Со сносом покончено?

Архитектурное наследие стало главной темой прошедшей недели: московские власти ликвидировали «комиссию по сносу», а питерские – границы археологического памятника на Охтинском мысу. Реставрация павильонов ВВЦ может обернуться строительством по соседству торгово-развлекательного комплекса-гиганта, а объекты «Лужников» – и вовсе пасть жертвой тотальной реконструкции.

mainImg
Печально знаменитую «сносную комиссию», успешно действовавшую при экс-мэре в качестве главного палача архитектурных памятников, наконец, распустили. Как пишет Газета.ру, за несколько лет этот аппарат, возглавляемый Владимиром Ресиным, успел отправить на кирпичи более трех тысяч исторических зданий, рассмотрев в общей сложности около четырех. Вновь создаваемая комиссия в целом сохранит полномочия предшественницы – она будет рассматривать все градостроительные вопросы в зонах охраны, кстати, не только сноса, но и нового строительства. Принципиален, главным образом, ее новый состав: как отметил советник Москомнаследия Николай Переслегин, теперь в нее войдут исключительно «порядочные люди». Известно, что приглашения получили ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский, замдиректора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов и Константин Михайлов из «Архнадзора». Переслегин добавил, что «это не совещательный орган. Кроме него, никто не будет иметь права принимать решения», цитирует «Коммерсант». Исправить ситуацию с охраной памятников в Москве, по его словам, обещает и новая программа «Культура Москвы 2012–2016 годы»,  в рамках которой чиновники Москомнаследия обещают разработать градостроительные регламенты по каждому дому внутри Садового кольца с тем, чтобы «больше не было никаких споров, дебатов и двойных трактовок».

Несмотря на многообещающие заявления, сам департамент в своих действиях по-прежнему непоследователен. На фоне громкого сноса Соборной мечети снятие охранного статуса с городской усадьбы XIX века по Аристарховскому переулку, 6, о котором пишут «Известия», выглядит, конечно, куда менее значительным. Тем не менее, такой жест Москомнаследия не может не удивлять. Хотя этот адрес уже успел засветиться в прошлогоднем перечне утраченных объектов наследия, руины усадьбы до сих пор живы. Жив, правда, и проект административно-офисного здания на их месте. Ликвидация охранного статуса – это фактически разрешение на снос, и если так подходить к делу, то зачем вообще создавать новую комиссию?

А в Петербурге местные власти и охранные органы в принципе не придерживаются единой политики в сфере наследия и периодически принимают решения то в пользу памятников, то в пользу застройщиков. Так, на днях арбитраж упразднил границы археологического памятника на Охтинском мысу, разрешив «Газпрому» его застройку, сообщает «Коммерсант». Еще в 2001 году этот участок был полностью поставлен на охрану, но потом появился проект «Охта-центра» и КГИОП в 2009 году урезал границы памятника, чтобы тот не мешал башне. Теперь, когда высотка переместилась на Лахту, а компания задумала застроить убыточный участок коммерческой недвижимостью, археологии и вовсе не нашлось места. Извлечь артефакты нельзя – их можно только музеефицировать, но тогда придется запретить «Газпрому» капитальное строительство. Кто победит в этом споре –  власти решат в конце октября, после очередной историко-культурной экспертизы результатов раскопок.

Еще одним крупным событием в сфере наследия стала московская часть общеевропейской ежегодной выставки Denkmal, проходящая сейчас в Манеже. Сам факт ее проведения и то, что экспозицию открывал лично мэр, – признаки повышенного внимания к памятникам и, может быть, даже желания Сергея Собянина поменять правила игры. Пока, правда, дальше громких заявлений и проектов дело не сдвинулось и, как считают «Московские новости», вряд ли сдвинется вообще. Все дело в менталитете: «Наследие является в Европе органической частью современной жизни», тогда как Denkmal в Манеже показывает проекты восстановления отдельных фасадов, иногда кварталов и даже улиц, но не задумывается о сохранении традиционной культуры и преемственности и даже не показывает это самое наследие, отмечает автор. «Российская газета», рапортует об успехах выставки совсем в другом ключе: на бюджетные деньги только в прошлом году в Москве отреставрированы целых 23 больших объекта, не уточняя, правда, что в основном, речь идет лишь о фасадах.

Почти ни один наш обзор в последнее время не обходится без обсуждения перспектив «Большой Москвы» – и сейчас тема номер один вновь появилась в прессе. Главный столичный архитектор Александр Кузьмин дал по этому поводу интервью газете «Московские новости». В частности, Кузьмин высказал предположение, что присоединенная территория будет иметь три зоны урбанизации – наибольшую в радиусе 8 км от МКАД, «плавающие» в зелени городские образования и зону «рекреации». Работа над освоением «Большой Москвы»  началась для Кузьмина, как ни странно, с задания «разобраться с историческим наследием». На очереди – урбанистический конкурс. Правда, главный архитектор считает, что в нем едва ли будет победитель, делается это ради смотра концепций, которые подготовят приглашенные авторские коллективы.

Продолжают обсуждаться в прессе и ряд больших московских проектов – реконструкции ВВЦ, Лужников и Политехнического музея. Любопытный поворот на днях произошел в концепции обновления территории Всероссийского Выставочного Центра: как пишет «Коммерсант», бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев предложили отреставрировать за свой счет часть павильонов и фонтанов центральной аллеи в обмен на возможность построить в юго-западной части выставки масштабный ТРЦ с океанариумом, круглогодичным пляжем, зоной аттракционов и.т.п. Площадь его составит около 300 тысяч кв. м. – для сравнения, сейчас площадь всех сооружений ансамбля всего на полсотни больше. Зато инвесторы обещают воздержаться от нового строительства в историческом ядре и природном комплексе, т.е. примерно на 50% территории. Кстати, два памятника, существующие на месте будущего ТРЦ – Клуб натуралистов и кинотеатр «Панорама» – они тоже обещают сохранить. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, на днях покинувший пост председателя совета директоров ВВЦ, этот план уже одобрил, замечает газета. Что будет с остальным новостроем, общую площадь которого прежнее руководство исчисляло примерно в 740 тысяч кв. м., пока неизвестно.

Кстати, в обновленном ВВЦ, возможно, появится филиал Политехнического музея. Тем временем, сам Политехнический до конца октября замер в ожидании приговора: Попечительский совет не смог выбрать победителя в конкурсе на реконструкцию здания и оставил пока двух – японских архитекторов Кавамуру и Исигами и американца Томаса Лизера, работающего совместно с Михаилом Хазановым. Как пишет Газета.ру, оба проекта превышают пределы дозволенного в отношении исторического памятника, к тому же в самой идее сделать из псевдорусского стиля нечто инновационное заключается трудно разрешимое противоречие. В общем, на то, чтобы окончательно убедить жюри в своей правоте, у обоих претендентов есть около двух-трех недель.

Новыми радикальными идеями теперь удивляют и консультанты реконструкции спорткомплекса «Лужники» – британская компания Colliers international. Подробности проекта недавно опубликовала «Комсомольская правда». Свою главную идею – отделить профессиональный спорт от любительского и зоны отдыха – британцы собираются воплотить довольно смелыми перестановками внутри ансамбля: например, взять и поменять местами плавательный бассейн и Малую спортивную арену. Большую спортивную арену перекраивать обещают более бережно – увеличивать ее вместимость будут не надстройкой, а подкопом: на месте футбольного поля выкопают 6-тиметровый котлован и опустят туда поле, продлив вниз крутые трибуны, как в цирке. Насколько это дорого в реализации, будут считать эксперты, а москвичей пока больше волнует другой вопрос: уцелеют ли в ходе реконструкции хотя бы фасады этого замечательного ансамбля, ведь ни одно здание «Лужников» до сих пор не поставлено на охрану.
zooming
Реконструкция Политехнического музея © ARUP, Дзунья Исигами.
zooming
Реконструкция Политехнического музея © Тома Лизер, Михаил Хазанов

07 Октября 2011

Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.