В прошедшие выходные состоялся третий семинар по развитию московской агломерации, пишет газета «Известия». На этот раз архитектурные команды, участвующие в конкурсе, заострили внимание на транспортных проблемах столицы. Так, французская команда Antoine Grumbach et Associes предложила идею строительства большого железнодорожного кольца и четырех новых вокзалов в ближайшем Подмосковье, а также нового кольца скоростного метро в центре города. Американская команда Urban Design Associates в вопросе развития железнодорожных узлов пошла дальше: архитекторы считают, что гигантский вокзал мог бы разместиться на месте снесенной гостиницы «Россия». Кроме того, американцы предложили запустить часть русла Москвы-реки на новые территории. «Это, как говорят на молодежном жаргоне, прикол. Уверяю вас, это очень серьезные люди, и в некотором отношении это была шутка», – прокомментировал предложения американской команды член экспертной группы конкурса Вячеслав Глазычев. Андрей Чернихов в своем выступлении сказал, что вокзалы, расположенные в центре города, должны быть закрыты либо превращены в музеи. А новые вокзалы должны быть построены ближе ко МКАД. Один из соавторов концепции развития московской агломерации, представленной мастерской Чернихова, архитектор Алексей Гинзбург рассказал, что их команда своими предложениями старается вернуть городу его лицо. Для них Москва, прежде всего, исторически знаковое место. Алексей Гинзбург не исключают возможности переноса властных структур на территорию «новой» Москвы, но при этом подчеркивает, что это не решит проблему транспортной перегрузки столицы. (См. материал Архи.ру о третьем семинаре Большой Москвы). Между тем, как сообщил «Московскому комсомольцу» источник в горадминистрации, власти разочарованы предварительными результатами конкурса. Конструктивных предложений пока мало, а те, что есть, были очевидны и без привлечения дорогостоящих иностранных специалистов. Тем не менее чиновники уже готовятся к переселению на территорию «новой» Москвы. Они рекомендуют включить в список памятников культурного наследия здание Госдумы на Охотном Ряду, чтобы после переезда не отдавать здание под офисы.
На этой неделе СМИ опубликовали несколько интервью. Журнал «Афиша» побеседовал с руководителем Центрального парка Нью-Йорка Дагласом Блонски, который приезжал на Московскую биеннале архитектуры по приглашению «Друзей Зарядья». Американец высказал свои предложения относительного будущего парка в Зарядье. Он считает, что Красная площадь могла бы получить свое продолжение и связаться с «Зеленой площадью». Но для начала стоит понять, кто будет использовать парк. Даглас Блонски предлагает его делать для москвичей, которых пока вблизи Зарядья мало, но именно парк и станет катализатором развития района при условии его доступности. Также эксперт уверен, что парк должен быть свободным пространством, без жестких ограничений для посетителей, в нем должна быть вода и развитое подземное пространство.
Новый президент Союза московских архитекторов (СМА), главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков рассказал «РИА Новостям», что основной своей задачей на новом посту он считает консолидацию всех архитектурных сил Москвы. Сегодня профессия архитектора уничтожается, а само слово «архитектор» стало уже почти ругательным как в строительной сфере, так и в сфере властных структур, говорит Николай Шумаков. Заказчики не понимают, зачем тратить лишние деньги на создание качественной среды, которую формирует архитектор. Во всем другом мире совсем иное отношение к среде и, соответственно, к архитектору.
Креативный директор сиэтлского офиса компании Frog, занимающейся интерактивным дизайном, Скотт Назарян поделился с «Теориями и практиками» своими представлениями о городах будущего. Он полагает, что города нужно создавать, как компьютерные программы, чтобы у них была необходимая гибкость. Город, по его мысли, должен подстраиваться под его жителей, городские функции должны перемещаться в зависимости от потребностей людей. А японский архитектор Кенго Кума рассказал газете «Известия» о создании нового типа гармонии и нового интеллектуального стиля взаимодействия между материалами и человеком. Он считает, для этого есть все возможности как у японских, так и русских архитекторов, которые могли бы объединить свои усилия. Россия обладает огромным потенциалом в использовании местных материалов благодаря своим природным богатствам. А новый образ среды Кенго Кума как раз и связывает в первую очередь с материалами, а не с формами. В Японии при строительстве уже давно активно используются местные материалы – бамбук и рисовая бумага.
Совсем скоро, в начале осени 2012 года, москвичи смогут своими глазами увидеть пример японской архитектуры, выполненной из бумаги. Японский архитектор Ширегу Бан спроектировал временный павильон Центра современной культуры «Гараж» в Парке культуры им. Горького. Основу павильона составят бумажные колонны (трубы), которые производит петербургская фабрика. В итоге колонны образуют здание овальной формы общей площадью 2,4 тыс. кв. м и высотой 6 м. Архитектор использует бумагу в своих проектах, в том числе и в несущих конструкциях. Но на этот раз внешняя бумажная стена нагрузки не несет, крыша опирается на внутренние стальные стены.
Лучшим зданием и обладателем всероссийской архитектурно-строительной премии Best Building Awards 2012 стал «Дом на Мосфильмовской» в Москве, спроектированный бюро Сергея Скуратова, пишет The Village. Отбор проектов проходил в три этапа. Сначала Общественный совет под руководством архитектора Андрея Бокова выбрал 30 домов. Далее номинантов оценивал Экспертный совет, возглавляемый архитектором Сергеем Чобаном, который выделил 12 финалистов. Победителей же определило открытое онлайн-голосование. По данным организаторов, в нем приняли участие 33 тыс. человек из 20 стран мира. Кроме «Дома на Мосфильмовской» был отмечен Московский планетарий в номинации «Реконструкция года», а также столичный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии в номинации «Самый яркий социальный объект года». (См. также текст Архи.ру о наградах Дома года).
В Петербурге активно обсуждают открытие после трех лет реконструкции Летнего сада. Выделенных из федерального бюджета 2,3 млрд рублей хватило на реставрацию 92 скульптур и изготовление их копий, лечение зеленого массива, ремонт павильонов, восстановление боскетов и фонтанов, воссоздание петровского Гаванца и запуск wi-fi. А вот на реставрацию Летнего дворца Петра и домик Петра на другой стороне Невы выделенных средств оказалось недостаточно. Их реставрация станет следующим этапом работ. Газета «Московские новости» пишет, что исторический Летний сад, который видел Пушкин, утрачен навсегда. К XIX веку он уже не был регулярным, в нем не было Соболиных клеток и фонтанов. Это был живописный, воздушный парк. Но сегодняшним властям, видимо, ближе строгость, регулярность и подделки вместо оригиналов. Автор заключает, что «Летний сад в его нынешнем виде – прямой наследник Константиновского дворца, резиденции Путина, где нет вообще ни одной исторической вещи». Недоволен реконструкцией и сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис: «Полностью исчезла та прозрачность, которая была присуща Летнему саду в течение последних полутора веков. Сейчас Летний сад – это какая-то коллекция тупичков, сформированных будущими шпалерами, которые на данный момент являются простыми заборами». А депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко оценивает реконструкцию положительно. Он говорит, что Летний сад стал более разнообразным и многофункциональным, превратился в музей под открытым небом.