При этом историческая структура Москвы бережно сохраняется, обогащаясь новыми пространственными связями и высокоскоростным сообщением.

Studio Associato Secchi-Vigano.

Надо сказать, что на фоне докладов экспертов, посвященных экономическим предпосылкам развития Московской агломерации, конкурсные проекты выглядят слегка утопично. Но тут, наверное, стоит вспомнить манифест победителя текущего этапа Андрея Чернихова, гласящий: «Цели, которые мы ставим, не будут достигнуты в следующем месяце. Но это не значит, что мы откажемся от них и возьмемся за решение сиюминутных проблем. Это было бы признаком беспомощности… Утопия актуальна всегда!».

Напомним, что окончательное подведение итогов конкурса запланировано на конец августа.
 

27 Июня 2012

Похожие статьи
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.