Павильон или небоскреб?

Блогеры обсуждают, за что они любят и ненавидят Москву, прощаются с фостеровской башней «Россия» в Сити и оплакивают пепелище павильона «Ветеринария» на ВВЦ. Обо всем это читайте в очередном обзоре блогосферы.

mainImg
Жаркую дискуссию в блогах на днях вызвало эссе журналиста Андрея Лошака, автора нашумевшего фильма «Теперь здесь офис», опубликованное в сообществе dewarist. Лошак утверждает, что любить Москву такой, какой она стала в постсоветские годы, невозможно. Нарочито выражают свою любовь лишь приезжие, считает автор, тогда как коренным жителям давно очевидно: городская среда выхолащивается, вместе с ней исчезает уют и теплота старых улиц и двориков. Москва превращается в проходной двор, «транзитную зону в аэропорту, где деловитые люди делают остановку по пути из Нижневартовска в Цюрих. В Москву они вкладывают, как в банковскую ячейку». В доказательство автор приводит данные агентства Mercer Human Resource Consulting, которое в 2009 году подсчитало, что столица по качеству жизни среди крупнейших городов занимает аж 169-е место.

Блогеры сожаления Лошака, в основном, разделили – все сразу вспомнили своих родственников, ставших москвичами в третьем колене, и куда ходили в детстве с бабушкой. Но нашлись и те, кто упрекнул журналиста за пустое воздыхание и даже нагнетание обстановки. Например, в блоге «Архнадзора» комментирует Iryale: «Автору нужен балаган? Музэй? – За проживание в музее надо платить. За вход в него тоже. Увы. Автору хочется всю консерваторию сменить? И для этого надо убедить народец, что вокруг некая ненормативно-адовая действительность?» Zooshurik согласен: «Ничего хорошего невозможно сгенерировать в городе, который проклинают сами его жители, с этого и надо начинать».

Некоторые попытались выяснить, что можно сделать для Москвы – но в итоге решили, что бабушки с дедушками ничего для той старой и благословенной столицы не делали – и теперь не стоит. Пишет tanchorra: «Просто интересно, неужели обязательно что-то делать, чтобы быть любителем Москвы? Интересно, что сделали конкретно для Москвы, например, бабушки, которые водили внуков на ВВЦ. Посадили ли они дерево в этом городе? Спасли от сноса историческое здание? Открыли стильное кафе? Заменили уродливую вывеску на красивую? Вышли на митинг против мигалок?» zhul_knight согласен: «Это, увы, необратимый процесс в таком городе, как Москва. И дело тут не в равнодушие граждан - регулярно проходят митинги, пишутся коллективные письма. Не работает этот механизм - приезжают ночью и сносят дом». tarakatya подтверждает: «Этот город и в былые времена был по смыслу такой же ярмаркой для приезжих купцов». А stopniewicz присоединяется: «Москва всю свою историю находится под метеоритным дождём переделки пространства. Что примечательно, под беспрерывным. Нет ни одного поколения москвичей, прожившего без болезненных утрат в городском ландшафте».

Кстати, последняя утрата, которую в своем эссе называет Андрей Лошак, – это павильон «Ветеринария» на ВВЦ, сгоревший следом за соседним – красивейшим зданием «Звероводство». В блоге Ирины Трубецкой опубликованы «Размышления после пожара» –  рассказ об архитектуре павильона №56 и его соседей: оказывается, «Ветеринария» входил в тематический животноводческий комплекс вокруг ипподрома, отличавшийся забавной выдумкой по части ордера. В капителях павильона №48 «Овцеводство», например, волюты и аканф заменили скульптурные головы овец, а на фасаде павильона №47 «Свиноводство» героями рельефов стали поросята.  При этом ни один из павильонов в группе не входит в реестр памятников, отмечает автор поста, наверное потому что «большое значение в отношении к старым павильонам имеют планы по реконструкции территории». Все, что расположено рядом с сохраняемой Аллей наций «будет пущено под нож», считает Ирина Трубецкая, потому что инвесторы «не настроены использовать особенность этой Выставки как ансамбля малых, средних и больших старых павильонов. Т.е. под коммерческие выставки им нужно гигантское что-то. А историческое отдать в аренду». Или снести, и никакой охранный статус не поможет – как известно, сгоревшее несколько лет назад «Звероводство» он не защитил.

Но в случае с «Ветеринарией» все может быть даже банальнее – вот что пишет, например, автор комментария в блоге «Архнадзора»: «Конечно, деревянное здание просто предназначено для проведения сварочных работ. Если очень хочется на этом месте соорудить более экономичное здание для складирования товаров». Впрочем, отнюдь не все блогеры уверены в непреложной ценности ансамбля, вот, например, что в той же дискуссии пишет «житель Москвы»: «Присмотритесь к фонтану со змеей! Вы что, и вправду считаете утрату этого «шедевра» трагедией?! Какое это ар деко! Ар деко появился и развивался в свободной стране, а не в СССР. Вся эта ВДНХ – пошлость тоталитарного государства со змеями, баранами и колхозниками. Вспомните, как оценили творчество кумира советских архитекторов Шпеера на его Родине». Скептику парировал Boris: «Шпеер никогда кумиром советских архитекторов не был. А также, в отличие от Германии, советская архитектура была продолжением русской классической архитектуры и т.д. А фонтан этот был одним из самых необычных, и ничего «тоталитарного» на ВСХВ – нету».

Стала ВДНХ и героиней еще одной жаркой сетевой дискуссии, правда, на этот раз речь шла совсем не о наследии. В блоге skyscrapercity была выдвинута идея перенести сюда фостеровскую башню «Россия». Тем временем, несостоявшийся в Сити небоскреб, с которым Москва могла бы выйти в европейские рекордсмены по высотному строительству, похоже, окончательно похоронили. На месте амбициозной башни теперь парковка, хотя недавно заместитель мэра Москвы Владимир Ресин заявил, что в ММДЦ все-таки построят другую высотку площадью 250 тысяч кв. м. Блогеры тут же рассчитали, что при такой площади небоскреб получится очень скромным – «всего» 400-450 м высотой. Сaspionet сожалеет о «России»: «Да, эта башня стала бы самым красивым высотным зданием в Москве, да и во всей России…. Я бы расположил эту 600-метровую башню в экологически чистом месте Москвы, где много зелени среди малоэтажных зданий. Она бы выгодно смотрелась там и подняла бы престиж того района…. Я выбрал бы место возле парка ВВЦ или рядом с другими большими парками столицы». С ним согласен и AlexPiterForever: «В Питере я против таких сооружений. Но Москва – другое совсем. Здесь нужно подобное сооружение. Некий символ уже другого города. Нужна какая-то мощь...»  А вот F1_engineer не разделяет восторженных оценок: «Ничего хорошего в работе Фостера не вижу. Башня простецкая, можно сказать, элементарные формы. Чел тупо взял наипрочнейшую схему с пирамидальной структурой и тремя лепестками в 120 градусов в плане». Black_Diamond возражает: «В том то и дело, что наименьшим количеством приемов и простыми формами создать что-то впечатляющее. Многие студенты-архитекторы считают, что чем больше в здании деталей и элементов – тем круче. А профессионализм заключается в создании чего-то особенного из простых форм».

Впрочем, Фостера в Сити уже нет, а шанс выбиться в высотные лидеры теперь может реализовать разве что питерский «Лахта-центр». Но московские поклонники небоскребов стараются не унывать: если новая высотка дотянет хотя бы до 300 метров, в Москве будет целых 6 «супертоллов». «Для сравнения в Гонконге их, например, всего 7», – утешает аудиторию darkie_one.
zooming
Башня «Россия» © Foster and Partners
zooming
Башня «Россия» © Foster and Partners

07 Сентября 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.