Ставка на архитектора

Компания «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» показала журналистам новый проект реконструкции «Детского мира», выполненный архитектором Павлом Андреевым.

mainImg
Это эскизный проект, и не все детали в нем пока очевидны и не на все вопросы находятся ответы, однако общая концепция достаточно ясна. Павел Андреев предложил сделать в обновленном магазине атриум той же площади и той же прямоугольной формы, как и в утраченном старом атриуме архитектора Алексея Душкина. Атриум, как и ранее предполагалось в проектах ГАЛСа, занимает всю высоту здания. Его потолок по замыслу Павла Андреева должен быть не стеклянным-прозрачным, он должен быть экраном, на котором, в зависимости от обстоятельств, будут появляться разные картины. На макетах для примера взяты иллюстрации Билибина, но, по словам архитектора, там может быть что угодно, соответствующее теме праздника, проходящего в данный момент в атриуме (на языке вертится очевидная аналогия – идея меняющегося потолка кажется заимствованной из пиршественного зала школы Хогвартс, где, как известно, клубились облака и сияли звезды).
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет, 2012
Фотография: Юлия Тарабарина / CC BY-SA 4.0
Павел Андреев
Фотография: Юлия Тарабарина / CC BY-SA 4.0

Но главное не это. Стены атриума Павел Андреев предложил сделать парафразом основного мотива фасадов Душкина, повторив его большие арки, окна, легкий руст и даже фриз с медальонами. Нижний этаж получает каннелированную колоннаду как у Душкина, второй превращается в балкон c лампами, а вот выше начинаются арки.
Павел Андреев. Атриум Детского мира. Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К центральному атриуму архитектор добавил еще два маленьких внутренних двора. По периметру внешних стен, в простенках между окнами, он поместил множество коммуникационных шахт, которые заодно выполняют роль пилонов – ребер жесткости, укрепляющих здание (по словам Павла Андреева, «здание парусное» и ветровые нагрузки на него достаточно большие). Застроенные в позднее время проемы и проходы освобождаются, а со стороны улицы Рождественки, где в советское время к магазину подвозили товары на грузовых троллейбусах (сцена с этими троллейбусами есть в фильме «Берегись автомобиля»). Общая площадь будущего магазина уменьшилась с 75 до 70 тысяч метров, причем для атриума было освобождено (забрано у потенциальных торговых площадей) 2500 метров – что представители ГАЛСа подчеркнули, говоря и своей социальной ответственности.
Павел Андреев. Проект реконструкции «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Руководитель компании Сергей Калинин начал свою вступительную речь с благодарностей в адрес «Архнадзора» (впрочем, представителей движения на презентации не было). Градозащитники, по его словам, не дали компании успокоиться и заставили искать новое решение. И вот это решение найдено. Вчерашняя презентация – поворотный момент в истории с «Детским миром», надеются девелоперы. Центральный атриум, рассказал Сергей Калинин, будет отдан в ведение управляющей компании, и в нем будут проводиться разны мероприятия для детей, это будет своего рода крытая городская площадь, открытая городу (действительно, в проекте Павла Андреева убраны многие лишние элементы, закрывавшие входы в предыдущем проекте архитектора Сергея Леонова из «Моспроекта-2»). По словам Сергея Калинина, опасения противников реконструкции, предполагавших что для магазина не найдется достаточно арендаторов с детскими товарами, не оправдались. Уже стоит очередь потенциальных арендаторов – сказал Сергей Калинин. Однако позже он же подчеркнул, что проект социальный и не то чтобы выгодный. Впрочем, представители девелопера немного и неохотно говорили о коммерческой составляющей проекта (даже коммерческий консультант Максим Гасиев говорил в основном об архитектуре, входах и потолке). Так что тема окупаемости осталась не вполне раскрытой.

Проект хвалили: глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, глава Союза архитекторов России Андрей Боков, архитектор Юрий Платонов. Реставратор Лариса Лазарева вкратце рассказала о своей работе с «Детским миром», не давая оценок проекту, но не выходя из общей позитивной тональности. Эксперт ИКЭС Андрей Баталов, оценив творчество Павла Андреева в очень позитивном ключе (эксперт знаком с архитектором по опыту совместной работы над реставрацией императорских покоев Большого кремлевского двора), высказался о проекте неоднозначно. С одной стороны, проект хорош и определенно лучше всех предыдущих. С другой стороны, по мнению эксперта, следовало бы восстановить овальный вестибюль «Детского мира»; на месте первоначального перекрытия атриума сделать стеклянный свод; и восстановить хотя бы часть парадных лестниц.
Андрей Баталов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внучка архитектора «Детского мира», преподаватель МАрхИ и эксперт ICOMOSa Наталья Душкина высказалась более радикально. Начав с того, что ни одно письмо защитников здания в течение последних трех месяцев не получило ответа от девелоперов. За это время интерьеры (в том числе остатки Лубянского пассажа под землей) были практически уничтожены. «Я убеждена, что капитализация сильно упала с связи с тем, что сделала не АФК «Система», а «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» – сказала Наталья Душкина. Причем вначале девелоперы говорили о том, что нужны подземные этажи для парковок большого магазина, и для этого надо все ломать. А когда сломали, выяснилось, что ФСБ запретило копать и парковок у «Детского мира» будет мало – рассказала Душкина. Добавив, что здание ее деда является объектом авторского права и проект его реконструкции должен быть согласован с ней как с наследницей авторских прав. Наталья Душкина считает, что необходимо вернуться к формулировке предмета охраны «Детского мира» как памятника, который был отвергнут в 2005 году в угоду АФК «Системе» и который, по словам Душкиной, «ничего не охраняет».
Наталья Душкина. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К этому необходимо добавить, что если предмет охраны будет изменен, как того требует Наталья Душкина и «Архнадзор», то девелоперы будут обязаны восстановить атриум в прежних формах (двухъярусный), вестибюль и лестницы, о которых говорил Андрей Баталов. Это тоже прозвучало на презентации.

Разные оттенки скептической оценки проекта высказали Павел Пожигайло (председатель попечительского совета ВООПИиК) и архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес («я присоединюсь к меньшинству»). Елена Гонсалес также сказала, что, по ее мнению, в истории с утратой интерьеров «Детского мира» виноват не столько девелопер, сколько архитекторы. «Девелопер всегда стремится получить свое, это естественно, и здесь архитекторы должны ему говорить, что можно делать, а чего нельзя, так что это печальная история о социальной ответственности именно архитекторов». «Теперь мы закрыли эту печальную страницу нашей истории, теперь у нас новый проект» – тут же парировала это высказывание представитель ГАЛСа, ведущая встречу.
Елена Гонсалес. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Резюмируя все сказанное, можно сказать: ко мнению защитников подлинного интерьера здания никто не прислушался; интерьеры и остатки Лубянского пассажа полностью утрачены (все это, однако, сделано в рамках закона); большая парковка, ради которой это делалось, не получилась. Между тем компания «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» сменила архитектора вполне правильно (абсолютно все, кто говорил на этой встрече, очень высоко оценивали Павла Андреева как архитектора, только Наталья Душкина в своем выступлении не коснулась этой темы). Павел Андреев справился уже не с одним спорным проектом – самый известный это Манеж, реконструированный им после пожара (градозащитники и эксперты этим проектом недовольны, так как, в частности, там исчез исторический подшивной потолок; но многим критикам, в том числе Григорию Ревзину, новый интерьер Манежа понравился).

Словом, вокруг проекта реконструкции «Детского мира» за годы накопилось страшное количество отрицательных эмоций. ГАЛС упорно с ними борется, изо всех сил работая над позитивным имиджем; до настоящего времени получалось не очень. Появление нового проекта достаточно сильный шаг («ГАЛС сменил галс – пошутил Павел Андреев»). Вероятно, в ближайшее время мы узнаем, сможет ли один архитектор преодолеть шлейф утрат и грусти, накопившихся вокруг истории с «Детским миром».
Так выглядит «Детский мир» сейчас. От него остались одни стены, но они стоят
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет.Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павел Андреев. Проект реконструкции «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лариса Лазарева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Кибовский. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Алекандр Кузьмин. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Андрей Боков. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

05 Июня 2012

Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.