02.04.2012

Ландшафтный символизм

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась выставка работ норвежского бюро «Снохетта». Под сводами Аптекарского приказа показаны как постройки, так и пока не реализованные проекты разного масштаба и «жанра».

информация:

Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Экспозиция в МуАре составлена из серии призм-лайтбоксов, макетов, двух фильмов о работе мастерской, а также большого стола-тачпада, содержащего подробный каталог проектов «Снохетты». Впрочем, он все равно не полон: за чуть больше 20 лет существования бюро разработало более 800 проектов, и охватить их все было бы крайне сложно.
Библиотека в Александрии © Gerald Zugmann. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Библиотека в Александрии © Gerald Zugmann. Фото предоставлено Музеем архитектуры


Выставку представили москвичам ее куратор Эва Мадсхюс, руководитель архитектурного отдела Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло, и Йенни Осульдсен, ландшафтный архитектор, одна из партнеров «Снохетты». Они прочли в МАРХИ совместную лекцию, и г-жа Осульдсен провела в Галерее Вхутемас круглый стол со студентами. Такая «пояснительная» программа пришлась более чем кстати: современная норвежская архитектура и работы «Снохетты» как самого известного его представителя, хотя и неплохо известна за рубежом страны, в том числе и в России, но обладает интересными «родовыми» чертами, полностью понять которые без знания контекста сложно.
Александрийская библиотека. Фото с сайта thecultureconcept.com
Александрийская библиотека. Фото с сайта thecultureconcept.com


Главной из этих черт является склонность к символизму, но не в поверхностном постмодернистском, а более в философском варианте. К таким размышлениям был склонен главный норвежский архитектор 20 столетия, лауреат Притцкеровской премии Сверре Фен, и «Снохетта» во многом является его наследницей, хотя основатели мастерской Хьетиль Торсен и Крейг Дайкерс, в отличие от большинства коллег, не учились у него в Школе архитектуры и дизайна в Осло. Однако, как и он, они оперируют терминами «прошлое», «настоящее», «будущее», «горизонт», соотнося свои проекты с этими метафизическими понятиями.
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой


Библиотека в Александрии (победой на этом международном конкурсе в 1989 начинается официальная история бюро) с ее огромным запрокинутым диском фасада-крыши отмечает переход от глади залива к суше, сливаясь с этой границей и подчеркивая ее. Схожесть с солнечным кругом — уже более позднее наслоение смысла, во многом принесенное зрителем.
Кривая линия деревянной стены зрительного зала Национальной оперы в Осло не только отделяет зал от фойе и площади перед ним, но и обозначает границу моря (театр построен на искусственном острове в Осло-фьорде и с трех сторон окружен водой) и суши, фьорда и города, даже европейской и норвежской культуры! А популярное сравнение белой мраморной постройки с айсбергом, хотя и вполне актуально, также вторично.
Вид экспозиции "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Анны Мартовицкой
Вид экспозиции "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Анны Мартовицкой


Поэтому так сложно определить стиль работы архитекторов: как и у Фена, это не привычный модернизм, также это и не «архитектура эксперимента», хотя отдельные постройки «Снохетты» о ней и напоминают. В иных проектах можно увидеть оттенки постмодернизма (например, «древний» каменный фасад с буквами и иероглифами, которым библиотека обращена к Александрии) или дигитальной архитектуры (многофункциональный комплекс «Ворота Рас-эль-Хайма» в ОАЭ), но в каждый проект —больше, чем сумма стилевых признаков.
Центр знаний и культуры Короля Абдулазиза в Саудовской Аравии Проект © Snøhetta. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Центр знаний и культуры Короля Абдулазиза в Саудовской Аравии Проект © Snøhetta. Фото предоставлено Музеем архитектуры


Центр знаний и культуры Короля Абдулазиза в Саудовской Аравии — на первый взгляд, еще один фантастический проект западных «звезд» на Ближнем Востоке: ведь даже сам Торсен отмечает, что в совсем молодых городах Аравийского полуострова работать легче, так как почти нет сопротивляющейся всему непривычному архитектурной традиции. Но, тем не менее, в основу проекта положен не случайный алгоритм, а фраза Итало Кальвино о том, что «культура — замковый камень арки». И обтекаемые объемы комплекса — это сложенная в подобие арки галька: ни один из камешков не может быть убран, каждый незаменим, иначе конструкция рассыплется. При этом архитекторы, также следуя норвежской традиции, взаимодействуют с ландшафтом как с важнейшим участником «архитектурного процесса». Заказчики не позволили поместить постройку среди пустыни, в прямом диалоге природы и рукотворного объекта, потребовав разбить вокруг сад, но «Снохетта» спроектировала для них не пышные тропические кущи, а парк из привычной к жаре местной флоры.
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой


Ландшафтные архитекторы, как и дизайнеры интерьера, с самого начала работали в бюро на равных правах с «настоящими» архитекторами. Поэтому в портфолио мастерской — интерьеры популярных ресторанов, ландшафтный дизайн скромных скверов и даже маленьких двориков в Осло: масштаб заказа не является важным, архитектура может положительно повлиять на жизнь людей на любом уровне. Среди проектов «Снохетты» — входной павильон мемориального музея 11 сентября в комплексе ВТЦ и реконструкция Таймс-сквер в Нью-Йорке, новый корпус музея современного искусства в Сан-Франциско, дополняющий знаменитое здание Марио Ботты, очередной Онкологический центр Мэгги в Шотландии, метро в Испании, музей в Мексике, но, несмотря на заслуженную международную репутацию, большинство ее построек располагается на территории Норвегии. Здесь ландшафт часто становится главным источником вдохновения и главным препятствием, сопротивляющимся вторжению человека, но результаты такого напряженного творческого процесса более чем оправдывают затраченные силы: это и музей Петера Дасса, врезанный в берег фьорда, чтобы не нарушать облик природной и архитектурной среды, и павильон для наблюдения за северными оленями «Тверфьельхютта», и многие другие объекты.
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой


Ландшафт и архитектура сливаются в городской среде. На пологой крыше-фасаде-площади оперного театра в Осло есть участки, где город исчезает из виду, и человек остается наедине с небом; кроме того, там архитекторы постарались свести к минимуму контроль за жителями со стороны государства, их подчинение внешним правилам. По их мнению, общество способно саморегулироваться, и пусть лучше нарушителя спокойствия остановят сограждане, чем полицейские, следящие за многочисленными видеокамерами. Свободе способствует открытый доступ в любое время дня и ночи, отсутствие скамеек и указателей. На крыше нельзя тренироваться скейтбордистам, но они все равно там упражняются, на что авторы проекта смотрят снисходительно. Крыша, официально оформленная как произведение искусства, не подпадает под закон о доступности среды для людей с ограниченными возможностями: иначе бы везде пришлось сделать специальные лестницы, яркие наклейки, возможно, даже полностью закрыть некоторые ее участки или изменить проект. Но архитекторы не считают такой выход из ситуации негуманным: по их мнению, общество само способно позаботиться о всех своих членах, и если, к примеру, человек, которому непросто передвигаться, захочет подняться на самый верх, ему обязательно помогут другие горожане.
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой


Также среди ключевых тем работы «Снохетты» — сотрудничество с художниками и создание арт-объектов, экологическая «устойчивость», использование новых или оригинальное применение хорошо известных технологий, становящееся своеобразным «наследием» реализованных проектов. Выставка в МуАре охватывает лишь часть идей и образов, уже ставших вкладом бюро в национальную и мировую архитектуру, но компактно и ярко сделанная экспозиция служит мостиком к дальнейшему знакомству со «Снохеттой» и норвежской архитектурой в целом.
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой
Национальный оперный театр в Осло. Фото Нины Фроловой
«Тверрфьелльхютта» – павильон Центра диких северных оленей © Ketil Jacobsen
«Тверрфьелльхютта» – павильон Центра диких северных оленей © Ketil Jacobsen
Павильон в музее искусств в Чивике, Швеция © Gerry Johansson. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Павильон в музее искусств в Чивике, Швеция © Gerry Johansson. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Tubaloon - сцена джазового фестиваля в Конгсберге. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Tubaloon - сцена джазового фестиваля в Конгсберге. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Музей Петера Дасса © Lindmann. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Музей Петера Дасса © Lindmann. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Входной павильон мемориального музея 11 сентября в комплексе ВТЦ в Нью-Йорке. Проект © Squared Design Lab & Snøhetta. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Входной павильон мемориального музея 11 сентября в комплексе ВТЦ в Нью-Йорке. Проект © Squared Design Lab & Snøhetta. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Йенни Осульдсен («Снохетта») открывает выставку "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Йенни Осульдсен («Снохетта») открывает выставку "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Эва Мадсхюс и Ирина Коробьина (МуАр) на открытии выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Эва Мадсхюс и Ирина Коробьина (МуАр) на открытии выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой
Открытие выставки "Snøhetta: архитектура – ландшафт – интерьер" в МуАр. Фото Елены Петуховой

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Вероника Дубовик
  • Валерия Преображенская
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Скуратов
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Чобан
  • Наталия Порошкина
  • Игорь Шварцман
  • Роман Леонидов
  • Сергей Орешкин
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Реутт
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Александр Попов
  • Наталия Зайченко
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Александр Порошкин
  • Дмитрий Васильев
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Катерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Кристина Павлова
  • Василий Крапивин
  • Евгений Подгорнов
  • Станислав Белых
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Шилова
  • Иван Рубежанский
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Фанерный театр
  • Жилой комплекс «Рихард»
  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort. Гигантский цветок у моря

Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи