Знаки времени

Размышления Григория Ревзина об «Арх-Москве»; третий семинар по развитию московской агломерации; взгляд американских и японских экспертов на проблемы архитектуры России; лучший дом года и открытие Летнего сада в Петербурге, – обо всем этом читайте в свежем обзоре прессы.

mainImg
Григорий Ревзин на этой неделе написал две статьи, посвященные прошедшей выставке «Арх Москва». В одной из них он рассуждает об идентичности «сверху». При Юрии Лужкове она выражалась в «московском стиле». А при нынешнем мэре Москвы Сергее Собянине – в его попытках наладить диалог с креативным классом, используя при этом в качестве площадки ЦПКиО имени Горького. Но креативный класс в критический момент отправился на Чистые пруды и на Баррикадную, даже и не вспомнив о парке. Это, пишет Ревзин, можно считать провалом собянинского проекта. Критик задается вопросом, каким образом это все связано с выставкой. И сам отвечает – никак. А если «происходящее в Москве не имеет никакого отношения к «Арх Москве», означает, что и «Арх Москва» не имеет никакого отношения к тому, что творится в городе. И это странно для выставки, которая называется  «Арх Москва» и которая занята поисками новой идентичности». Вторая статья критика посвящена впервые представленной на «Арх Москве» выставке неоклассической архитектуры, которую  курировал Максим Атаянц. Во времена Юрия Лужкова архитекторы, обращающиеся к историческим стилям,  были «охвостьем архитектурной оппозиции». Теперь эта немногочисленная часть архитекторов, которые между собой выясняют кто из них лучше, – просто оппозиция. Критик проводит сравнения с оппозицией политической. Так, Максим Атаянц лучше всех, потому что он строит целые города, он  единственный, кому пришло в голову всех собрать и выступить вместе, и он верит, что из этого выйдет толк. Это Владимир Рыжков неоклассической архитектуры. Михаил Белов лучше всех, потому что он больше всех построил, он считает необходимым и правильным сотрудничать с властью, влиять на ее вкусы, он человек большого личного очарования и обаяния. И поэтому он – неоклассическая Ксюша Собчак. Дмитрия Бархина он сравнивает с Людмилой Алексеевой, а Михаила Филиппова – с Борисом Немцовым. И пока все эти архитекторы выясняют, кто из них лучше, не образуя движения, перспектив никаких нет. Также как и нет перспектив в жизни  обывателей, заключает критик.

В прошедшие выходные состоялся третий семинар по развитию московской агломерации, пишет газета «Известия». На этот раз архитектурные команды, участвующие в конкурсе, заострили внимание на транспортных проблемах столицы. Так, французская команда Antoine Grumbach et Associes предложила идею строительства большого железнодорожного кольца и четырех новых вокзалов в ближайшем Подмосковье, а также нового кольца скоростного метро в центре города. Американская команда Urban Design Associates в вопросе развития железнодорожных узлов пошла дальше: архитекторы считают, что гигантский вокзал мог бы разместиться на месте снесенной гостиницы «Россия». Кроме того, американцы предложили запустить часть русла Москвы-реки на новые территории. «Это, как говорят на молодежном жаргоне, прикол. Уверяю вас, это очень серьезные люди, и в некотором отношении это была шутка», – прокомментировал предложения американской команды член экспертной группы конкурса Вячеслав Глазычев. Андрей Чернихов в своем выступлении сказал, что вокзалы, расположенные в центре города, должны быть закрыты либо превращены в музеи. А новые вокзалы должны быть построены ближе ко МКАД. Один из соавторов концепции развития московской агломерации, представленной мастерской Чернихова, архитектор Алексей Гинзбург рассказал, что их команда своими предложениями старается вернуть городу его лицо. Для них Москва, прежде всего, исторически знаковое место. Алексей Гинзбург не исключают возможности переноса властных структур на территорию «новой» Москвы, но при этом подчеркивает, что это не решит проблему транспортной перегрузки столицы. (См. материал Архи.ру о третьем семинаре Большой Москвы). Между тем, как сообщил «Московскому комсомольцу» источник в горадминистрации, власти разочарованы предварительными результатами конкурса. Конструктивных предложений пока мало, а те, что есть, были очевидны и без привлечения дорогостоящих иностранных специалистов. Тем не менее чиновники уже готовятся к переселению на территорию «новой» Москвы. Они рекомендуют  включить в список памятников культурного наследия здание Госдумы на Охотном Ряду, чтобы после переезда не отдавать здание под офисы.

На этой неделе СМИ опубликовали несколько интервью. Журнал «Афиша» побеседовал с руководителем Центрального парка Нью-Йорка Дагласом Блонски, который приезжал на Московскую биеннале архитектуры по приглашению «Друзей Зарядья». Американец высказал свои предложения относительного будущего парка в Зарядье. Он считает, что Красная площадь могла бы получить свое продолжение и связаться с «Зеленой площадью». Но для начала стоит понять, кто будет использовать парк. Даглас Блонски предлагает его делать для москвичей, которых пока вблизи Зарядья мало, но именно парк и станет катализатором развития района при условии его доступности. Также эксперт уверен, что парк должен быть свободным пространством, без жестких ограничений для посетителей, в нем должна быть вода и развитое подземное пространство.

Новый президент Союза московских архитекторов (СМА), главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков рассказал «РИА Новостям», что основной своей задачей на новом посту он считает консолидацию всех архитектурных сил Москвы. Сегодня профессия архитектора уничтожается, а само слово «архитектор» стало уже почти ругательным как в строительной сфере, так и в сфере властных структур, говорит Николай Шумаков. Заказчики не понимают, зачем тратить лишние деньги на создание качественной среды, которую формирует архитектор. Во всем другом мире совсем иное отношение к среде и, соответственно, к архитектору.

Креативный директор сиэтлского офиса компании Frog, занимающейся интерактивным дизайном, Скотт Назарян поделился  с «Теориями и практиками» своими представлениями о городах будущего. Он полагает, что города нужно создавать, как компьютерные программы, чтобы у них была необходимая гибкость. Город, по его мысли, должен подстраиваться под его жителей, городские функции должны перемещаться в зависимости от потребностей людей. А японский архитектор Кенго Кума рассказал газете «Известия» о создании нового типа гармонии и нового интеллектуального стиля взаимодействия между материалами и человеком. Он считает, для этого есть все возможности как у японских, так и русских архитекторов, которые могли бы объединить свои усилия. Россия обладает огромным потенциалом в использовании местных материалов благодаря своим природным богатствам. А новый образ среды Кенго Кума как раз и связывает в первую очередь с материалами, а не с формами. В Японии при строительстве уже давно активно используются местные материалы – бамбук и рисовая бумага.

Совсем скоро, в начале осени 2012 года, москвичи смогут своими глазами увидеть пример японской архитектуры, выполненной из бумаги. Японский архитектор Ширегу Бан спроектировал временный павильон Центра современной культуры «Гараж» в Парке культуры им. Горького. Основу павильона составят бумажные колонны (трубы), которые производит петербургская фабрика. В итоге колонны образуют здание овальной формы общей площадью 2,4 тыс. кв. м и высотой 6 м. Архитектор использует бумагу в своих проектах, в том числе и в несущих конструкциях. Но на этот раз внешняя бумажная стена нагрузки не несет, крыша опирается на внутренние стальные стены.
zooming
Проект временного павильона Центра современной культуры «Гараж» в Парке Горького © Шигеру Бан
Лучшим зданием и обладателем всероссийской архитектурно-строительной премии Best Building Awards 2012 стал «Дом на Мосфильмовской» в Москве, спроектированный бюро Сергея Скуратова, пишет The Village. Отбор проектов проходил в три этапа. Сначала Общественный совет под руководством архитектора Андрея Бокова выбрал 30 домов. Далее номинантов оценивал Экспертный совет, возглавляемый архитектором Сергеем Чобаном, который выделил 12 финалистов. Победителей же определило открытое онлайн-голосование. По данным организаторов, в нем приняли участие 33 тыс. человек из 20 стран мира. Кроме «Дома на Мосфильмовской» был отмечен Московский планетарий в номинации «Реконструкция года», а также столичный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии в номинации «Самый яркий социальный объект года». (См. также текст Архи.ру о наградах Дома года).

В Петербурге активно обсуждают открытие после трех лет реконструкции Летнего сада. Выделенных из федерального бюджета 2,3 млрд рублей хватило на реставрацию 92 скульптур и изготовление их копий, лечение зеленого массива, ремонт павильонов, восстановление боскетов и фонтанов, воссоздание петровского Гаванца и запуск wi-fi. А вот на реставрацию Летнего дворца Петра и домик Петра на другой стороне Невы выделенных средств оказалось недостаточно. Их реставрация станет следующим этапом работ. Газета «Московские новости» пишет, что исторический Летний сад, который видел Пушкин, утрачен навсегда. К XIX веку он уже не был регулярным, в нем не было Соболиных клеток и фонтанов. Это был живописный, воздушный парк. Но сегодняшним властям, видимо, ближе строгость, регулярность и подделки вместо оригиналов. Автор заключает, что «Летний сад в его нынешнем виде – прямой наследник Константиновского дворца, резиденции Путина, где нет вообще ни одной исторической вещи». Недоволен реконструкцией и сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис: «Полностью исчезла та прозрачность, которая была присуща Летнему саду в течение последних полутора веков. Сейчас Летний сад – это какая-то коллекция тупичков, сформированных будущими шпалерами, которые на данный момент являются простыми заборами». А депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко оценивает реконструкцию положительно. Он говорит, что Летний сад стал более разнообразным и многофункциональным, превратился в музей под открытым небом.

01 Июня 2012

Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.