Павильон или небоскреб?

Блогеры обсуждают, за что они любят и ненавидят Москву, прощаются с фостеровской башней «Россия» в Сити и оплакивают пепелище павильона «Ветеринария» на ВВЦ. Обо всем это читайте в очередном обзоре блогосферы.

mainImg
Жаркую дискуссию в блогах на днях вызвало эссе журналиста Андрея Лошака, автора нашумевшего фильма «Теперь здесь офис», опубликованное в сообществе dewarist. Лошак утверждает, что любить Москву такой, какой она стала в постсоветские годы, невозможно. Нарочито выражают свою любовь лишь приезжие, считает автор, тогда как коренным жителям давно очевидно: городская среда выхолащивается, вместе с ней исчезает уют и теплота старых улиц и двориков. Москва превращается в проходной двор, «транзитную зону в аэропорту, где деловитые люди делают остановку по пути из Нижневартовска в Цюрих. В Москву они вкладывают, как в банковскую ячейку». В доказательство автор приводит данные агентства Mercer Human Resource Consulting, которое в 2009 году подсчитало, что столица по качеству жизни среди крупнейших городов занимает аж 169-е место.

Блогеры сожаления Лошака, в основном, разделили – все сразу вспомнили своих родственников, ставших москвичами в третьем колене, и куда ходили в детстве с бабушкой. Но нашлись и те, кто упрекнул журналиста за пустое воздыхание и даже нагнетание обстановки. Например, в блоге «Архнадзора» комментирует Iryale: «Автору нужен балаган? Музэй? – За проживание в музее надо платить. За вход в него тоже. Увы. Автору хочется всю консерваторию сменить? И для этого надо убедить народец, что вокруг некая ненормативно-адовая действительность?» Zooshurik согласен: «Ничего хорошего невозможно сгенерировать в городе, который проклинают сами его жители, с этого и надо начинать».

Некоторые попытались выяснить, что можно сделать для Москвы – но в итоге решили, что бабушки с дедушками ничего для той старой и благословенной столицы не делали – и теперь не стоит. Пишет tanchorra: «Просто интересно, неужели обязательно что-то делать, чтобы быть любителем Москвы? Интересно, что сделали конкретно для Москвы, например, бабушки, которые водили внуков на ВВЦ. Посадили ли они дерево в этом городе? Спасли от сноса историческое здание? Открыли стильное кафе? Заменили уродливую вывеску на красивую? Вышли на митинг против мигалок?» zhul_knight согласен: «Это, увы, необратимый процесс в таком городе, как Москва. И дело тут не в равнодушие граждан - регулярно проходят митинги, пишутся коллективные письма. Не работает этот механизм - приезжают ночью и сносят дом». tarakatya подтверждает: «Этот город и в былые времена был по смыслу такой же ярмаркой для приезжих купцов». А stopniewicz присоединяется: «Москва всю свою историю находится под метеоритным дождём переделки пространства. Что примечательно, под беспрерывным. Нет ни одного поколения москвичей, прожившего без болезненных утрат в городском ландшафте».

Кстати, последняя утрата, которую в своем эссе называет Андрей Лошак, – это павильон «Ветеринария» на ВВЦ, сгоревший следом за соседним – красивейшим зданием «Звероводство». В блоге Ирины Трубецкой опубликованы «Размышления после пожара» –  рассказ об архитектуре павильона №56 и его соседей: оказывается, «Ветеринария» входил в тематический животноводческий комплекс вокруг ипподрома, отличавшийся забавной выдумкой по части ордера. В капителях павильона №48 «Овцеводство», например, волюты и аканф заменили скульптурные головы овец, а на фасаде павильона №47 «Свиноводство» героями рельефов стали поросята.  При этом ни один из павильонов в группе не входит в реестр памятников, отмечает автор поста, наверное потому что «большое значение в отношении к старым павильонам имеют планы по реконструкции территории». Все, что расположено рядом с сохраняемой Аллей наций «будет пущено под нож», считает Ирина Трубецкая, потому что инвесторы «не настроены использовать особенность этой Выставки как ансамбля малых, средних и больших старых павильонов. Т.е. под коммерческие выставки им нужно гигантское что-то. А историческое отдать в аренду». Или снести, и никакой охранный статус не поможет – как известно, сгоревшее несколько лет назад «Звероводство» он не защитил.

Но в случае с «Ветеринарией» все может быть даже банальнее – вот что пишет, например, автор комментария в блоге «Архнадзора»: «Конечно, деревянное здание просто предназначено для проведения сварочных работ. Если очень хочется на этом месте соорудить более экономичное здание для складирования товаров». Впрочем, отнюдь не все блогеры уверены в непреложной ценности ансамбля, вот, например, что в той же дискуссии пишет «житель Москвы»: «Присмотритесь к фонтану со змеей! Вы что, и вправду считаете утрату этого «шедевра» трагедией?! Какое это ар деко! Ар деко появился и развивался в свободной стране, а не в СССР. Вся эта ВДНХ – пошлость тоталитарного государства со змеями, баранами и колхозниками. Вспомните, как оценили творчество кумира советских архитекторов Шпеера на его Родине». Скептику парировал Boris: «Шпеер никогда кумиром советских архитекторов не был. А также, в отличие от Германии, советская архитектура была продолжением русской классической архитектуры и т.д. А фонтан этот был одним из самых необычных, и ничего «тоталитарного» на ВСХВ – нету».

Стала ВДНХ и героиней еще одной жаркой сетевой дискуссии, правда, на этот раз речь шла совсем не о наследии. В блоге skyscrapercity была выдвинута идея перенести сюда фостеровскую башню «Россия». Тем временем, несостоявшийся в Сити небоскреб, с которым Москва могла бы выйти в европейские рекордсмены по высотному строительству, похоже, окончательно похоронили. На месте амбициозной башни теперь парковка, хотя недавно заместитель мэра Москвы Владимир Ресин заявил, что в ММДЦ все-таки построят другую высотку площадью 250 тысяч кв. м. Блогеры тут же рассчитали, что при такой площади небоскреб получится очень скромным – «всего» 400-450 м высотой. Сaspionet сожалеет о «России»: «Да, эта башня стала бы самым красивым высотным зданием в Москве, да и во всей России…. Я бы расположил эту 600-метровую башню в экологически чистом месте Москвы, где много зелени среди малоэтажных зданий. Она бы выгодно смотрелась там и подняла бы престиж того района…. Я выбрал бы место возле парка ВВЦ или рядом с другими большими парками столицы». С ним согласен и AlexPiterForever: «В Питере я против таких сооружений. Но Москва – другое совсем. Здесь нужно подобное сооружение. Некий символ уже другого города. Нужна какая-то мощь...»  А вот F1_engineer не разделяет восторженных оценок: «Ничего хорошего в работе Фостера не вижу. Башня простецкая, можно сказать, элементарные формы. Чел тупо взял наипрочнейшую схему с пирамидальной структурой и тремя лепестками в 120 градусов в плане». Black_Diamond возражает: «В том то и дело, что наименьшим количеством приемов и простыми формами создать что-то впечатляющее. Многие студенты-архитекторы считают, что чем больше в здании деталей и элементов – тем круче. А профессионализм заключается в создании чего-то особенного из простых форм».

Впрочем, Фостера в Сити уже нет, а шанс выбиться в высотные лидеры теперь может реализовать разве что питерский «Лахта-центр». Но московские поклонники небоскребов стараются не унывать: если новая высотка дотянет хотя бы до 300 метров, в Москве будет целых 6 «супертоллов». «Для сравнения в Гонконге их, например, всего 7», – утешает аудиторию darkie_one.
zooming
Башня «Россия» © Foster and Partners
zooming
Башня «Россия» © Foster and Partners

07 Сентября 2011

Технологии и материалы
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Сейчас на главной
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.