Утопия актуальна всегда

В конце прошлой недели в Москве состоялся четвертый международный семинар в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. На этот раз наибольшее количество баллов по итогам голосования экспертов набрала работа архитектурно-дизайнерской мастерской Андрея Чернихова.

mainImg
По словам замдиректора НИИПИ Генплана Александра Колонтая, в отличие от третьего рабочего семинара, где все участники сделали колоссальный рывок вперед, на этот раз большинство команд продвинулось мало. Вероятно, вследствие этого результаты второго отчетного семинара значительно отличаются от предыдущего. Тогда лидерство прочно заняли иностранные команды, теперь же пальму первенства уверенно перехватили отечественные проектировщики. Так, команда Андрея Чернихова, набрав 7,6 баллов из 10 возможных, обошла лидеров прошлого этапа бюро ОМА на 0,2 балла. А «Остоженка» с результатом 7,3 балла чуть-чуть не дотянулась до второго места. Рикардо Бофилл и Антуан Грумбах, которые на первом этапе взяли втрое и третье место соответственно, на сей раз остановились на четвертой и пятой позициях, причем «Antoine Grumbach et Associes» на 0,2 балла опередили бюро Рикардо Бофилла.

Четвертый Международный отчетный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.
Четвертый Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.

По убеждению Андрея Чернихова, на фоне убывающего населения страны наиболее жизнеспособной выглядит полицентричная модель агломерации. Группа Чернихова предлагает окружить Москву зонами активности. Их предполагается создать на присоединенных территориях в Коммунарке и Троицке, в районе ЦКАДа, Внуково и Домодедово. Развитие центров активности запланировано также и в прежних границах столицы. Например, предлагается построить Сити-2. Не менее значимая роль отведена агломерациям второго порядка – так называемым малым агломерациям, а также близлежащим региональным центрам – таким, как Рязань или Калуга. Сейчас все миграционные потоки направлены в Москву – по убеждению группы Чернихова, этот тренд необходимо переломить таким образом, чтобы не регионы, а столица начала экспортировать трудовые ресурсы.

В ряду первостепенных задач – «переформатирование» жилья с учетом требований нового поколения, модернизация промышленности и активное постиндустриальное развитие, а также преобразование транспортной системы: апгрейд внутренней кольцевой железной дороги, затем – строительство следующего кольца метрополитена, которое пройдет по индустриальным зонам Москвы, большая их часть требует редевелопмента.

Схема расположения новых планировочных зон предлагает 10 стартовых программ или 10 полисов – каждый со своей функциональной нагрузкой. Так, Демополис предназначен для исполнительной и законодательной власти, Маркетполис становится центром деловой жизни и индустрии развлечений, Академполис, Витаполис и Социополис решают проблемы образования, медицины и жилья. Есть еще Аэрополис на базе аэропортов Внуково и Домодедово, Акваполис, обозначающий Москву-реку как градостроительную доминанту, а также полисы с говорящими названиями Техно-, Эко- и Арт-.

Камнем преткновения в концепции стал новый Федеральный центр. Отклоняясь от ТЗ конкурса, команда Андрея Чернихова, так же как и «Остоженка», решили не освобождать чиновников от Москвы, а только сдвинуть их поближе к Москве-реке. За это обе команды получили замечание от организаторов, что, впрочем, не помешало обеим войти в тройку лидеров.

Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.

По словам представителя голландско-российской группы (ОМА, «Проект Меганом» и др.), Москва не должна ориентироваться на другие агломерационные модели, а должна остаться Москвой. Проектировщики провели серьезное исследование исторических изменений российской столицы, которая век от века практически бесконтрольно разрасталась и уплотнялась, вытесняя природную зону, малоэтажную и частную застройку. Голландцы задались вопросом: возможно ли сегодня упорядочить анархичную структуру Москвы и, главным образом, Подмосковья? Самым пугающим фактором для них стали дачные образования, занимающие территории, которые в четыре раза превышают площадь среднего европейского города. Авторы надеются сократить и упорядочить зонирование территории. Как вариант предлагается зонирование в виде российского триколора.

Одна из причин транспортного коллапса – нехватка рабочих мест в периферии, из-за чего людям приходится постоянно  передвигаться из области в центр и обратно. Авторы концепции ОМА/Меганома предлагают равномерно распределить население, и дать людям возможность будет жить и работать в одном месте.

Основной идеей концепции ОМА/Меганома остается создание четырех крупных центров в районе существующих аэропортов. Авторы предлагают замкнуть их в кольцо с использованием существующей транспортной системы. Дополнительная сетка дорог, скоростные поезда, система экспресс-сообщения и дублирующая ее обычная магистраль, развитие общественного транспорта – все это, по убеждению архитекторов, в совокупности должно привести к тому, что Москва 2020 года в отношении транспортной загруженности будет выглядеть как Москва 1971 года. Для наглядности авторы даже продемонстрировали слайд, изображающий зеленую и свободную от автомобилей Москву 1970-х.

OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компания Siemens.

Александр Скокан видит перспективу развития Московской агломерации в ее равномерном расширении по всем направлениям. Развитие территорий вокруг Москвы поможет существенно разгрузить город. Юго-западный сектор – условно 8-й – это лишь первый шаг в данном направлении. В существующем виде Москва с присоединенными землями, по мнению архитектора, образует некрасивую и аномальную фигуру, которая со временем непременно раздвинется до округлой формы из 12-ти секторов. С учетом такого долгосрочного прогноза и строится вся концепция.

В своем докладе Александр Скокан особое внимание уделил всестороннему исследованию Большой Москвы. Схемы, фиксирующие многочисленные охранные и природные зоны, участки загрязнений, археологические, культурные, батально-мемориальные и другие ценности ландшафта, дают наиболее полное представление об осваиваемых территориях.
С учетом выявленных особенностей предлагается деление новых территорий на три функциональные части или пояса. При этом граница первой зоны смещается ближе к МКАДу. Эта часть названа зоной стабилизации с плотной застройкой в окружении зелени. Следующий пояс предполагает активное урбанистическое развитие – строительство университетских кампусов, медицинских учреждений и т.д. И, наконец, в третьей, окраинной, части должен быть сформирован защитный аграрный пояс.

Река в этом проекте названа сокровищем Москвы. Вдоль ее русла выделены 15 участков для застройки, в том числе и под строительство Федерального центра. Проект транспортного развития ориентирован на существующую инфраструктуру, которую, по убеждению авторов, следует существенно модернизировать и расширить. Проект группы Александра Скокана замыкает тройку условных лидеров, выявленных голосованием экспертов четвертого семинара, посвященного концепции развития Московской агломерации.

АБ «Остоженка».

Французское бюро Антуана Грумбаха сосредоточило свое внимание на выявлении ДНК Москвы. В результате главную особенность мегаполиса архитекторы увидели во взаимосвязи города с природой, метафорично представив план Москвы в виде дерева, крепко вросшего в землю могучими корнями. Ведь дерево, как и Москва, развивается кольцами.
Предполагается создание линейных парков и освоение пространства вдоль реки. Резервные территории вокруг трех московских вокзалов должны превратиться в центры смешанного использования. Пустующие участки авторы обнаружили и в районе МКАДа и спроектировали так называемые Новые московские ворота: связующее звено между историческим ядром и юго-западным сектором. На присоединяемых территориях архитекторы группы Грумбаха предлагают создать 5 крупных хабов, оплетенных зелеными коридорами и плотной транспортной сетью.

Antoine Grumbach et Associes.

В испанской интерпретации Рикардо Бофилла Москва – это город-сад, что соответствует генплану 1935 года, который, как считает архитектор, был примером идеального планирования российской столицы. Схема, разработанная испанскими архитекторами, состоит из трех лепестков, раскинувшихся в направлении Европы, Севера и Сибири.
По словам Рикардо Бофилла, развитие Москвы – это как история болезни, причем самая проблемная ее зона это МКАД, там давно предынфарктное состояние. Для того чтобы город перешел к фазе выздоровления необходимо «залатать» историческое ядро, связать между собой станцию за станцией, район за районом. И только после этого направить усилия на периферию. В этой части концепция Бофилла не сильно изменилась по сравнению с более ранними версиями. Архитекторы также на необходимости создания капиллярной сетки улиц. Внутри города нарисованы два смещенных друг относительно друга транспортных кольца. Бескомпромиссный приоритет остается за общественным транспортом.

Бюро Ricardo Bofill.

Следующая версия развития Большой Москвы предложена англо-американским объединением Urban Design Associates. По их мнению, три кита Новой Москвы – это вынесенный из исторической части Федеральный центр, образовательные учреждения и бизнес. Реализацию предполагается осуществлять по фазам с перспективой минимум на 150 лет вперед.
В старых границах необходимо поддерживать активность. Существенно увеличив долю общественного транспорта по отношению к автомобильному, возможно восстановить утраченные общественные пространства – бульвары, пешеходные маршруты, скверы. Москву-реку необходимо интегрировать в город. Еще одним важным пунктом является облагораживание жилой советской застройки ради повышения качества среды.

Urban Design Associates.

Концепция «ЦНИиП градостроительства» развивает тему полицентричности посредством многочисленных городов-«контрмагнитов», расположенных на расстоянии не более 50 км между собой. Восемь субцентров обозначены внутри Москвы. При этом, по словам докладчика, из нее необходимо частично вынести не только индустрию и властные структуры, но также бизнес и культуру. Разрозненные зеленые фрагменты предлагается объединить в единый зеленый коридор. Центральные улицы можно превратить в благоустроенные бульвары, а Тверскую, например – в «главную шоппинговую улицу». Федеральный центр, согласно проекту, расположится между двумя аэропортами неподалеку от МКАДа. Зонирование новых территорий будет осуществляться по принципу уменьшения плотности от центра к периферии.

ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.

L'AUC поставили перед собой задачу создать городской скелет, который будет развиваться постепенно с учетом изменений потребностей горожан. Новая Москва рассматривается как дополнение к историческому городу. Согласно прогнозам специалистов, в недалеком будущем рост населения в Москве не будет столь интенсивным. При этом едва ли снизится потребность в мобильности. Сегодня на одного москвича приходится в среднем 15 поездок в день. К 2030 году планируется снизить показатель до 3-х поездок.

Авторы предлагают решать проблему загруженности общественного транспорта путем увеличения пропускной способности. К примеру, пустить 2-этажные поезда с минимальным интервалом следования или автоматизированное скоростное метро. Помимо существующей инфраструктуры предлагается дополнительная ось между Подольском, Троицком и Внуково, а также круговая железная дорога. Между двумя аэропортами запроектирован линейный город.

Компания L’AUC.

Studio Associato Secchi-Vigano видит успех Московской агломерации в усилении и распределении центральной функции. По мнению итальянских архитекторов, в Москве слишком много периферийных зон. Проект базируется на исторических и еще больше ландшафтных особенностях региона. В результате авторы продолжают развивать идею создания парка на Теплостанской возвышенности, в котором структурообразующим элементом выступает квадрат. При этом историческая структура Москвы бережно сохраняется, обогащаясь новыми пространственными связями и высокоскоростным сообщением.

Studio Associato Secchi-Vigano.

Надо сказать, что на фоне докладов экспертов, посвященных экономическим предпосылкам развития Московской агломерации, конкурсные проекты выглядят слегка утопично. Но тут, наверное, стоит вспомнить манифест победителя текущего этапа Андрея Чернихова, гласящий: «Цели, которые мы ставим, не будут достигнуты в следующем месяце. Но это не значит, что мы откажемся от них и возьмемся за решение сиюминутных проблем. Это было бы признаком беспомощности… Утопия актуальна всегда!».

Напомним, что окончательное подведение итогов конкурса запланировано на конец августа.
 

27 Июня 2012

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.