Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.09.2011

Большие споры о главном

Наталья Коряковская

Пока московские критики продолжают размышлять над перспективами «Большой Москвы», в Петербурге возмущаются итогами конкурса на проект реконструкции «Новой Голландии». Усадьба «Архангельское» понесла очередной земельный урон, а ВДНХ лишился еще одного исторического павильона. Обо всем этом читайте в нашем обзоре прессы.

Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Макет, показанный на выставке. Фотография Анны Мартовицкой.
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Макет, показанный на выставке. Фотография Анны Мартовицкой.
Центральной темой для дискуссий в прессе остается историческое решение о расширении территории Москвы. Алексей Митрофанов в «Известиях» сравнивает его с планами Николая Ладовского, который в 1932 году предложил расширить город в северном направлении и в перспективе замкнуть его на Ленинград. Новую «параболу» развернули на юг – в этом вся разница, считает критик. «Геометрическим центром Москвы станет Бутово, – прогнозирует Митрофанов, – но официальный статус Бутова вряд ли повысится». Где-нибудь в Красной Пахре возникнут элитные микрорайоны, продолжат дорогу, выселят дачников, на том собянинский генплан и закончится, канет в лету, как парабола Ладовского, потому что «за всю историю существования Москвы не был полностью реализован ни один генплан развития», а последний и вовсе продержался один год, заключает критик.

Гораздо больше энтузиазма проект «Большой Москвы» вызывает у лиц официальных. Вот, например, президент НОП, глава «Моспроекта-2» и первый заместитель главного архитектора Москвы Михаил Посохин в интервью РИА Новости заявляет,  что новый генплан «частично способствует решению транспортных проблем». Более того, он поможет отказаться и от пагубной жилищной политики, которую вел экс-мэр, и перейти от бесчисленных панелек к строительству инфраструктуры. Ее Посохин предлагает развивать большей частью под землей: в Швейцарии, например, есть автопаркинг под Женевским озером, а в Москве можно вырыть парковку, например, под Водоотводным каналом. Давно архитектор лелеет мечты и о подземной магистрали под Новым Арбатом.

Однако пока подземное строительство идет в столице с трудом. Так, на днях заммэра Москвы Владимир Ресин заявил, что из проекта под площадью Павелецкого вокзала навсегда изгнана торговля – там будет только парковка. Компания Colliers International, которая выступает консультантом проекта, в свою очередь, сообщила, что тут планируется строить именно многофункциональный комплекс, и недоумевает, кому помешает ТРК при вокзале. Эту позицию разделяет и архитектор Александр Асадов, считающий, что «любой приличный европейский вокзал – это практически торговый центр без дорогих магазинов», и именно это превращает вокзалы в полноценные общественные пространства.

Трудно Москве и с освоением пространств под памятниками архитектуры. История с реконструкцией Большого театра, который одно время буквально завис над гигантским котлованом, доказала это сполна. И тем не менее сегодня, в преддверии долгожданного открытия театра номер один, его генеральный директор Анатолий Иксанов уверен: памятник страдал не зря. Теперь под ним – концертно-репетиционный зал и огромное подземное пространство сцены, куда переместились декорации из двора у дома Хомякова. Глубина оркестровой ямы такая, что декорации можно целиком монтировать внизу и поднимать уже во время спектакля. По словам Иксанова, эксперты ЮНЕСКО в восторге, довольны и две тысячи реставраторов, получивших работу на несколько лет. А что до перерасхода – директор считает, что БДТ вышел не дороже Норвежской оперы — только норвежцы свои 500 млн евро потратили на новое здание, а у нас небывалая по размаху реставрация.

Схожий по масштабам проект намечается в Санкт-Петербурге, где в середине лета состоялся очередной конкурс на проект реконструкции «Новой Голландии», а теперь активно обсуждаются его итоги. Критик Михаил Золотоносов опубликовал критическую статью на портале ЗАКС.ру, посвященную строительной деятельности Романа Абрамовича в России в целом и в «Новой Голландии» в частности. «Выставка и эти «концепции» – все это было не более чем насмешка над нами, демонстративная халтура, рассчитанная на профанов», из которой ко всему прочему полностью самоустранились городские власти, КГА и КГИОП, – заключает Золотоносов. На портале «Город 812»  не замедлило появиться опровержение представителя кампании Джона Манна, который уличил Золотоносова «в тщетных попытках создать скандал на пустом месте»: «Возможно, журналист ищет секретную подоплеку именно потому, что политика открытости инвестиционного проекта такого масштаба общественности нова для Санкт-Петербурга». Критик не успокоился и ответил на это еще одним материалом, в котором назвал конкурс имитацией, прикрывающей распил денег, предложенных олигархом властям города. Его позиция неизменна: все, что происходит сейчас на острове, – фикция, потому как ни застраивать, ни реконструировать ансамбль нельзя по закону.

Высказались по поводу конкурсных проектов и практикующие архитекторы: их опрос устроил все тот же «Город 812».  Рафаэль Даянов, например, считает, что «каждый из представленных проектов нарушает законодательство об охране памятников», а потому «проекты обсуждать не хочется, тем более какие-то дизайнерские штучки американцев – шарики, кубики». По мнению Антона Гликина, «из всех представленных на второй конкурс предложений наиболее удачным представляется проект «Студии 44», предлагающий включение ансамбля в пешеходную циркуляцию города за счет дополнительных мостов в сочетании с воссозданием архитектурно-ландшафтного фронта по периметру». Александр Кицула заявил, что восстановление периметральной застройки острова, предложенное в проектах, оправдано, но «никто не смог предложить более или менее интересное решение разрыва между корпусами по Крюкову каналу».

Очередной конфликт, связанный с застройкой охраняемых государством территорий разразился и в подмосковном Архангельском, которое последние лет десять с переменным успехом отбивается от застройщиков своих земель. Как передают «Ведомости», 16 августа Минобороны продало на аукционе 20 гектаров своей земли, находящиеся в границах музея-заповедника. На защиту музея встал министр культуры Александр Авдеев: споры два министерства решили вести с привлечением прокуратуры, передает РИА Новости. Однако Арбитражный суд Москвы в итоге не стал запрещать Минобороны заключать договор с победителем торгов: обрадованные чиновники тут же заявили, что строить в заповеднике собираются только торговые и офисные здания и никаких коттеджей, и даже готовы возвести для музея новые выставочные залы.

Более действенным стало вмешательство Минкульта в историю с реставрацией деревянной церкви Ильи Пророка в Белозерске, о которой пишут «Новые известия». Редчайший многоярусный храм XVII века с интерьерной живописью на бревнах реставраторы в 2010 году до основания разобрали для того, чтобы впоследствии перебрать и отреставрировать. Однако конкурс на сборку выиграла другая, не известная экспертам фирма, пообещавшая осуществить дело за рекордные сроки. Виновником оказался пресловутый 94-й федеральный закон, выбирающий из конкурсантов не того, кто знает, а того, кто работает быстро и дешево. Впрочем, в данном случае жертв, скорее всего, удастся избежать, т.к. министерство  рассторгло подозрительный контракт.

А вот сгоревший на днях павильон «Ветеринария» бывшей ВСХВ вернуть уже не удастся: непризнанный памятник середины 1930-х с фрагментами подлинных интерьеров пал жертвой не то конкурентов (в здании был склад), не то халатности, что, как полагает «Архнадзор», очень на руку будущим реконструкторам ансамбля. Самое впечатляющее в этой истории – молчание Москомнаследия. Это градозащитников не на шутку пугает, поскольку таких «не памятников» на территории нынешнего ВВЦ десятки.

И под конец обзора – интереснейший исторический материал писателя Глеба Шульпякова, опубликованный в журнале «Огонек» и посвященный застройке первого и последнего «западного» поселка в Сибири, которую осуществил голландский архитектор-функционалист Йоханнес ван Лохем в 1920-е годы. В сегодняшних полуразвалившихся бараках Кемерово трудно узнать экспериментальные коттеджи и первое в России «блокированное жилье». Не знали этого подчас и сами жители, от которых присутствие иностранного архитектора тщательно скрывалось. И тем не менее функционалистский поселок на советском руднике – это факт, в очередной раз подтверждающий демократичность архитектуры 1920-х с ее широкими интернациональными связями, которым сегодняшнее российское зодчество может лишь позавидовать.
Расширение границ Москвы, фото: ria.ru
Расширение границ Москвы, фото: ria.ru
Выставка конкурсных проектов по реконструкции Новой Голландии. Фотография Анны Мартовицкой.
Выставка конкурсных проектов по реконструкции Новой Голландии. Фотография Анны Мартовицкой.
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Изображение © WORCac
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Изображение © WORCac
Музей-усадьба «Архангельское». Изображение http://movoopik.livejournal.com/
Музей-усадьба «Архангельское». Изображение http://movoopik.livejournal.com/