Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.09.2011

Павильон или небоскреб?

Наталья Коряковская

Блогеры обсуждают, за что они любят и ненавидят Москву, прощаются с фостеровской башней «Россия» в Сити и оплакивают пепелище павильона «Ветеринария» на ВВЦ. Обо всем это читайте в очередном обзоре блогосферы.

Башня «Россия» © Foster and Partners
Башня «Россия» © Foster and Partners
Жаркую дискуссию в блогах на днях вызвало эссе журналиста Андрея Лошака, автора нашумевшего фильма «Теперь здесь офис», опубликованное в сообществе dewarist. Лошак утверждает, что любить Москву такой, какой она стала в постсоветские годы, невозможно. Нарочито выражают свою любовь лишь приезжие, считает автор, тогда как коренным жителям давно очевидно: городская среда выхолащивается, вместе с ней исчезает уют и теплота старых улиц и двориков. Москва превращается в проходной двор, «транзитную зону в аэропорту, где деловитые люди делают остановку по пути из Нижневартовска в Цюрих. В Москву они вкладывают, как в банковскую ячейку». В доказательство автор приводит данные агентства Mercer Human Resource Consulting, которое в 2009 году подсчитало, что столица по качеству жизни среди крупнейших городов занимает аж 169-е место.

Блогеры сожаления Лошака, в основном, разделили – все сразу вспомнили своих родственников, ставших москвичами в третьем колене, и куда ходили в детстве с бабушкой. Но нашлись и те, кто упрекнул журналиста за пустое воздыхание и даже нагнетание обстановки. Например, в блоге «Архнадзора» комментирует Iryale: «Автору нужен балаган? Музэй? – За проживание в музее надо платить. За вход в него тоже. Увы. Автору хочется всю консерваторию сменить? И для этого надо убедить народец, что вокруг некая ненормативно-адовая действительность?» Zooshurik согласен: «Ничего хорошего невозможно сгенерировать в городе, который проклинают сами его жители, с этого и надо начинать».

Некоторые попытались выяснить, что можно сделать для Москвы – но в итоге решили, что бабушки с дедушками ничего для той старой и благословенной столицы не делали – и теперь не стоит. Пишет tanchorra: «Просто интересно, неужели обязательно что-то делать, чтобы быть любителем Москвы? Интересно, что сделали конкретно для Москвы, например, бабушки, которые водили внуков на ВВЦ. Посадили ли они дерево в этом городе? Спасли от сноса историческое здание? Открыли стильное кафе? Заменили уродливую вывеску на красивую? Вышли на митинг против мигалок?» zhul_knight согласен: «Это, увы, необратимый процесс в таком городе, как Москва. И дело тут не в равнодушие граждан - регулярно проходят митинги, пишутся коллективные письма. Не работает этот механизм - приезжают ночью и сносят дом». tarakatya подтверждает: «Этот город и в былые времена был по смыслу такой же ярмаркой для приезжих купцов». А stopniewicz присоединяется: «Москва всю свою историю находится под метеоритным дождём переделки пространства. Что примечательно, под беспрерывным. Нет ни одного поколения москвичей, прожившего без болезненных утрат в городском ландшафте».

Кстати, последняя утрата, которую в своем эссе называет Андрей Лошак, – это павильон «Ветеринария» на ВВЦ, сгоревший следом за соседним – красивейшим зданием «Звероводство». В блоге Ирины Трубецкой опубликованы «Размышления после пожара» –  рассказ об архитектуре павильона №56 и его соседей: оказывается, «Ветеринария» входил в тематический животноводческий комплекс вокруг ипподрома, отличавшийся забавной выдумкой по части ордера. В капителях павильона №48 «Овцеводство», например, волюты и аканф заменили скульптурные головы овец, а на фасаде павильона №47 «Свиноводство» героями рельефов стали поросята.  При этом ни один из павильонов в группе не входит в реестр памятников, отмечает автор поста, наверное потому что «большое значение в отношении к старым павильонам имеют планы по реконструкции территории». Все, что расположено рядом с сохраняемой Аллей наций «будет пущено под нож», считает Ирина Трубецкая, потому что инвесторы «не настроены использовать особенность этой Выставки как ансамбля малых, средних и больших старых павильонов. Т.е. под коммерческие выставки им нужно гигантское что-то. А историческое отдать в аренду». Или снести, и никакой охранный статус не поможет – как известно, сгоревшее несколько лет назад «Звероводство» он не защитил.

Но в случае с «Ветеринарией» все может быть даже банальнее – вот что пишет, например, автор комментария в блоге «Архнадзора»: «Конечно, деревянное здание просто предназначено для проведения сварочных работ. Если очень хочется на этом месте соорудить более экономичное здание для складирования товаров». Впрочем, отнюдь не все блогеры уверены в непреложной ценности ансамбля, вот, например, что в той же дискуссии пишет «житель Москвы»: «Присмотритесь к фонтану со змеей! Вы что, и вправду считаете утрату этого «шедевра» трагедией?! Какое это ар деко! Ар деко появился и развивался в свободной стране, а не в СССР. Вся эта ВДНХ – пошлость тоталитарного государства со змеями, баранами и колхозниками. Вспомните, как оценили творчество кумира советских архитекторов Шпеера на его Родине». Скептику парировал Boris: «Шпеер никогда кумиром советских архитекторов не был. А также, в отличие от Германии, советская архитектура была продолжением русской классической архитектуры и т.д. А фонтан этот был одним из самых необычных, и ничего «тоталитарного» на ВСХВ – нету».

Стала ВДНХ и героиней еще одной жаркой сетевой дискуссии, правда, на этот раз речь шла совсем не о наследии. В блоге skyscrapercity была выдвинута идея перенести сюда фостеровскую башню «Россия». Тем временем, несостоявшийся в Сити небоскреб, с которым Москва могла бы выйти в европейские рекордсмены по высотному строительству, похоже, окончательно похоронили. На месте амбициозной башни теперь парковка, хотя недавно заместитель мэра Москвы Владимир Ресин заявил, что в ММДЦ все-таки построят другую высотку площадью 250 тысяч кв. м. Блогеры тут же рассчитали, что при такой площади небоскреб получится очень скромным – «всего» 400-450 м высотой. Сaspionet сожалеет о «России»: «Да, эта башня стала бы самым красивым высотным зданием в Москве, да и во всей России…. Я бы расположил эту 600-метровую башню в экологически чистом месте Москвы, где много зелени среди малоэтажных зданий. Она бы выгодно смотрелась там и подняла бы престиж того района…. Я выбрал бы место возле парка ВВЦ или рядом с другими большими парками столицы». С ним согласен и AlexPiterForever: «В Питере я против таких сооружений. Но Москва – другое совсем. Здесь нужно подобное сооружение. Некий символ уже другого города. Нужна какая-то мощь...»  А вот F1_engineer не разделяет восторженных оценок: «Ничего хорошего в работе Фостера не вижу. Башня простецкая, можно сказать, элементарные формы. Чел тупо взял наипрочнейшую схему с пирамидальной структурой и тремя лепестками в 120 градусов в плане». Black_Diamond возражает: «В том то и дело, что наименьшим количеством приемов и простыми формами создать что-то впечатляющее. Многие студенты-архитекторы считают, что чем больше в здании деталей и элементов – тем круче. А профессионализм заключается в создании чего-то особенного из простых форм».

Впрочем, Фостера в Сити уже нет, а шанс выбиться в высотные лидеры теперь может реализовать разве что питерский «Лахта-центр». Но московские поклонники небоскребов стараются не унывать: если новая высотка дотянет хотя бы до 300 метров, в Москве будет целых 6 «супертоллов». «Для сравнения в Гонконге их, например, всего 7», – утешает аудиторию darkie_one.
Башня «Россия» © Foster and Partners
Башня «Россия» © Foster and Partners
Башня «Россия» © Foster and Partners
Башня «Россия» © Foster and Partners