Новая жизнь юбиляров

Об измененной концепции ГМИИ имени Пушкина, проекте реконструкции Шуховской башни, признании Охтинского мыса в Петербурге «достопримечательным местом», а также о других архитектурных событиях этой недели читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
На этой неделе в Москве была представлена измененная концепция реконструкции ГМИИ имени Пушкина, разработанная британским архитектором Норманом Фостером совместно с российским архитекторов Сергеем Ткаченко. Макет музейного городка, который должен появиться в районе Волхонки, выставлен в самом музее, а фотографии можно посмотреть на его сайте в Интернете. Подробнее об этом рассказывают «Вести-Москва». Новая концепция предполагает сохранение исторических зданий, которые вначале хотели снести, кроме того, в ней уменьшены габариты депозитария, который раньше перекрывал вид на Кремль, а  выставочный зал – «пятилистник» – и вовсе исчез. Всего в состав музея войдут 15 зданий, два из которых – депозитарно-реставрационный и выставочный центры будут построены, остальные же реконструированы и перепрофилированы. В частности, искусство ХХ века переедет в здание, занимаемое ныне Институтом философии РАН. Общая площадь ГМИИ увеличится с 50 тысяч кв. м до 111 тысяч, пишут «РИА Новости». Статья Валентина Дьяконова в газете «КоммерсантЪ» рассказывает о планах реконструкции и об их обсуждении на пресс-конференции 19 марта. «Не будет ли нарушением закона само обсуждение этого проекта?» – сказал на этой пресс-конференции координатор Архнадзора Рустам Рахматуллин.

Обсуждение идет всю неделю, и достаточно бурное. Архнадзор временно перестал активно спорить и увлекся историческими воспоминаниями о районе Волхонки, а архкритик Сергей Хачатуров, наоборот, назвал пять причин, по которым он – против даже скорректированного проекта.

Между тем, в Москве планируется создать и новый музей современного искусства. О нем газете «Коммерсант» рассказал  директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. Он называет будущий музей аналогом Центра Помпиду в Париже: «Это музей современного искусства нового типа, который сочетает музейную деятельность и выставочную, существует как экспериментальный полигон и одновременно информационный центр». Для этого необходим большой многофункциональный технически оснащенный комплекс, который предполагается построить на Бауманской улице по проекту мастерской архитектора Михаила Хазанова.

Продолжают развиваться события вокруг Шуховской башни в Москве, которой 19 марта исполнилось 90 лет. 22 марта эксперты фонда «Шуховская башня» заявили о своем несогласии «со многими предложениями разработчиков» проекта реконструкции башни. Разработчик – ООО «Качество и надежность», как стало известно недавно, собирается демонтировать две верхних секции башни и заменить шуховские заклёпки на болты. Эксперты считают такой подход совершенно неприемлемым. Башня может попросту разрушиться в процессе работ, если правильно не просчитать все нагрузки. К тому же ей требуется не реконструкция, а реставрация, и, главное, денег, выделенных на работы – 135 млн. рублей, не хватит и на половину нормальных реставрационных работ. Эксперты предлагают потратить выделенные 135 млн. на консервацию памятника: удаление ржавчины и лишнего бетона в цоколе, покрытие антикоррозионным составом и замену небольшой части аварийных заклепок на болты. Затем – говорится в заявлении – надо добиваться дополнительного, большего финансирования (еще 210-230 млн.) и уже на эти деньги полностью перебрать башню на заклепках, используя шуховскую технологию. Поразительно, но в России есть специалисты, способные это сделать: с использованием этой технологии недавно построены конные манежи и оранжереи на Рублевке – такие конструкции стали модными с подачи Филиппа Старка. Это, прямо скажем, самая пронзительная деталь заявления. На оранжереи деньги есть, а на реставрацию уникального памятника, выходит, нету.

От досады правнук великого инженера Владимир Шухов заявил, что если башню не приведут в надлежащий вид, то уж лучше пусть сносят, чтобы не позориться. Вскоре он, правда, скорректировал свою позицию, сказав, в частности, в интервью «Газете.ру», что снести ее нельзя – она же памятник, и одновременно призвав  Минкульт подать заявку о внесении башни в список наследия ЮНЕСКО. Одна из важных проблем, по убеждению Владимира Шухова, состоит в том, что если сейчас при реконструкции больше 15% деталей башни заменят на новые, она фактически станет новоделом.

Владимир Шухов также рассказал, что швейцарские специалисты в ближайшее время собираются сканировать башню с помощью беспилотного вертолета (на 2 млн. евро, выделенных Евросоюзом). Впрочем, попытки сканирования предпринимались и раньше. На днях, к юбилею памятника, Андрей Леонов показал свой 3D-проект башни, сделанный в Институте истории естествознания и техники РАН, сообщает «Новая газета». Специалисты Академии сканировали с земли, находясь под башней и приподнимая сканер на несколько уровней; однако им не удалось отсканировать все детали и модель планируется дорабатывать с использованием старых обмеров. В статье также рассказано о двух более ранних попытках визуализации и сканирования. В Математическом институте Стеклова сделали модель для учебного фильма на основе обмеров. Подрядчики реконструкции (уже упомянутое ООО «Качество и надежность») сканировали с крыш прилегающих зданий, с расстояния 100-200 метров. Точность такого сканирования – 5-10 мм, и эксперты фонда «Шуховская башня» считают ее недостаточной для расчетов. Швейцарская модель, если удастся ее сделать, должна стать самой точной из всех имеющихся. Впрочем, согласования на доступ вертолета в воздушное пространство башни «на 70% получены» – сообщил вице-президент фонда Сергей Ареньев «Московской перспективе». Там же рассказано о нескольких проектах создания парка вокруг Шуховской башни, появившихся в 2000-е годы и затем заброшенных за отсутствием финансирования.

15 марта завершился первый этап конкурса на концепцию парка на месте гостиницы «Россия». До 26 марта будет работать жюри, а пока что обсуждение темы московского Зарядья в прессе вновь обострилось. Архитектор Сергей Чобан опубликовал в газете «Известия» свою статью, в которой, говоря о возможных путях возвращения городу человеческого масштаба раскритиковал идею воссоздания исторических кварталов как искусственную. И, одобрив идею парка в целом, тем не менее призвал реализовать ее «обязательно на мировом уровне». Провести «должным образом конкурс» и реализовать «в мельчайших деталях его результат».

Между тем пока что конкурс проводится иначе: на конкурс концепций было дано полтора месяца, а участвовать в нем мог кто угодно (не только профессиональные архитекторы). «Независимая газета» сообщает, что 26 марта в Доме на Брестской откроется выставка проектов, где все желающие смогут проголосовать за понравившийся проект. Пока же конкурсных проектов никто не видел, но описания некоторых из них постепенно появляются в прессе. Так, ГИМ предлагает отдать Зарядье музейному центру. В прессу также просочилась информация о проектах устройства в парке на месте пресловутой гостиницы: бассейнов с морской водой, уменьшенной копии России или парка уменьшенных копий памятников Москвы. Директор ГУП «Моспромпроект» Сергей Соколов рассказал о проекте своего института «Московским Новостям». Там запланирована конструкция, которую авторы называют не иначе как «покров», под которым зимой будут незамерзать пруды, бить фонтаны и благоденствовать теплолюбивые растения; место «художественной составляющей» в этом проекте занимают расставленные по парку «изображения самых великих людей в истории», а место бутиков – «ярмарочная составляющая». Словом, выставка проектов будущего парка обещает быть как минимум нескучной.

На этой неделе на сайте building.ua была опубликована статья президента Союза архитекторов Андрея Бокова, посвященная проблемам современного развития российских городов. В статье перечислены, а местами даже затронуты многие болезненные проблемы, например, «полное фиаско модернистской концепции города», реформа нормативной базы и приведение ее в соответствие с еврокодами (тут президент САР справедливо подметил, что «люди, которые несут ответственность в нашей стране за формирование этой базы, толком, я боюсь, не знают, что такое еврокоды»), проблемы транспорта и нового представления о качестве городской среды. «Задача профессионального сообщества – донести эти представления до лиц, принимающих решения», – заключает Андрей Боков. Статья похожа на программную; впрочем, читатели фейсбука мгновенно подметили, что президент САР перепутал в ней сенсибилити и sustainability.

Мэрия Москвы определила первые памятники архитектуры, которые инвесторы после реставрации смогут получить в аренду на 49 лет за символическую плату 1 рубль за 1 кв. м в год, пишет газета «Коммерсант». Это два особняка на Николоямской улице (усадьба Морозовых и жилой дом купца Баулина)  и усадьба в Подсосенском переулке. На реставрацию мэрия дает срок до пяти лет, в течение которого ставка аренды будет коммерческой. Кроме того, московская администрация по поручению мэра Москвы Сергея Собянина объявила международный конкурс на разработку комплексного развития Мневниковской поймы, являющейся частью природно-исторического парка «Москворецкий». Застроить планируется не более 30% данной территории: там расположатся музей, эко-отель и специальные места для пикников. Предполагается, что итоги конкурса будут подведены в конце лета 2012 года, а работы по благоустройству могут начаться уже в 2013 году.

А в Петербурге «Газпром» вплотную приблизился к своей цели – строительству общественно-делового района на берегу Финского залива. Комитет по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) признал Охтинский мыс «достопримечательным местом», что означает возможность застройки этой территории. Тем не менее, в текст распоряжения удалось внести пункт о том, что при разработке режимов содержания этого достопримечательного места следует учитывать находящиеся там археологические объекты, рассказал «Известиям» заведующий сектором археологической архитектуры Эрмитажа Олег Иоаннисян. Теперь необходимо установить границы каждого из них и внести их в федеральный реестр объектов археологии – пока это не будет сделано, стройка на Охте не начнется.

В Екатеринбурге реконструкция памятника архитектуры «Пассажа» стала поводом сразу для двух общественных акций. Митинг в поддержку реконструкции состоялся 21 марта, а на 24 марта запланирован митинг защитников памятника. Впрочем, сложно сказать, насколько действенными окажутся усилия последних: как стало известно на этой неделе, прокуратура не выявила нарушений законодательства в действиях застройщика, который уже приступил к сносу здания.
zooming
Обновленный проект реконструкции ГМИИ им. Пушкина в Москве © Бюро Нормана Фостера
zooming
Историческая фотография ГМИИ им. Пушкина. Фото с сайта «Архнадзор»
zooming
Проект парка в Зарядье © «Моспромпроект»

23 Марта 2012

Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.