Слухи о революции сильно преувеличены?

Отмена всех «сносных» разрешений и последовавший за ним запрет на любое строительство в историческом центре Москвы позволил некоторым СМИ заявить о произошедшей в градостроительстве революции. В Петербурге в это время обсуждали, как встроить вестибюль метро в стену храма на Сенной площади, а в Нижнем Новгороде открыли после реконструкции кремлевский Арсенал, ныне филиал ГЦСИ. Читайте об этих и других событиях в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Волну революционных постановлений столичных властей спровоцировал снос доходного дома Кольбе на Якиманке, о котором мы писали в нашем прошлом обзоре. Казалось бы, ситуация для Москвы довольно обычная: застройщик, Capital Group, проигнорировал пикеты активистов вместе с решением Департамента наследия и довершил разрушение памятника, но, как говорится, терпение Москомнаследия лопнуло. «В Москве бывали самые разные истории со сносом, но чтобы компания-застройщик открыто игнорировала позицию официально уполномоченного государственного органа, такого еще не было», – уверен Николай Переслегин. 26 апреля Москомнаследия аннулировал все выданные при экс-мэре разрешения на строительные работы внутри зданий, представляющих историческую и культурную ценность: подробнее об этом рассказывают «Коммерсант» и «Российская газета». А в отношении Capital Group Департамент инициировал процедуру отзыва градостроительного плана земельного участка.

Но дальше – больше: в начале этой недели мэр Москвы Сергей Собянин, видимо откликнувшись на инициативу департамента, объявил о приостановке реализации всех действующих разрешений на строительство в историческом центре города. Как пишут «Московские новости», речь идет о территориях не только самих памятников, но и средовых объектов, находящихся в пределах охранных зон. Уже имеющиеся разрешения градоначальник поручил ревизовать и в течение месяца подготовить новый порядок их выдачи. Главным образом, это касается градпланов земельных участков, «самой мутной», по словам Собянина, из всех процедур. Как заявил главный архитектор столицы Александр Кузьмин, которого цитирует «Российская газета», теперь решение будет принимать Градостроительно-земельная комиссия, которую возглавляет сам мэр. Кузьмин добавил, что воссоздавать старые здания можно будет только в их изначальных габаритах, передает канал «Вести».   «Архнадзор», который сыграл во всей этой истории чуть ли не главную роль, активно приветствовал нововведения. По словам Натальи Самовер, теперь манипуляции с законом, когда снос «протаскивался» при помощи банальной замены его в документах словосочетанием «частичный демонтаж с сохранением фасадной стены», не пройдут.

Однако столичные застройщики решения мэра выполнять не спешат: стройка на Якиманке продолжается. К ней на днях добавилась разборка старинного флигеля в усадьбе Шаховских на Большой Никитской и деревянного дома купцов Феоктистовых на Большой Ордынке, 42. Разрушительные работы в обоих случаях удалось приостановить, но памятники были повреждены. Флигель лишился теремковой кровли, межэтажных перекрытий и узорчатого кокошника на фасаде, сообщают ИА Regnum и «Газета». К разборке последнего компания-заказчик «СТД Девелопментс» (у которой, по словам Самовер, накануне было отозвано разрешение на строительство из-за многочисленных нарушений) приступила, видимо, форсируя реализацию затянувшегося проекта реконструкции «Геликон-оперы». Дом на Ордынке, на месте которого ООО «Редан-Стайл» планирует строительство двухэтажного здания с рестораном, в 4 раза превышающего памятник, в результате подготовки к сносу также частично лишился своей кровли, сообщает сайт «Архнадзора».

Газета.ру убеждена, что «героический поступок Москомнаследия, решившегося ревизовать огромный объем согласований и разрешений на строительство, не сделает Москву более пригодной для жизни». Необходимо создать новую систему, «которая не станет воспроизводить известные пороки», иначе нынешние реформы скажутся лишь на удорожании «согласований» и «разрешений». Впрочем, первые шаги вот-вот будут сделаны: так, на днях Департамент культурного наследия выступил с инициативой создать несколько специализированных ОАО. Как пишет «Коммерсант», мэрия в качестве своего вклада в их уставные капиталы внесет принадлежащие городу памятники, а инвесторы – деньги, которые планируется направить на реставрацию. Впрочем, пока все эти реформы лишь планируются, самым эффективным средством охраны объектов, как считает Константин Михайлов, могло бы стать специальное подразделение «охранной полиции» в столичном ГУВД, которое будет инспектировать исторический центр, цитирует активиста Газета.ру.

Питерские градостроители и активисты, в свою очередь, сейчас заняты обсуждением проекта реконструкции Сенной площади. Проект масштабный, дорогой и ответственный: предстоит не только восстановить историческую ткань, но и исправить ошибки предшественников. Самая обсуждаемая его часть – возможность восстановления храма Спаса-на-Сенной. Проектировщики считают это невозможным, поскольку культовое сооружение «накладывается» на вестибюль метро (в предыдущем проекте выход из подземки встраивался в первый этаж торгового комплекса). Однако, как недавно сообщила Фонтанка.ру, РПЦ уже успела зарегистрировать приход несуществующего храма Успения как юрлицо и его права на участок с сохранившимися фундаментами. Так что теперь встраивать вестибюли станций метро «Сенная» и «Спасская», по всей видимости, придется в стены воссоздаваемого храма, пишет «Новая газета Спб».

В Нижнем Новгороде в это время открылась первая очередь самого крупного из существующих филиалов Государственного центра современного искусства – в историческом здании «Арсенала» на территории кремля. Как пишет «Коммерсант»,  руководившие приспособлением памятника к нуждам архитектор Евгений Асс и реставратор Александр Епифанов не тронули ни одной стены федерального памятника. «Независимая газета» уточняет: «Внешне здание продолжает работать на кремлевский ансамбль, но фокус в том, как в ампирную оболочку Асс упаковал музейное содержимое. Контаминация внутреннего и внешнего – это когда в интерьере главенствуют гигантские арки кирпичной стены, точь-в-точь как на крепостных укреплениях на улице. Внутреннее пространство тянется к внешнему, чтя историю своего местоположения. Но и внешнее тянется к внутреннему – крепостная стена становится внутренней стеной дома, одновременно намекая – contemporary art держит и выдержит всякую оборону». Сейчас освоена треть здания – 1700 кв. м из 5 000, остальное надеются завершить в течение трех лет. В Нижегородском Арсенале, признанном критиками достойным коллегой знаменитому венецианскому выставочному залу, разместились три яруса экспозиционных площадей, медиатека, киноконцертный зал, библиотека, книжная лавка и кафе.

На прошлой неделе состоялась презентация серии рекламных плакатов, демонстрирующих фирменный стиль сочинских Олимпийских игр. Для автора портала Openspace Глеба Напреенко это стало поводом поразмышлять над идеологией оформления Игр, затрагивающей, разумеется, и архитектуру. На плакатах, разработанных питерской арт-группой Doping-Pong, идеализированные белокурые юноша со сноубордом и девушка с коньками изображены на фоне белых статуй и арок «Горки-города», над проектом которого, как известно, трудились архитекторы Михаил Филиппов и Максим Атаянц. Картинки напомнили журналисту «нацистские плакаты к Олимпиаде 1936 года, официальную живопись Третьего рейха, скульптуры Арно Брекера и кадры из фильмов Лени Рифеншталь…». Впрочем, несмотря на то, что по архитектуре Горки и напоминают сталинские ансамбли, по мнению Глеба Напреенко, они «одновременно имитируют старый европейский горный городок; здесь даже воспроизводятся исторические наслоения в стыках зданий». То, что получается в Сочи – совсем не сталинская неоклассика, приходит к выводу автор, но это очень похожие на нее мечты о «колонизации» собственной территории. Только вот местное население в этих картинках куда-то растворяется, а на его месте возникает элитный курорт с его белокурыми европеизированными персонажами…

Не обошли идеологические вопросы стороной и Москву: на этой неделе в комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме всерьез обсуждался перенос памятника Гагарину с одноименной площади на Лубянку. Как пишет «Независимая газета»,  идея поступила от рядового москвича Владимира Балакина, который год тому назад уже предлагал заполнить пустующее после Дзержинского место памятником маршалу Жукову с Манежной площади. С протестом выступили Москомнаследие и Москомархитектура, отметив, что памятник Юрию Гагарину, установленный на Ленинском проспекте в 1980 году, является объектом культурного наследия и подлежит госохране, уточняет «Коммерсант». Эксперты считают, что перенос с самого начала был чисто умозрительным, а власти таким образом зондировали общественное мнение. Напомним, что комиссия до сих пор не может прийти к единому мнению по поводу тому, какой государственный деятельно должен быть увековечен в центре Лубянской площади – на одном из последних заседаний обсуждалась кандидатура Ивана III.

Самой печальной новостью последних недель для всего архитектурного сообщества стала кончина Селима Омаровича Хан-Магомедова. «Благодаря ему русская архитектура в контексте новейшей истории страны, известна архитекторам всего мира», – написала о знаменитом исследователе профессор МАрхИ Наталья Душкина. Действительно, список его трудов поражает: это сотни научных статей, около семи десятков монографий, опубликованных на нескольких языках, причем большинство, по выражению Душкиной, «первопроходческие». Как пишет в некрологе Григорий Ревзин, «Он сам обошел больше 150 семей тех, кто составлял когда-то, в 20-е годы, русский архитектурный авангард, обследовал архивы, записал интервью и издал почти сотню книг о них». На фоне стольких трудов Хан-Магомедов был «неправдоподобно спокойным», вспоминает Ревзин скромного и далекого от публичности ученого, выполнившего свою сверхзадачу по передаче всей полноты знаний об исследованном им времени.
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Вариант интеграции павильона метро и церкви, воссоздаваемой по ее состоянию на середину XIX в. (3D-моделирование) с сайта «Новой газеты Спб»
zooming
Рекламный плакат Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru

13 Мая 2011

Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».