Шагреневая усадебная кожа

Ситуация с застройкой территории знаменитой подмосковной усадьбы Архангельское стала критической: вчера на пресс-конференции в «РИА Новости» эксперты попытались найти способы противостоять давлению местных властей, главных инициаторов сокращения охранных зон памятника.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

16 Июня 2011
mainImg
Территорию музея-усадьбы Архангельское утвердили в 2001 году – она охватывает все историческое владение на начало XVIII века, т.е. помимо самого дворца с партером, в нее вошли театр Гонзаго с окружающим пейзажным парком и каскадом прудов, а также ландшафты долины Москвы-реки. В общей сложности это 657 га, а вместе с охранными зонами – все 800. Однако местные власти предпочитают считать, что Архангельское исчерпывается территорией за забором военного санатория. Последний существует на территории усадьбы с 1933 года, однако его границы, как считает заместитель председателя совета Мособлотделения ВООПИиК Евгений Соседов, весьма случайны. Процессы выделения охранных земель под застройку за эти 10 лет зашли так далеко, что центральное ядро ансамбля оказалось в кольце уже не принадлежащих ему участков. Особенно активно коттеджное строительство подступает к усадьбе по другую сторону Ильинского шоссе – от верхнего Горятинского пруда на территории санатория, например, новые дома стоят буквально в нескольких метрах. В аренде оказались и руины юсуповского фарфорового завода с прилегающей землей. Пейзажная часть Архангельского парка, к слову сказать, относится, как и подобные ей, к землям лесного фонда, что упрощает манипуляции с ней. Сейчас, например, в интернете свободно предлагается арендовать землю «с видом на театр Гонзаго» с возможностью 10% застройки – парк якобы сдается исключительно для его благоустройства.

Все эти годы защитники усадьбы ведут судебные разбирательства с застройщиками. Как рассказывает Евгений Соседов, им удалось выиграть 10 судов, отменить 5 договоров аренды и еще множество постановлений местных властей, угрожающих парку. И вот недавно из того же суда поступил очень тревожный сигнал: арбитраж неожиданно признал законными договоры аренды на 3 участка вокруг театра Гонзаго с возможность капитального строительства на них. Кто именно стоит за этими участками, неизвестно, но народная молва приписывает их могущественному Виктору Вексельбергу. 20 июня защитникам усадьбы предстоит апелляционный суд. Впрочем, многие из них уже не верят в успех. Александр Кудрявцев, например, считает, что процесс «осваивания» охранных территорий уже носит постоянный характер и решающую роль в нем всегда будет играть давление власть имущих.

Единственным гарантом сохранности ансамбля могла бы стать полагающаяся ему по закону передача всей территории, т.е. более 600 га, в бессрочное пользование. Но сегодня это уже невозможно: за Архангельским с 2001 года была закреплена лишь десятая часть, т.е. территория, ограниченная забором санатория, и на охранных зонах приватизировали свои участки уже несколько сотен собственников. Красногорские власти со своей стороны усиленно «продавливают» проекты корректировки охранных зон, чтобы усадьба так и ограничилась своими 62 га. Остальные охранные территории предлагается свести к зонам регулируемой застройки с допустимым строительством в 10-12 этажей! Защитники наследия убеждены: при таком повороте событий можно похоронить всякую возможность развития усадебного комплекса в музейно-туристический центр мирового уровня. Между тем, по словам Евгения Соседова, попечительский совет неоднократно рассматривал проекты комплексного развития усадьбы со строительством музейной инфраструктуры, восстановлением руин фарфорового завода и.т.п., разработанных по заказу музея. Эти проекты получали всевозможные согласования, но затем упирались в «земельный вопрос». Дело уже дошло до того, что сегодня у музея нет территориальных ресурсов даже для того, чтобы организовать парковки. Единственное, на что еще можно надеяться, считает Евгений Соседов, это участки Минобороны, которое, правда, пока сопротивляется передаче их под развитие музея-усадьбы.

4 и 5 июня активисты собирали подписи в защиту памятника у посетителей популярного фестиваля «Усадьба джаз» в Архангельском. Их отправят вместе с протестным письмом Президенту РФ. Успех мероприятия, конечно, под вопросом:  как заметил Евгений Соседов, уже были написаны десятки подобных обращений, причем адресованы они были самым разным уровням власти и все благополучно спускались к местным чиновникам. Координатор «Архнадзора» Константин Михайлов считает наиболее действенным методом борьбы за усадьбу публичность и привлечение к ответственности конкретных лиц. Уповать на заинтересованность сверху не приходится – процесс оформления охранного статуса усадебных территорий, оказывается, тянется аж с 1955 года, но все эти годы никто в верхах просто не был заинтересован в нем и вряд ли заинтересуется теперь.
Синим обозначены охранные зоны усадьбы, красным - территория усадьбы по постановлению 2001 г. Изображение: http://movoopik.livejournal.com/
изображение: http://movoopik.livejournal.com/
Двухсотлетняя липовая аллея от театра Гонзаго к Верхнему Горятинскому пруду в Горятинской роще. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Вид на арендованную Горятинскую рощу и Верхний Горятинский пруд от Ильинского шоссе. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Строительство на утвержденной территории памятника обосновано известным архитектором и федеральным экспертом Т.П. Кудрявцевой (Сулоима). Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Застройка Архангельской рощи. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Так называемый «Домик у пруда» на месте хозяйственного комплекса в Горятино. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
zooming
Пикеты в защиту усадьбы. Изображение: http://movoopik.livejournal.com/


16 Июня 2011

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.