Большие споры о главном

Пока московские критики продолжают размышлять над перспективами «Большой Москвы», в Петербурге возмущаются итогами конкурса на проект реконструкции «Новой Голландии». Усадьба «Архангельское» понесла очередной земельный урон, а ВДНХ лишился еще одного исторического павильона. Обо всем этом читайте в нашем обзоре прессы.

mainImg
Центральной темой для дискуссий в прессе остается историческое решение о расширении территории Москвы. Алексей Митрофанов в «Известиях» сравнивает его с планами Николая Ладовского, который в 1932 году предложил расширить город в северном направлении и в перспективе замкнуть его на Ленинград. Новую «параболу» развернули на юг – в этом вся разница, считает критик. «Геометрическим центром Москвы станет Бутово, – прогнозирует Митрофанов, – но официальный статус Бутова вряд ли повысится». Где-нибудь в Красной Пахре возникнут элитные микрорайоны, продолжат дорогу, выселят дачников, на том собянинский генплан и закончится, канет в лету, как парабола Ладовского, потому что «за всю историю существования Москвы не был полностью реализован ни один генплан развития», а последний и вовсе продержался один год, заключает критик.

Гораздо больше энтузиазма проект «Большой Москвы» вызывает у лиц официальных. Вот, например, президент НОП, глава «Моспроекта-2» и первый заместитель главного архитектора Москвы Михаил Посохин в интервью РИА Новости заявляет,  что новый генплан «частично способствует решению транспортных проблем». Более того, он поможет отказаться и от пагубной жилищной политики, которую вел экс-мэр, и перейти от бесчисленных панелек к строительству инфраструктуры. Ее Посохин предлагает развивать большей частью под землей: в Швейцарии, например, есть автопаркинг под Женевским озером, а в Москве можно вырыть парковку, например, под Водоотводным каналом. Давно архитектор лелеет мечты и о подземной магистрали под Новым Арбатом.

Однако пока подземное строительство идет в столице с трудом. Так, на днях заммэра Москвы Владимир Ресин заявил, что из проекта под площадью Павелецкого вокзала навсегда изгнана торговля – там будет только парковка. Компания Colliers International, которая выступает консультантом проекта, в свою очередь, сообщила, что тут планируется строить именно многофункциональный комплекс, и недоумевает, кому помешает ТРК при вокзале. Эту позицию разделяет и архитектор Александр Асадов, считающий, что «любой приличный европейский вокзал – это практически торговый центр без дорогих магазинов», и именно это превращает вокзалы в полноценные общественные пространства.

Трудно Москве и с освоением пространств под памятниками архитектуры. История с реконструкцией Большого театра, который одно время буквально завис над гигантским котлованом, доказала это сполна. И тем не менее сегодня, в преддверии долгожданного открытия театра номер один, его генеральный директор Анатолий Иксанов уверен: памятник страдал не зря. Теперь под ним – концертно-репетиционный зал и огромное подземное пространство сцены, куда переместились декорации из двора у дома Хомякова. Глубина оркестровой ямы такая, что декорации можно целиком монтировать внизу и поднимать уже во время спектакля. По словам Иксанова, эксперты ЮНЕСКО в восторге, довольны и две тысячи реставраторов, получивших работу на несколько лет. А что до перерасхода – директор считает, что БДТ вышел не дороже Норвежской оперы — только норвежцы свои 500 млн евро потратили на новое здание, а у нас небывалая по размаху реставрация.

Схожий по масштабам проект намечается в Санкт-Петербурге, где в середине лета состоялся очередной конкурс на проект реконструкции «Новой Голландии», а теперь активно обсуждаются его итоги. Критик Михаил Золотоносов опубликовал критическую статью на портале ЗАКС.ру, посвященную строительной деятельности Романа Абрамовича в России в целом и в «Новой Голландии» в частности. «Выставка и эти «концепции» – все это было не более чем насмешка над нами, демонстративная халтура, рассчитанная на профанов», из которой ко всему прочему полностью самоустранились городские власти, КГА и КГИОП, – заключает Золотоносов. На портале «Город 812»  не замедлило появиться опровержение представителя кампании Джона Манна, который уличил Золотоносова «в тщетных попытках создать скандал на пустом месте»: «Возможно, журналист ищет секретную подоплеку именно потому, что политика открытости инвестиционного проекта такого масштаба общественности нова для Санкт-Петербурга». Критик не успокоился и ответил на это еще одним материалом, в котором назвал конкурс имитацией, прикрывающей распил денег, предложенных олигархом властям города. Его позиция неизменна: все, что происходит сейчас на острове, – фикция, потому как ни застраивать, ни реконструировать ансамбль нельзя по закону.

Высказались по поводу конкурсных проектов и практикующие архитекторы: их опрос устроил все тот же «Город 812».  Рафаэль Даянов, например, считает, что «каждый из представленных проектов нарушает законодательство об охране памятников», а потому «проекты обсуждать не хочется, тем более какие-то дизайнерские штучки американцев – шарики, кубики». По мнению Антона Гликина, «из всех представленных на второй конкурс предложений наиболее удачным представляется проект «Студии 44», предлагающий включение ансамбля в пешеходную циркуляцию города за счет дополнительных мостов в сочетании с воссозданием архитектурно-ландшафтного фронта по периметру». Александр Кицула заявил, что восстановление периметральной застройки острова, предложенное в проектах, оправдано, но «никто не смог предложить более или менее интересное решение разрыва между корпусами по Крюкову каналу».

Очередной конфликт, связанный с застройкой охраняемых государством территорий разразился и в подмосковном Архангельском, которое последние лет десять с переменным успехом отбивается от застройщиков своих земель. Как передают «Ведомости», 16 августа Минобороны продало на аукционе 20 гектаров своей земли, находящиеся в границах музея-заповедника. На защиту музея встал министр культуры Александр Авдеев: споры два министерства решили вести с привлечением прокуратуры, передает РИА Новости. Однако Арбитражный суд Москвы в итоге не стал запрещать Минобороны заключать договор с победителем торгов: обрадованные чиновники тут же заявили, что строить в заповеднике собираются только торговые и офисные здания и никаких коттеджей, и даже готовы возвести для музея новые выставочные залы.

Более действенным стало вмешательство Минкульта в историю с реставрацией деревянной церкви Ильи Пророка в Белозерске, о которой пишут «Новые известия». Редчайший многоярусный храм XVII века с интерьерной живописью на бревнах реставраторы в 2010 году до основания разобрали для того, чтобы впоследствии перебрать и отреставрировать. Однако конкурс на сборку выиграла другая, не известная экспертам фирма, пообещавшая осуществить дело за рекордные сроки. Виновником оказался пресловутый 94-й федеральный закон, выбирающий из конкурсантов не того, кто знает, а того, кто работает быстро и дешево. Впрочем, в данном случае жертв, скорее всего, удастся избежать, т.к. министерство  рассторгло подозрительный контракт.

А вот сгоревший на днях павильон «Ветеринария» бывшей ВСХВ вернуть уже не удастся: непризнанный памятник середины 1930-х с фрагментами подлинных интерьеров пал жертвой не то конкурентов (в здании был склад), не то халатности, что, как полагает «Архнадзор», очень на руку будущим реконструкторам ансамбля. Самое впечатляющее в этой истории – молчание Москомнаследия. Это градозащитников не на шутку пугает, поскольку таких «не памятников» на территории нынешнего ВВЦ десятки.

И под конец обзора – интереснейший исторический материал писателя Глеба Шульпякова, опубликованный в журнале «Огонек» и посвященный застройке первого и последнего «западного» поселка в Сибири, которую осуществил голландский архитектор-функционалист Йоханнес ван Лохем в 1920-е годы. В сегодняшних полуразвалившихся бараках Кемерово трудно узнать экспериментальные коттеджи и первое в России «блокированное жилье». Не знали этого подчас и сами жители, от которых присутствие иностранного архитектора тщательно скрывалось. И тем не менее функционалистский поселок на советском руднике – это факт, в очередной раз подтверждающий демократичность архитектуры 1920-х с ее широкими интернациональными связями, которым сегодняшнее российское зодчество может лишь позавидовать.
zooming
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Макет, показанный на выставке. Фотография Анны Мартовицкой.
zooming
Расширение границ Москвы, фото: ria.ru
zooming
Выставка конкурсных проектов по реконструкции Новой Голландии. Фотография Анны Мартовицкой.
zooming
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Изображение © WORCac
zooming
Музей-усадьба «Архангельское». Изображение http://movoopik.livejournal.com/

02 Сентября 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.