Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.10.2011

Со сносом покончено?

Наталья Коряковская

Архитектурное наследие стало главной темой прошедшей недели: московские власти ликвидировали «комиссию по сносу», а питерские – границы археологического памятника на Охтинском мысу. Реставрация павильонов ВВЦ может обернуться строительством по соседству торгово-развлекательного комплекса-гиганта, а объекты «Лужников» – и вовсе пасть жертвой тотальной реконструкции.

Реконструкция Политехнического музея © ARUP, Дзунья Исигами.
Реконструкция Политехнического музея © ARUP, Дзунья Исигами.
Печально знаменитую «сносную комиссию», успешно действовавшую при экс-мэре в качестве главного палача архитектурных памятников, наконец, распустили. Как пишет Газета.ру, за несколько лет этот аппарат, возглавляемый Владимиром Ресиным, успел отправить на кирпичи более трех тысяч исторических зданий, рассмотрев в общей сложности около четырех. Вновь создаваемая комиссия в целом сохранит полномочия предшественницы – она будет рассматривать все градостроительные вопросы в зонах охраны, кстати, не только сноса, но и нового строительства. Принципиален, главным образом, ее новый состав: как отметил советник Москомнаследия Николай Переслегин, теперь в нее войдут исключительно «порядочные люди». Известно, что приглашения получили ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский, замдиректора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов и Константин Михайлов из «Архнадзора». Переслегин добавил, что «это не совещательный орган. Кроме него, никто не будет иметь права принимать решения», цитирует «Коммерсант». Исправить ситуацию с охраной памятников в Москве, по его словам, обещает и новая программа «Культура Москвы 2012–2016 годы»,  в рамках которой чиновники Москомнаследия обещают разработать градостроительные регламенты по каждому дому внутри Садового кольца с тем, чтобы «больше не было никаких споров, дебатов и двойных трактовок».

Несмотря на многообещающие заявления, сам департамент в своих действиях по-прежнему непоследователен. На фоне громкого сноса Соборной мечети снятие охранного статуса с городской усадьбы XIX века по Аристарховскому переулку, 6, о котором пишут «Известия», выглядит, конечно, куда менее значительным. Тем не менее, такой жест Москомнаследия не может не удивлять. Хотя этот адрес уже успел засветиться в прошлогоднем перечне утраченных объектов наследия, руины усадьбы до сих пор живы. Жив, правда, и проект административно-офисного здания на их месте. Ликвидация охранного статуса – это фактически разрешение на снос, и если так подходить к делу, то зачем вообще создавать новую комиссию?

А в Петербурге местные власти и охранные органы в принципе не придерживаются единой политики в сфере наследия и периодически принимают решения то в пользу памятников, то в пользу застройщиков. Так, на днях арбитраж упразднил границы археологического памятника на Охтинском мысу, разрешив «Газпрому» его застройку, сообщает «Коммерсант». Еще в 2001 году этот участок был полностью поставлен на охрану, но потом появился проект «Охта-центра» и КГИОП в 2009 году урезал границы памятника, чтобы тот не мешал башне. Теперь, когда высотка переместилась на Лахту, а компания задумала застроить убыточный участок коммерческой недвижимостью, археологии и вовсе не нашлось места. Извлечь артефакты нельзя – их можно только музеефицировать, но тогда придется запретить «Газпрому» капитальное строительство. Кто победит в этом споре –  власти решат в конце октября, после очередной историко-культурной экспертизы результатов раскопок.

Еще одним крупным событием в сфере наследия стала московская часть общеевропейской ежегодной выставки Denkmal, проходящая сейчас в Манеже. Сам факт ее проведения и то, что экспозицию открывал лично мэр, – признаки повышенного внимания к памятникам и, может быть, даже желания Сергея Собянина поменять правила игры. Пока, правда, дальше громких заявлений и проектов дело не сдвинулось и, как считают «Московские новости», вряд ли сдвинется вообще. Все дело в менталитете: «Наследие является в Европе органической частью современной жизни», тогда как Denkmal в Манеже показывает проекты восстановления отдельных фасадов, иногда кварталов и даже улиц, но не задумывается о сохранении традиционной культуры и преемственности и даже не показывает это самое наследие, отмечает автор. «Российская газета», рапортует об успехах выставки совсем в другом ключе: на бюджетные деньги только в прошлом году в Москве отреставрированы целых 23 больших объекта, не уточняя, правда, что в основном, речь идет лишь о фасадах.

Почти ни один наш обзор в последнее время не обходится без обсуждения перспектив «Большой Москвы» – и сейчас тема номер один вновь появилась в прессе. Главный столичный архитектор Александр Кузьмин дал по этому поводу интервью газете «Московские новости». В частности, Кузьмин высказал предположение, что присоединенная территория будет иметь три зоны урбанизации – наибольшую в радиусе 8 км от МКАД, «плавающие» в зелени городские образования и зону «рекреации». Работа над освоением «Большой Москвы»  началась для Кузьмина, как ни странно, с задания «разобраться с историческим наследием». На очереди – урбанистический конкурс. Правда, главный архитектор считает, что в нем едва ли будет победитель, делается это ради смотра концепций, которые подготовят приглашенные авторские коллективы.

Продолжают обсуждаться в прессе и ряд больших московских проектов – реконструкции ВВЦ, Лужников и Политехнического музея. Любопытный поворот на днях произошел в концепции обновления территории Всероссийского Выставочного Центра: как пишет «Коммерсант», бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев предложили отреставрировать за свой счет часть павильонов и фонтанов центральной аллеи в обмен на возможность построить в юго-западной части выставки масштабный ТРЦ с океанариумом, круглогодичным пляжем, зоной аттракционов и.т.п. Площадь его составит около 300 тысяч кв. м. – для сравнения, сейчас площадь всех сооружений ансамбля всего на полсотни больше. Зато инвесторы обещают воздержаться от нового строительства в историческом ядре и природном комплексе, т.е. примерно на 50% территории. Кстати, два памятника, существующие на месте будущего ТРЦ – Клуб натуралистов и кинотеатр «Панорама» – они тоже обещают сохранить. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, на днях покинувший пост председателя совета директоров ВВЦ, этот план уже одобрил, замечает газета. Что будет с остальным новостроем, общую площадь которого прежнее руководство исчисляло примерно в 740 тысяч кв. м., пока неизвестно.

Кстати, в обновленном ВВЦ, возможно, появится филиал Политехнического музея. Тем временем, сам Политехнический до конца октября замер в ожидании приговора: Попечительский совет не смог выбрать победителя в конкурсе на реконструкцию здания и оставил пока двух – японских архитекторов Кавамуру и Исигами и американца Томаса Лизера, работающего совместно с Михаилом Хазановым. Как пишет Газета.ру, оба проекта превышают пределы дозволенного в отношении исторического памятника, к тому же в самой идее сделать из псевдорусского стиля нечто инновационное заключается трудно разрешимое противоречие. В общем, на то, чтобы окончательно убедить жюри в своей правоте, у обоих претендентов есть около двух-трех недель.

Новыми радикальными идеями теперь удивляют и консультанты реконструкции спорткомплекса «Лужники» – британская компания Colliers international. Подробности проекта недавно опубликовала «Комсомольская правда». Свою главную идею – отделить профессиональный спорт от любительского и зоны отдыха – британцы собираются воплотить довольно смелыми перестановками внутри ансамбля: например, взять и поменять местами плавательный бассейн и Малую спортивную арену. Большую спортивную арену перекраивать обещают более бережно – увеличивать ее вместимость будут не надстройкой, а подкопом: на месте футбольного поля выкопают 6-тиметровый котлован и опустят туда поле, продлив вниз крутые трибуны, как в цирке. Насколько это дорого в реализации, будут считать эксперты, а москвичей пока больше волнует другой вопрос: уцелеют ли в ходе реконструкции хотя бы фасады этого замечательного ансамбля, ведь ни одно здание «Лужников» до сих пор не поставлено на охрану.
Реконструкция Политехнического музея © Тома Лизер, Михаил Хазанов
Реконструкция Политехнического музея © Тома Лизер, Михаил Хазанов