В конце прошлой недели в Москве состоялся четвертый международный семинар в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. На этот раз наибольшее количество баллов по итогам голосования экспертов набрала работа архитектурно-дизайнерской мастерской Андрея Чернихова.
Четвертый Международный отчетный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.
По словам замдиректора НИИПИ Генплана Александра Колонтая, в отличие от третьего рабочего семинара, где все участники сделали колоссальный рывок вперед, на этот раз большинство команд продвинулось мало. Вероятно, вследствие этого результаты второго отчетного семинара значительно отличаются от предыдущего. Тогда лидерство прочно заняли иностранные команды, теперь же пальму первенства уверенно перехватили отечественные проектировщики. Так, команда Андрея Чернихова, набрав 7,6 баллов из 10 возможных, обошла лидеров прошлого этапа бюро ОМА на 0,2 балла. А «Остоженка» с результатом 7,3 балла чуть-чуть не дотянулась до второго места. Рикардо Бофилл и Антуан Грумбах, которые на первом этапе взяли втрое и третье место соответственно, на сей раз остановились на четвертой и пятой позициях, причем «Antoine Grumbach et Associes» на 0,2 балла опередили бюро Рикардо Бофилла.
Четвертый Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.
По убеждению Андрея Чернихова, на фоне убывающего населения страны наиболее жизнеспособной выглядит полицентричная модель агломерации. Группа Чернихова предлагает окружить Москву зонами активности. Их предполагается создать на присоединенных территориях в Коммунарке и Троицке, в районе ЦКАДа, Внуково и Домодедово. Развитие центров активности запланировано также и в прежних границах столицы. Например, предлагается построить Сити-2. Не менее значимая роль отведена агломерациям второго порядка – так называемым малым агломерациям, а также близлежащим региональным центрам – таким, как Рязань или Калуга. Сейчас все миграционные потоки направлены в Москву – по убеждению группы Чернихова, этот тренд необходимо переломить таким образом, чтобы не регионы, а столица начала экспортировать трудовые ресурсы.
В ряду первостепенных задач – «переформатирование» жилья с учетом требований нового поколения, модернизация промышленности и активное постиндустриальное развитие, а также преобразование транспортной системы: апгрейд внутренней кольцевой железной дороги, затем – строительство следующего кольца метрополитена, которое пройдет по индустриальным зонам Москвы, большая их часть требует редевелопмента.
Схема расположения новых планировочных зон предлагает 10 стартовых программ или 10 полисов – каждый со своей функциональной нагрузкой. Так, Демополис предназначен для исполнительной и законодательной власти, Маркетполис становится центром деловой жизни и индустрии развлечений, Академполис, Витаполис и Социополис решают проблемы образования, медицины и жилья. Есть еще Аэрополис на базе аэропортов Внуково и Домодедово, Акваполис, обозначающий Москву-реку как градостроительную доминанту, а также полисы с говорящими названиями Техно-, Эко- и Арт-.
Камнем преткновения в концепции стал новый Федеральный центр. Отклоняясь от ТЗ конкурса, команда Андрея Чернихова, так же как и «Остоженка», решили не освобождать чиновников от Москвы, а только сдвинуть их поближе к Москве-реке. За это обе команды получили замечание от организаторов, что, впрочем, не помешало обеим войти в тройку лидеров.
Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.
По словам представителя голландско-российской группы (ОМА, «Проект Меганом» и др.), Москва не должна ориентироваться на другие агломерационные модели, а должна остаться Москвой. Проектировщики провели серьезное исследование исторических изменений российской столицы, которая век от века практически бесконтрольно разрасталась и уплотнялась, вытесняя природную зону, малоэтажную и частную застройку. Голландцы задались вопросом: возможно ли сегодня упорядочить анархичную структуру Москвы и, главным образом, Подмосковья? Самым пугающим фактором для них стали дачные образования, занимающие территории, которые в четыре раза превышают площадь среднего европейского города. Авторы надеются сократить и упорядочить зонирование территории. Как вариант предлагается зонирование в виде российского триколора.
Одна из причин транспортного коллапса – нехватка рабочих мест в периферии, из-за чего людям приходится постоянно передвигаться из области в центр и обратно. Авторы концепции ОМА/Меганома предлагают равномерно распределить население, и дать людям возможность будет жить и работать в одном месте.
Основной идеей концепции ОМА/Меганома остается создание четырех крупных центров в районе существующих аэропортов. Авторы предлагают замкнуть их в кольцо с использованием существующей транспортной системы. Дополнительная сетка дорог, скоростные поезда, система экспресс-сообщения и дублирующая ее обычная магистраль, развитие общественного транспорта – все это, по убеждению архитекторов, в совокупности должно привести к тому, что Москва 2020 года в отношении транспортной загруженности будет выглядеть как Москва 1971 года. Для наглядности авторы даже продемонстрировали слайд, изображающий зеленую и свободную от автомобилей Москву 1970-х.
OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компания Siemens.
Александр Скокан видит перспективу развития Московской агломерации в ее равномерном расширении по всем направлениям. Развитие территорий вокруг Москвы поможет существенно разгрузить город. Юго-западный сектор – условно 8-й – это лишь первый шаг в данном направлении. В существующем виде Москва с присоединенными землями, по мнению архитектора, образует некрасивую и аномальную фигуру, которая со временем непременно раздвинется до округлой формы из 12-ти секторов. С учетом такого долгосрочного прогноза и строится вся концепция.
В своем докладе Александр Скокан особое внимание уделил всестороннему исследованию Большой Москвы. Схемы, фиксирующие многочисленные охранные и природные зоны, участки загрязнений, археологические, культурные, батально-мемориальные и другие ценности ландшафта, дают наиболее полное представление об осваиваемых территориях. С учетом выявленных особенностей предлагается деление новых территорий на три функциональные части или пояса. При этом граница первой зоны смещается ближе к МКАДу. Эта часть названа зоной стабилизации с плотной застройкой в окружении зелени. Следующий пояс предполагает активное урбанистическое развитие – строительство университетских кампусов, медицинских учреждений и т.д. И, наконец, в третьей, окраинной, части должен быть сформирован защитный аграрный пояс.
Река в этом проекте названа сокровищем Москвы. Вдоль ее русла выделены 15 участков для застройки, в том числе и под строительство Федерального центра. Проект транспортного развития ориентирован на существующую инфраструктуру, которую, по убеждению авторов, следует существенно модернизировать и расширить. Проект группы Александра Скокана замыкает тройку условных лидеров, выявленных голосованием экспертов четвертого семинара, посвященного концепции развития Московской агломерации.
АБ «Остоженка».
Французское бюро Антуана Грумбаха сосредоточило свое внимание на выявлении ДНК Москвы. В результате главную особенность мегаполиса архитекторы увидели во взаимосвязи города с природой, метафорично представив план Москвы в виде дерева, крепко вросшего в землю могучими корнями. Ведь дерево, как и Москва, развивается кольцами. Предполагается создание линейных парков и освоение пространства вдоль реки. Резервные территории вокруг трех московских вокзалов должны превратиться в центры смешанного использования. Пустующие участки авторы обнаружили и в районе МКАДа и спроектировали так называемые Новые московские ворота: связующее звено между историческим ядром и юго-западным сектором. На присоединяемых территориях архитекторы группы Грумбаха предлагают создать 5 крупных хабов, оплетенных зелеными коридорами и плотной транспортной сетью.
Antoine Grumbach et Associes.
В испанской интерпретации Рикардо Бофилла Москва – это город-сад, что соответствует генплану 1935 года, который, как считает архитектор, был примером идеального планирования российской столицы. Схема, разработанная испанскими архитекторами, состоит из трех лепестков, раскинувшихся в направлении Европы, Севера и Сибири. По словам Рикардо Бофилла, развитие Москвы – это как история болезни, причем самая проблемная ее зона это МКАД, там давно предынфарктное состояние. Для того чтобы город перешел к фазе выздоровления необходимо «залатать» историческое ядро, связать между собой станцию за станцией, район за районом. И только после этого направить усилия на периферию. В этой части концепция Бофилла не сильно изменилась по сравнению с более ранними версиями. Архитекторы также на необходимости создания капиллярной сетки улиц. Внутри города нарисованы два смещенных друг относительно друга транспортных кольца. Бескомпромиссный приоритет остается за общественным транспортом.
Бюро Ricardo Bofill.
Следующая версия развития Большой Москвы предложена англо-американским объединением Urban Design Associates. По их мнению, три кита Новой Москвы – это вынесенный из исторической части Федеральный центр, образовательные учреждения и бизнес. Реализацию предполагается осуществлять по фазам с перспективой минимум на 150 лет вперед. В старых границах необходимо поддерживать активность. Существенно увеличив долю общественного транспорта по отношению к автомобильному, возможно восстановить утраченные общественные пространства – бульвары, пешеходные маршруты, скверы. Москву-реку необходимо интегрировать в город. Еще одним важным пунктом является облагораживание жилой советской застройки ради повышения качества среды.
Urban Design Associates.
Концепция «ЦНИиП градостроительства» развивает тему полицентричности посредством многочисленных городов-«контрмагнитов», расположенных на расстоянии не более 50 км между собой. Восемь субцентров обозначены внутри Москвы. При этом, по словам докладчика, из нее необходимо частично вынести не только индустрию и властные структуры, но также бизнес и культуру. Разрозненные зеленые фрагменты предлагается объединить в единый зеленый коридор. Центральные улицы можно превратить в благоустроенные бульвары, а Тверскую, например – в «главную шоппинговую улицу». Федеральный центр, согласно проекту, расположится между двумя аэропортами неподалеку от МКАДа. Зонирование новых территорий будет осуществляться по принципу уменьшения плотности от центра к периферии.
ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
L'AUC поставили перед собой задачу создать городской скелет, который будет развиваться постепенно с учетом изменений потребностей горожан. Новая Москва рассматривается как дополнение к историческому городу. Согласно прогнозам специалистов, в недалеком будущем рост населения в Москве не будет столь интенсивным. При этом едва ли снизится потребность в мобильности. Сегодня на одного москвича приходится в среднем 15 поездок в день. К 2030 году планируется снизить показатель до 3-х поездок.
Авторы предлагают решать проблему загруженности общественного транспорта путем увеличения пропускной способности. К примеру, пустить 2-этажные поезда с минимальным интервалом следования или автоматизированное скоростное метро. Помимо существующей инфраструктуры предлагается дополнительная ось между Подольском, Троицком и Внуково, а также круговая железная дорога. Между двумя аэропортами запроектирован линейный город.
Компания L’AUC.
Studio Associato Secchi-Vigano видит успех Московской агломерации в усилении и распределении центральной функции. По мнению итальянских архитекторов, в Москве слишком много периферийных зон. Проект базируется на исторических и еще больше ландшафтных особенностях региона. В результате авторы продолжают развивать идею создания парка на Теплостанской возвышенности, в котором структурообразующим элементом выступает квадрат. При этом историческая структура Москвы бережно сохраняется, обогащаясь новыми пространственными связями и высокоскоростным сообщением.
Studio Associato Secchi-Vigano.
Надо сказать, что на фоне докладов экспертов, посвященных экономическим предпосылкам развития Московской агломерации, конкурсные проекты выглядят слегка утопично. Но тут, наверное, стоит вспомнить манифест победителя текущего этапа Андрея Чернихова, гласящий: «Цели, которые мы ставим, не будут достигнуты в следующем месяце. Но это не значит, что мы откажемся от них и возьмемся за решение сиюминутных проблем. Это было бы признаком беспомощности… Утопия актуальна всегда!».
Напомним, что окончательное подведение итогов конкурса запланировано на конец августа.
|