Это эскизный проект, и не все детали в нем пока очевидны и не на все вопросы находятся ответы, однако общая концепция достаточно ясна. Павел Андреев предложил сделать в обновленном магазине атриум той же площади и той же прямоугольной формы, как и в утраченном старом атриуме архитектора Алексея Душкина. Атриум, как и ранее предполагалось в проектах ГАЛСа, занимает всю высоту здания. Его потолок по замыслу Павла Андреева должен быть не стеклянным-прозрачным, он должен быть экраном, на котором, в зависимости от обстоятельств, будут появляться разные картины. На макетах для примера взяты иллюстрации Билибина, но, по словам архитектора, там может быть что угодно, соответствующее теме праздника, проходящего в данный момент в атриуме (на языке вертится очевидная аналогия – идея меняющегося потолка кажется заимствованной из пиршественного зала школы Хогвартс, где, как известно, клубились облака и сияли звезды).
Но главное не это. Стены атриума Павел Андреев предложил сделать парафразом основного мотива фасадов Душкина, повторив его большие арки, окна, легкий руст и даже фриз с медальонами. Нижний этаж получает каннелированную колоннаду как у Душкина, второй превращается в балкон c лампами, а вот выше начинаются арки.
К центральному атриуму архитектор добавил еще два маленьких внутренних двора. По периметру внешних стен, в простенках между окнами, он поместил множество коммуникационных шахт, которые заодно выполняют роль пилонов – ребер жесткости, укрепляющих здание (по словам Павла Андреева, «здание парусное» и ветровые нагрузки на него достаточно большие). Застроенные в позднее время проемы и проходы освобождаются, а со стороны улицы Рождественки, где в советское время к магазину подвозили товары на грузовых троллейбусах (сцена с этими троллейбусами есть в фильме «Берегись автомобиля»). Общая площадь будущего магазина уменьшилась с 75 до 70 тысяч метров, причем для атриума было освобождено (забрано у потенциальных торговых площадей) 2500 метров – что представители ГАЛСа подчеркнули, говоря и своей социальной ответственности.
Руководитель компании Сергей Калинин начал свою вступительную речь с благодарностей в адрес «Архнадзора» (впрочем, представителей движения на презентации не было). Градозащитники, по его словам, не дали компании успокоиться и заставили искать новое решение. И вот это решение найдено. Вчерашняя презентация – поворотный момент в истории с «Детским миром», надеются девелоперы. Центральный атриум, рассказал Сергей Калинин, будет отдан в ведение управляющей компании, и в нем будут проводиться разны мероприятия для детей, это будет своего рода крытая городская площадь, открытая городу (действительно, в проекте Павла Андреева убраны многие лишние элементы, закрывавшие входы в предыдущем проекте архитектора Сергея Леонова из «Моспроекта-2»). По словам Сергея Калинина, опасения противников реконструкции, предполагавших что для магазина не найдется достаточно арендаторов с детскими товарами, не оправдались. Уже стоит очередь потенциальных арендаторов – сказал Сергей Калинин. Однако позже он же подчеркнул, что проект социальный и не то чтобы выгодный. Впрочем, представители девелопера немного и неохотно говорили о коммерческой составляющей проекта (даже коммерческий консультант Максим Гасиев говорил в основном об архитектуре, входах и потолке). Так что тема окупаемости осталась не вполне раскрытой.
Проект хвалили: глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, глава Союза архитекторов России Андрей Боков, архитектор Юрий Платонов. Реставратор Лариса Лазарева вкратце рассказала о своей работе с «Детским миром», не давая оценок проекту, но не выходя из общей позитивной тональности. Эксперт ИКЭС Андрей Баталов, оценив творчество Павла Андреева в очень позитивном ключе (эксперт знаком с архитектором по опыту совместной работы над реставрацией императорских покоев Большого кремлевского двора), высказался о проекте неоднозначно. С одной стороны, проект хорош и определенно лучше всех предыдущих. С другой стороны, по мнению эксперта, следовало бы восстановить овальный вестибюль «Детского мира»; на месте первоначального перекрытия атриума сделать стеклянный свод; и восстановить хотя бы часть парадных лестниц.
Внучка архитектора «Детского мира», преподаватель МАрхИ и эксперт ICOMOSa Наталья Душкина высказалась более радикально. Начав с того, что ни одно письмо защитников здания в течение последних трех месяцев не получило ответа от девелоперов. За это время интерьеры (в том числе остатки Лубянского пассажа под землей) были практически уничтожены. «Я убеждена, что капитализация сильно упала с связи с тем, что сделала не АФК «Система», а «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» – сказала Наталья Душкина. Причем вначале девелоперы говорили о том, что нужны подземные этажи для парковок большого магазина, и для этого надо все ломать. А когда сломали, выяснилось, что ФСБ запретило копать и парковок у «Детского мира» будет мало – рассказала Душкина. Добавив, что здание ее деда является объектом авторского права и проект его реконструкции должен быть согласован с ней как с наследницей авторских прав. Наталья Душкина считает, что необходимо вернуться к формулировке предмета охраны «Детского мира» как памятника, который был отвергнут в 2005 году в угоду АФК «Системе» и который, по словам Душкиной, «ничего не охраняет».
К этому необходимо добавить, что если предмет охраны будет изменен, как того требует Наталья Душкина и «Архнадзор», то девелоперы будут обязаны восстановить атриум в прежних формах (двухъярусный), вестибюль и лестницы, о которых говорил Андрей Баталов. Это тоже прозвучало на презентации.
Разные оттенки скептической оценки проекта высказали Павел Пожигайло (председатель попечительского совета ВООПИиК) и архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес («я присоединюсь к меньшинству»). Елена Гонсалес также сказала, что, по ее мнению, в истории с утратой интерьеров «Детского мира» виноват не столько девелопер, сколько архитекторы. «Девелопер всегда стремится получить свое, это естественно, и здесь архитекторы должны ему говорить, что можно делать, а чего нельзя, так что это печальная история о социальной ответственности именно архитекторов». «Теперь мы закрыли эту печальную страницу нашей истории, теперь у нас новый проект» – тут же парировала это высказывание представитель ГАЛСа, ведущая встречу.
Резюмируя все сказанное, можно сказать: ко мнению защитников подлинного интерьера здания никто не прислушался; интерьеры и остатки Лубянского пассажа полностью утрачены (все это, однако, сделано в рамках закона); большая парковка, ради которой это делалось, не получилась. Между тем компания «ГАЛС-ДЕВЕЛОПМЕНТ» сменила архитектора вполне правильно (абсолютно все, кто говорил на этой встрече, очень высоко оценивали Павла Андреева как архитектора, только Наталья Душкина в своем выступлении не коснулась этой темы). Павел Андреев справился уже не с одним спорным проектом – самый известный это Манеж, реконструированный им после пожара (градозащитники и эксперты этим проектом недовольны, так как, в частности, там исчез исторический подшивной потолок; но многим критикам, в том числе Григорию Ревзину, новый интерьер Манежа понравился).
Словом, вокруг проекта реконструкции «Детского мира» за годы накопилось страшное количество отрицательных эмоций. ГАЛС упорно с ними борется, изо всех сил работая над позитивным имиджем; до настоящего времени получалось не очень. Появление нового проекта достаточно сильный шаг («ГАЛС сменил галс – пошутил Павел Андреев»). Вероятно, в ближайшее время мы узнаем, сможет ли один архитектор преодолеть шлейф утрат и грусти, накопившихся вокруг истории с «Детским миром».