Ставка на архитектора

Компания «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» показала журналистам новый проект реконструкции «Детского мира», выполненный архитектором Павлом Андреевым.

mainImg
Это эскизный проект, и не все детали в нем пока очевидны и не на все вопросы находятся ответы, однако общая концепция достаточно ясна. Павел Андреев предложил сделать в обновленном магазине атриум той же площади и той же прямоугольной формы, как и в утраченном старом атриуме архитектора Алексея Душкина. Атриум, как и ранее предполагалось в проектах ГАЛСа, занимает всю высоту здания. Его потолок по замыслу Павла Андреева должен быть не стеклянным-прозрачным, он должен быть экраном, на котором, в зависимости от обстоятельств, будут появляться разные картины. На макетах для примера взяты иллюстрации Билибина, но, по словам архитектора, там может быть что угодно, соответствующее теме праздника, проходящего в данный момент в атриуме (на языке вертится очевидная аналогия – идея меняющегося потолка кажется заимствованной из пиршественного зала школы Хогвартс, где, как известно, клубились облака и сияли звезды).
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет, 2012
Фотография: Юлия Тарабарина / CC BY-SA 4.0
Павел Андреев
Фотография: Юлия Тарабарина / CC BY-SA 4.0

Но главное не это. Стены атриума Павел Андреев предложил сделать парафразом основного мотива фасадов Душкина, повторив его большие арки, окна, легкий руст и даже фриз с медальонами. Нижний этаж получает каннелированную колоннаду как у Душкина, второй превращается в балкон c лампами, а вот выше начинаются арки.
Павел Андреев. Атриум Детского мира. Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К центральному атриуму архитектор добавил еще два маленьких внутренних двора. По периметру внешних стен, в простенках между окнами, он поместил множество коммуникационных шахт, которые заодно выполняют роль пилонов – ребер жесткости, укрепляющих здание (по словам Павла Андреева, «здание парусное» и ветровые нагрузки на него достаточно большие). Застроенные в позднее время проемы и проходы освобождаются, а со стороны улицы Рождественки, где в советское время к магазину подвозили товары на грузовых троллейбусах (сцена с этими троллейбусами есть в фильме «Берегись автомобиля»). Общая площадь будущего магазина уменьшилась с 75 до 70 тысяч метров, причем для атриума было освобождено (забрано у потенциальных торговых площадей) 2500 метров – что представители ГАЛСа подчеркнули, говоря и своей социальной ответственности.
Павел Андреев. Проект реконструкции «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Руководитель компании Сергей Калинин начал свою вступительную речь с благодарностей в адрес «Архнадзора» (впрочем, представителей движения на презентации не было). Градозащитники, по его словам, не дали компании успокоиться и заставили искать новое решение. И вот это решение найдено. Вчерашняя презентация – поворотный момент в истории с «Детским миром», надеются девелоперы. Центральный атриум, рассказал Сергей Калинин, будет отдан в ведение управляющей компании, и в нем будут проводиться разны мероприятия для детей, это будет своего рода крытая городская площадь, открытая городу (действительно, в проекте Павла Андреева убраны многие лишние элементы, закрывавшие входы в предыдущем проекте архитектора Сергея Леонова из «Моспроекта-2»). По словам Сергея Калинина, опасения противников реконструкции, предполагавших что для магазина не найдется достаточно арендаторов с детскими товарами, не оправдались. Уже стоит очередь потенциальных арендаторов – сказал Сергей Калинин. Однако позже он же подчеркнул, что проект социальный и не то чтобы выгодный. Впрочем, представители девелопера немного и неохотно говорили о коммерческой составляющей проекта (даже коммерческий консультант Максим Гасиев говорил в основном об архитектуре, входах и потолке). Так что тема окупаемости осталась не вполне раскрытой.

Проект хвалили: глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, глава Союза архитекторов России Андрей Боков, архитектор Юрий Платонов. Реставратор Лариса Лазарева вкратце рассказала о своей работе с «Детским миром», не давая оценок проекту, но не выходя из общей позитивной тональности. Эксперт ИКЭС Андрей Баталов, оценив творчество Павла Андреева в очень позитивном ключе (эксперт знаком с архитектором по опыту совместной работы над реставрацией императорских покоев Большого кремлевского двора), высказался о проекте неоднозначно. С одной стороны, проект хорош и определенно лучше всех предыдущих. С другой стороны, по мнению эксперта, следовало бы восстановить овальный вестибюль «Детского мира»; на месте первоначального перекрытия атриума сделать стеклянный свод; и восстановить хотя бы часть парадных лестниц.
Андрей Баталов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внучка архитектора «Детского мира», преподаватель МАрхИ и эксперт ICOMOSa Наталья Душкина высказалась более радикально. Начав с того, что ни одно письмо защитников здания в течение последних трех месяцев не получило ответа от девелоперов. За это время интерьеры (в том числе остатки Лубянского пассажа под землей) были практически уничтожены. «Я убеждена, что капитализация сильно упала с связи с тем, что сделала не АФК «Система», а «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» – сказала Наталья Душкина. Причем вначале девелоперы говорили о том, что нужны подземные этажи для парковок большого магазина, и для этого надо все ломать. А когда сломали, выяснилось, что ФСБ запретило копать и парковок у «Детского мира» будет мало – рассказала Душкина. Добавив, что здание ее деда является объектом авторского права и проект его реконструкции должен быть согласован с ней как с наследницей авторских прав. Наталья Душкина считает, что необходимо вернуться к формулировке предмета охраны «Детского мира» как памятника, который был отвергнут в 2005 году в угоду АФК «Системе» и который, по словам Душкиной, «ничего не охраняет».
Наталья Душкина. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К этому необходимо добавить, что если предмет охраны будет изменен, как того требует Наталья Душкина и «Архнадзор», то девелоперы будут обязаны восстановить атриум в прежних формах (двухъярусный), вестибюль и лестницы, о которых говорил Андрей Баталов. Это тоже прозвучало на презентации.

Разные оттенки скептической оценки проекта высказали Павел Пожигайло (председатель попечительского совета ВООПИиК) и архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес («я присоединюсь к меньшинству»). Елена Гонсалес также сказала, что, по ее мнению, в истории с утратой интерьеров «Детского мира» виноват не столько девелопер, сколько архитекторы. «Девелопер всегда стремится получить свое, это естественно, и здесь архитекторы должны ему говорить, что можно делать, а чего нельзя, так что это печальная история о социальной ответственности именно архитекторов». «Теперь мы закрыли эту печальную страницу нашей истории, теперь у нас новый проект» – тут же парировала это высказывание представитель ГАЛСа, ведущая встречу.
Елена Гонсалес. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Резюмируя все сказанное, можно сказать: ко мнению защитников подлинного интерьера здания никто не прислушался; интерьеры и остатки Лубянского пассажа полностью утрачены (все это, однако, сделано в рамках закона); большая парковка, ради которой это делалось, не получилась. Между тем компания «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» сменила архитектора вполне правильно (абсолютно все, кто говорил на этой встрече, очень высоко оценивали Павла Андреева как архитектора, только Наталья Душкина в своем выступлении не коснулась этой темы). Павел Андреев справился уже не с одним спорным проектом – самый известный это Манеж, реконструированный им после пожара (градозащитники и эксперты этим проектом недовольны, так как, в частности, там исчез исторический подшивной потолок; но многим критикам, в том числе Григорию Ревзину, новый интерьер Манежа понравился).

Словом, вокруг проекта реконструкции «Детского мира» за годы накопилось страшное количество отрицательных эмоций. ГАЛС упорно с ними борется, изо всех сил работая над позитивным имиджем; до настоящего времени получалось не очень. Появление нового проекта достаточно сильный шаг («ГАЛС сменил галс – пошутил Павел Андреев»). Вероятно, в ближайшее время мы узнаем, сможет ли один архитектор преодолеть шлейф утрат и грусти, накопившихся вокруг истории с «Детским миром».
Так выглядит «Детский мир» сейчас. От него остались одни стены, но они стоят
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет.Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павел Андреев. Атриум «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павел Андреев. Проект реконструкции «Детского мира». Макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лариса Лазарева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Кибовский. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Алекандр Кузьмин. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Андрей Боков. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

05 Июня 2012

Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.