Санация путем сноса

В Ростове-на-Дону может быть уничтожен единственный ансамбль периода конструктивизма, построенный в этом городе архитекторами первой величины: Пантелеймоном Голосовым, Александром Гринбергом и Львом Ильиным.

mainImg
На прошедшей неделе на имя министра культуры Ростовской области А.А. Резванова поступило письмо (№01-09/1192 от 21 июня 2011 г.) от В.Г. Жданова, главного врача МЛПУЗ «ГБ №1 им. Н.А.Семашко». В письме говорится, что администрация больницы «в связи с окончанием проектирования реконструкции больницы… и началом строительства новых корпусов», просит «в оперативном порядке» рассмотреть вопрос об исключении из реестра объектов культурного наследия 3-х корпусов больницы, в том числе центрального физиотерапевтического корпуса. К письму прилагается «схема-чертеж генплана», выполненного одним из ведущих проектных институтов Ростова (Ростовгражданпроектом).

Это означает, что на месте конструктивистских корпусов, в том числе и центрального, самого яркого по архитектуре, руководство больницы планирует в ближайшее время построить новые, 9-ти и 12-ти этажные  здания. В результате осуществления этого проекта, во-первых, будут уничтожены памятники архитектуры авангарда, имеющие в настоящий момент статус вновь выявленных объектов наследия (приказ Министерства культуры Ростовской области № 219.1 от 25.05.2007). Во-вторых, если строительство состоится, ансамблю больницы 1920-х годов, состоящему из двухэтажных зданий, грозит полная пространственная деградация.

В свою очередь, за прошедшую неделю руководство Института архитектуры и искусств Южного Федерального Университета (ЮФУ) за подписью руководителя вуза профессора В.А. Колесника направило письма-обращения с просьбой о помощи в сохранении памятника конструктивизма на имя президента РААСН А.П. Кудрявцева, министра культуры РФ А.А. Авдеева и министра культуры Ростовской области А.А. Резванова.
24 июня в одной из главных газет области «Наше время» вышла статья Елены Слепцовой в защиту больничного комплекса. Сообщество студентов-архитекторов инициировало сбор подписей в защиту больницы. Планируется обращение за помощью в Ростовское отделение ВООПИиКа, а также ко всем организациям и частным лицам, кто только может оказать помощь в сохранении уникального объекта культурного наследия 1920-х гг.

Очевидно, что больнице требуются и ремонт, и значительное расширение. Однако ее территория достаточно велика – сейчас больнице принадлежит 12 гектаров, и только 7 из них заняты корпусами 1920-х годов. На остальных 5 гектарах находятся либо пустыри, либо малозначительные постройки.

К сожалению, случаи сноса памятников архитектуры 1920-х годов стали в последние годы в Ростове постоянными. Здесь хотелось бы вспомнить слова конституции Российской Федерации: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (статья 44, часть 3). Каждый – значит, что не только историк и реставратор, обязан заботиться о памятниках, но и врач и представитель администрации должен понимать государственное значение заботы о памятниках и участвовать в этом процессе. На деле же мы становимся участниками многолетней борьбы за комплекс конструктивистской больницы. И удивляет не только позиция чиновников. Крайне удручает тот факт, что немалая часть архитектурного сообщества Ростова на протяжении последних лет принимает участие в проектах уничтожения памятника конструктивизма. Кто-то стыдливо идет на поводу у заказчика, осознавая, что происходит. Однако, есть немало ростовских архитекторов, которые не видят в этих «разваливающихся бараках» ничего ценного. Но никто из них не задумывается, что своей позицией они показывают молодому поколению пример того, как следует относиться к архитектуре своих предшественников, культурному достоянию страны и государственным законам. И придет время, когда это молодое поколение будет с чистой совестью разрабатывать проекты сноса всего того, что мы построили сегодня.

Остается надеяться, что руководство министерства культуры Ростовской области проявит должную стойкость и принципиальность и не допустит того, о чем просит администрация больницы.

Историческая справка
В 1927 г. состоялся закрытый конкурс проектов на постройку областной больницы в Ростове-на-Дону. Составление эскизного проекта было поручено архитекторам И.А. Фомину и А. Рославлеву, гр. инж. Л.А. Ильину, архитекторам П.А. Голосову, А.З. Гринбергу и еще двум проектным организациям. Рассмотрев представленные проекты, жюри постановило разделить премию поровну между архитекторами П.А. Голосовым и А.З. Гринбергом. Авторам премированных работ поручалась разработка окончательного проекта. За основу генерального плана больницы было принято проектное предложение Л.А. Ильина.

Под больницу был отведен участок ближе к окраине города в конце Ворошиловского проспекта. Генеральный план представлял собой почти симметричную композицию с центральной осью, ориентированной на проспект.

Программа, разработанная при участии ведущих клиницистов, предусматривала постройку лечебного учреждения, отвечающего всем новейшим требованиям медицины и техники того времени. Планировочное решение больницы характеризует павильонный тип планировочной структуры, получивший распространение в больничном строительстве еще до второй половины XIX в. как мера борьбы с эпидемическими заболеваниями. Главный корпус, хирургическое отделение, институт физиотерапии, ортопедический, нервный и терапевтический корпуса в проекте предусматривалось соединить между собой темными переходами на уровне второго этажа. В процессе реализации произошел ряд изменений в сравнении с первоначальными конкурсными проектами.

Пантелеймон Голосов и Александр Гринберг во второй половине 1920-х гг. выступали с позиций конструктивизма. Это нашло отражение как в конкурсных проектах, так и в осуществленных корпусах. Архитектура корпусов больницы отражает характерный для конструктивизма функциональный метод – процессы, протекающие в помещениях корпусов, находят соответствующее функции решение объемов и фасадов. Отмечается разнообразие величины и конфигурации оконных проемов – прямоугольных, круглых, ленточных, щелевидных. Фасады выполнены из облицовочного силикатного кирпича, что было характерно для архитектуры 1920-х гг.

Несмотря на частичные перестройки и окрашивания кирпичной кладки, облик архитектуры конструктивистских корпусов в целом сохранился. Появление новых корпусов во второй половине ХХ века в целом не нарушило первоначального пространственного решения комплекса. Это делает комплекс зданий городской больницы №1 им. Н.А.Семашко (бывшей областной больницы) уникальным архитектурным и градостроительным произведением архитектуры авангарда 1920-х годов.

В Ростове к настоящему времени сохранилось всего 2 памятника архитектуры советского авангарда, авторами которых являются столичные архитекторы первой величины. Это комплекс зданий городской больницы №1 им. Н.А.Семашко (П.А. Голосов, А.З. Гринберг, Л.А. Ильин. Конец 1920-х гг.) и театр им. М. Горького (В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх. 1930-1935 гг.). Если учесть, что авторы театра не принадлежали к группировке конструктивистов, то больничный комплекс – уникальный и единственный памятник зрелого конструктивизма в Ростове.

Библиография:
1 Новая областная больница в Ростове-на-Дону // Строительная промышленность, 1927, № 5.
2. Ребайн Я.А. Ростов-на-Дону. М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950.
3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996.
4. Есаулов Г.В., Черницина В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. – Ростов-на-Дону, 1999.
5. Токарев А.Г. Архитектура Ростова-на-Дону советского времени. - Проект Россия. №20. Журнал – Москва, Издательство А-Фонд, 2001
6. Токарев А.Г. Конструктивизм в Ростове-на-Дону. - Архитектурный вестник, № 2 (65) 2002. Журнал - Москва 2002.
7. Токарев А.Г. Памятник конструктивизма под угрозой. - Проект Россия. №42. Журнал – Москва, Издательство А-Фонд, 2006.
8. Токарев А.Г. Центральная городская больница в Ростове-на-Дону (конец 1920-х гг., архитекторы П.А.Голосов, А.З.Гринберг, Л.А.Ильин): памятник конструктивизма перед угрозой уничтожения. - Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация (Текст): научн.-информ.сб./Рос.гос.б-ка, Информкультура. – Вып.4. Межрегиональный проект сохранения памятников истории и культуры советского авангарда – М.: изд.РГБ, 2006.
zooming
zooming
Генеральный план больницы. Проект Льва Ильина
zooming
Современный генплан. Красным выделены корпуса 1920х годов. Оранжевым показана территория памятника.
zooming
Красным показаны корпуса, снимаемые с охраны. Спутниковый снимок Google.
zooming
zooming
Справка о статусе памятника
Письмо с просьбой снести три больничных корпуса на имя министра культуры Ростовской области А.А.Резванова от В.Г.Жданова, главного врача Городской Больницы №1
Приложение к приказу Министерства культуры Ростовской области № 219.1 от 25.05.2007. Генплан памятника
zooming
22 мая 2011 г. на экскурсию Артура Токарева «Архитектура конструктивизма в пространстве исторического города» собралось более 40 горожан, интересующихся историей архитектуры 1920-х годов
zooming
22 мая 2011 г. Артур Токарев с экскурсантами возле одного из корпусов больницы

28 Июня 2011

Пресса: Конструктивизм Ростова-на-Дону в опасности!
Речь идет о комплексе зданий Центральной Городской больницы №1 им. Н.А.Семашко (Пр. Ворошиловский, 105.), построенном архитекторами П.А.Голосовым, А.З.Гринбергом и Л.А.Ильиным в конце 1920-х гг.
Архитектура конструктивизма в пространстве исторического...
Отчет автора об экскурсии, которая проведена пешком по ограниченному ряду памятников конструктивизма центра Ростова-на-Дону – театр им. М. Горького, квартал кооператива «Трамвайщик», комплекс кооператива «Новый быт», «Дом Гигант № 1», Центральная городская больница.
Концепция – влияние пространства исторического города на архитектурно-градостроительные принципы конструктивизма.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.