Новая жизнь юбиляров

Об измененной концепции ГМИИ имени Пушкина, проекте реконструкции Шуховской башни, признании Охтинского мыса в Петербурге «достопримечательным местом», а также о других архитектурных событиях этой недели читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
На этой неделе в Москве была представлена измененная концепция реконструкции ГМИИ имени Пушкина, разработанная британским архитектором Норманом Фостером совместно с российским архитекторов Сергеем Ткаченко. Макет музейного городка, который должен появиться в районе Волхонки, выставлен в самом музее, а фотографии можно посмотреть на его сайте в Интернете. Подробнее об этом рассказывают «Вести-Москва». Новая концепция предполагает сохранение исторических зданий, которые вначале хотели снести, кроме того, в ней уменьшены габариты депозитария, который раньше перекрывал вид на Кремль, а  выставочный зал – «пятилистник» – и вовсе исчез. Всего в состав музея войдут 15 зданий, два из которых – депозитарно-реставрационный и выставочный центры будут построены, остальные же реконструированы и перепрофилированы. В частности, искусство ХХ века переедет в здание, занимаемое ныне Институтом философии РАН. Общая площадь ГМИИ увеличится с 50 тысяч кв. м до 111 тысяч, пишут «РИА Новости». Статья Валентина Дьяконова в газете «КоммерсантЪ» рассказывает о планах реконструкции и об их обсуждении на пресс-конференции 19 марта. «Не будет ли нарушением закона само обсуждение этого проекта?» – сказал на этой пресс-конференции координатор Архнадзора Рустам Рахматуллин.

Обсуждение идет всю неделю, и достаточно бурное. Архнадзор временно перестал активно спорить и увлекся историческими воспоминаниями о районе Волхонки, а архкритик Сергей Хачатуров, наоборот, назвал пять причин, по которым он – против даже скорректированного проекта.

Между тем, в Москве планируется создать и новый музей современного искусства. О нем газете «Коммерсант» рассказал  директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. Он называет будущий музей аналогом Центра Помпиду в Париже: «Это музей современного искусства нового типа, который сочетает музейную деятельность и выставочную, существует как экспериментальный полигон и одновременно информационный центр». Для этого необходим большой многофункциональный технически оснащенный комплекс, который предполагается построить на Бауманской улице по проекту мастерской архитектора Михаила Хазанова.

Продолжают развиваться события вокруг Шуховской башни в Москве, которой 19 марта исполнилось 90 лет. 22 марта эксперты фонда «Шуховская башня» заявили о своем несогласии «со многими предложениями разработчиков» проекта реконструкции башни. Разработчик – ООО «Качество и надежность», как стало известно недавно, собирается демонтировать две верхних секции башни и заменить шуховские заклёпки на болты. Эксперты считают такой подход совершенно неприемлемым. Башня может попросту разрушиться в процессе работ, если правильно не просчитать все нагрузки. К тому же ей требуется не реконструкция, а реставрация, и, главное, денег, выделенных на работы – 135 млн. рублей, не хватит и на половину нормальных реставрационных работ. Эксперты предлагают потратить выделенные 135 млн. на консервацию памятника: удаление ржавчины и лишнего бетона в цоколе, покрытие антикоррозионным составом и замену небольшой части аварийных заклепок на болты. Затем – говорится в заявлении – надо добиваться дополнительного, большего финансирования (еще 210-230 млн.) и уже на эти деньги полностью перебрать башню на заклепках, используя шуховскую технологию. Поразительно, но в России есть специалисты, способные это сделать: с использованием этой технологии недавно построены конные манежи и оранжереи на Рублевке – такие конструкции стали модными с подачи Филиппа Старка. Это, прямо скажем, самая пронзительная деталь заявления. На оранжереи деньги есть, а на реставрацию уникального памятника, выходит, нету.

От досады правнук великого инженера Владимир Шухов заявил, что если башню не приведут в надлежащий вид, то уж лучше пусть сносят, чтобы не позориться. Вскоре он, правда, скорректировал свою позицию, сказав, в частности, в интервью «Газете.ру», что снести ее нельзя – она же памятник, и одновременно призвав  Минкульт подать заявку о внесении башни в список наследия ЮНЕСКО. Одна из важных проблем, по убеждению Владимира Шухова, состоит в том, что если сейчас при реконструкции больше 15% деталей башни заменят на новые, она фактически станет новоделом.

Владимир Шухов также рассказал, что швейцарские специалисты в ближайшее время собираются сканировать башню с помощью беспилотного вертолета (на 2 млн. евро, выделенных Евросоюзом). Впрочем, попытки сканирования предпринимались и раньше. На днях, к юбилею памятника, Андрей Леонов показал свой 3D-проект башни, сделанный в Институте истории естествознания и техники РАН, сообщает «Новая газета». Специалисты Академии сканировали с земли, находясь под башней и приподнимая сканер на несколько уровней; однако им не удалось отсканировать все детали и модель планируется дорабатывать с использованием старых обмеров. В статье также рассказано о двух более ранних попытках визуализации и сканирования. В Математическом институте Стеклова сделали модель для учебного фильма на основе обмеров. Подрядчики реконструкции (уже упомянутое ООО «Качество и надежность») сканировали с крыш прилегающих зданий, с расстояния 100-200 метров. Точность такого сканирования – 5-10 мм, и эксперты фонда «Шуховская башня» считают ее недостаточной для расчетов. Швейцарская модель, если удастся ее сделать, должна стать самой точной из всех имеющихся. Впрочем, согласования на доступ вертолета в воздушное пространство башни «на 70% получены» – сообщил вице-президент фонда Сергей Ареньев «Московской перспективе». Там же рассказано о нескольких проектах создания парка вокруг Шуховской башни, появившихся в 2000-е годы и затем заброшенных за отсутствием финансирования.

15 марта завершился первый этап конкурса на концепцию парка на месте гостиницы «Россия». До 26 марта будет работать жюри, а пока что обсуждение темы московского Зарядья в прессе вновь обострилось. Архитектор Сергей Чобан опубликовал в газете «Известия» свою статью, в которой, говоря о возможных путях возвращения городу человеческого масштаба раскритиковал идею воссоздания исторических кварталов как искусственную. И, одобрив идею парка в целом, тем не менее призвал реализовать ее «обязательно на мировом уровне». Провести «должным образом конкурс» и реализовать «в мельчайших деталях его результат».

Между тем пока что конкурс проводится иначе: на конкурс концепций было дано полтора месяца, а участвовать в нем мог кто угодно (не только профессиональные архитекторы). «Независимая газета» сообщает, что 26 марта в Доме на Брестской откроется выставка проектов, где все желающие смогут проголосовать за понравившийся проект. Пока же конкурсных проектов никто не видел, но описания некоторых из них постепенно появляются в прессе. Так, ГИМ предлагает отдать Зарядье музейному центру. В прессу также просочилась информация о проектах устройства в парке на месте пресловутой гостиницы: бассейнов с морской водой, уменьшенной копии России или парка уменьшенных копий памятников Москвы. Директор ГУП «Моспромпроект» Сергей Соколов рассказал о проекте своего института «Московским Новостям». Там запланирована конструкция, которую авторы называют не иначе как «покров», под которым зимой будут незамерзать пруды, бить фонтаны и благоденствовать теплолюбивые растения; место «художественной составляющей» в этом проекте занимают расставленные по парку «изображения самых великих людей в истории», а место бутиков – «ярмарочная составляющая». Словом, выставка проектов будущего парка обещает быть как минимум нескучной.

На этой неделе на сайте building.ua была опубликована статья президента Союза архитекторов Андрея Бокова, посвященная проблемам современного развития российских городов. В статье перечислены, а местами даже затронуты многие болезненные проблемы, например, «полное фиаско модернистской концепции города», реформа нормативной базы и приведение ее в соответствие с еврокодами (тут президент САР справедливо подметил, что «люди, которые несут ответственность в нашей стране за формирование этой базы, толком, я боюсь, не знают, что такое еврокоды»), проблемы транспорта и нового представления о качестве городской среды. «Задача профессионального сообщества – донести эти представления до лиц, принимающих решения», – заключает Андрей Боков. Статья похожа на программную; впрочем, читатели фейсбука мгновенно подметили, что президент САР перепутал в ней сенсибилити и sustainability.

Мэрия Москвы определила первые памятники архитектуры, которые инвесторы после реставрации смогут получить в аренду на 49 лет за символическую плату 1 рубль за 1 кв. м в год, пишет газета «Коммерсант». Это два особняка на Николоямской улице (усадьба Морозовых и жилой дом купца Баулина)  и усадьба в Подсосенском переулке. На реставрацию мэрия дает срок до пяти лет, в течение которого ставка аренды будет коммерческой. Кроме того, московская администрация по поручению мэра Москвы Сергея Собянина объявила международный конкурс на разработку комплексного развития Мневниковской поймы, являющейся частью природно-исторического парка «Москворецкий». Застроить планируется не более 30% данной территории: там расположатся музей, эко-отель и специальные места для пикников. Предполагается, что итоги конкурса будут подведены в конце лета 2012 года, а работы по благоустройству могут начаться уже в 2013 году.

А в Петербурге «Газпром» вплотную приблизился к своей цели – строительству общественно-делового района на берегу Финского залива. Комитет по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) признал Охтинский мыс «достопримечательным местом», что означает возможность застройки этой территории. Тем не менее, в текст распоряжения удалось внести пункт о том, что при разработке режимов содержания этого достопримечательного места следует учитывать находящиеся там археологические объекты, рассказал «Известиям» заведующий сектором археологической архитектуры Эрмитажа Олег Иоаннисян. Теперь необходимо установить границы каждого из них и внести их в федеральный реестр объектов археологии – пока это не будет сделано, стройка на Охте не начнется.

В Екатеринбурге реконструкция памятника архитектуры «Пассажа» стала поводом сразу для двух общественных акций. Митинг в поддержку реконструкции состоялся 21 марта, а на 24 марта запланирован митинг защитников памятника. Впрочем, сложно сказать, насколько действенными окажутся усилия последних: как стало известно на этой неделе, прокуратура не выявила нарушений законодательства в действиях застройщика, который уже приступил к сносу здания.
zooming
Обновленный проект реконструкции ГМИИ им. Пушкина в Москве © Бюро Нормана Фостера
zooming
Историческая фотография ГМИИ им. Пушкина. Фото с сайта «Архнадзор»
zooming
Проект парка в Зарядье © «Моспромпроект»

23 Марта 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.