Слухи о революции сильно преувеличены?

Отмена всех «сносных» разрешений и последовавший за ним запрет на любое строительство в историческом центре Москвы позволил некоторым СМИ заявить о произошедшей в градостроительстве революции. В Петербурге в это время обсуждали, как встроить вестибюль метро в стену храма на Сенной площади, а в Нижнем Новгороде открыли после реконструкции кремлевский Арсенал, ныне филиал ГЦСИ. Читайте об этих и других событиях в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Волну революционных постановлений столичных властей спровоцировал снос доходного дома Кольбе на Якиманке, о котором мы писали в нашем прошлом обзоре. Казалось бы, ситуация для Москвы довольно обычная: застройщик, Capital Group, проигнорировал пикеты активистов вместе с решением Департамента наследия и довершил разрушение памятника, но, как говорится, терпение Москомнаследия лопнуло. «В Москве бывали самые разные истории со сносом, но чтобы компания-застройщик открыто игнорировала позицию официально уполномоченного государственного органа, такого еще не было», – уверен Николай Переслегин. 26 апреля Москомнаследия аннулировал все выданные при экс-мэре разрешения на строительные работы внутри зданий, представляющих историческую и культурную ценность: подробнее об этом рассказывают «Коммерсант» и «Российская газета». А в отношении Capital Group Департамент инициировал процедуру отзыва градостроительного плана земельного участка.

Но дальше – больше: в начале этой недели мэр Москвы Сергей Собянин, видимо откликнувшись на инициативу департамента, объявил о приостановке реализации всех действующих разрешений на строительство в историческом центре города. Как пишут «Московские новости», речь идет о территориях не только самих памятников, но и средовых объектов, находящихся в пределах охранных зон. Уже имеющиеся разрешения градоначальник поручил ревизовать и в течение месяца подготовить новый порядок их выдачи. Главным образом, это касается градпланов земельных участков, «самой мутной», по словам Собянина, из всех процедур. Как заявил главный архитектор столицы Александр Кузьмин, которого цитирует «Российская газета», теперь решение будет принимать Градостроительно-земельная комиссия, которую возглавляет сам мэр. Кузьмин добавил, что воссоздавать старые здания можно будет только в их изначальных габаритах, передает канал «Вести».   «Архнадзор», который сыграл во всей этой истории чуть ли не главную роль, активно приветствовал нововведения. По словам Натальи Самовер, теперь манипуляции с законом, когда снос «протаскивался» при помощи банальной замены его в документах словосочетанием «частичный демонтаж с сохранением фасадной стены», не пройдут.

Однако столичные застройщики решения мэра выполнять не спешат: стройка на Якиманке продолжается. К ней на днях добавилась разборка старинного флигеля в усадьбе Шаховских на Большой Никитской и деревянного дома купцов Феоктистовых на Большой Ордынке, 42. Разрушительные работы в обоих случаях удалось приостановить, но памятники были повреждены. Флигель лишился теремковой кровли, межэтажных перекрытий и узорчатого кокошника на фасаде, сообщают ИА Regnum и «Газета». К разборке последнего компания-заказчик «СТД Девелопментс» (у которой, по словам Самовер, накануне было отозвано разрешение на строительство из-за многочисленных нарушений) приступила, видимо, форсируя реализацию затянувшегося проекта реконструкции «Геликон-оперы». Дом на Ордынке, на месте которого ООО «Редан-Стайл» планирует строительство двухэтажного здания с рестораном, в 4 раза превышающего памятник, в результате подготовки к сносу также частично лишился своей кровли, сообщает сайт «Архнадзора».

Газета.ру убеждена, что «героический поступок Москомнаследия, решившегося ревизовать огромный объем согласований и разрешений на строительство, не сделает Москву более пригодной для жизни». Необходимо создать новую систему, «которая не станет воспроизводить известные пороки», иначе нынешние реформы скажутся лишь на удорожании «согласований» и «разрешений». Впрочем, первые шаги вот-вот будут сделаны: так, на днях Департамент культурного наследия выступил с инициативой создать несколько специализированных ОАО. Как пишет «Коммерсант», мэрия в качестве своего вклада в их уставные капиталы внесет принадлежащие городу памятники, а инвесторы – деньги, которые планируется направить на реставрацию. Впрочем, пока все эти реформы лишь планируются, самым эффективным средством охраны объектов, как считает Константин Михайлов, могло бы стать специальное подразделение «охранной полиции» в столичном ГУВД, которое будет инспектировать исторический центр, цитирует активиста Газета.ру.

Питерские градостроители и активисты, в свою очередь, сейчас заняты обсуждением проекта реконструкции Сенной площади. Проект масштабный, дорогой и ответственный: предстоит не только восстановить историческую ткань, но и исправить ошибки предшественников. Самая обсуждаемая его часть – возможность восстановления храма Спаса-на-Сенной. Проектировщики считают это невозможным, поскольку культовое сооружение «накладывается» на вестибюль метро (в предыдущем проекте выход из подземки встраивался в первый этаж торгового комплекса). Однако, как недавно сообщила Фонтанка.ру, РПЦ уже успела зарегистрировать приход несуществующего храма Успения как юрлицо и его права на участок с сохранившимися фундаментами. Так что теперь встраивать вестибюли станций метро «Сенная» и «Спасская», по всей видимости, придется в стены воссоздаваемого храма, пишет «Новая газета Спб».

В Нижнем Новгороде в это время открылась первая очередь самого крупного из существующих филиалов Государственного центра современного искусства – в историческом здании «Арсенала» на территории кремля. Как пишет «Коммерсант»,  руководившие приспособлением памятника к нуждам архитектор Евгений Асс и реставратор Александр Епифанов не тронули ни одной стены федерального памятника. «Независимая газета» уточняет: «Внешне здание продолжает работать на кремлевский ансамбль, но фокус в том, как в ампирную оболочку Асс упаковал музейное содержимое. Контаминация внутреннего и внешнего – это когда в интерьере главенствуют гигантские арки кирпичной стены, точь-в-точь как на крепостных укреплениях на улице. Внутреннее пространство тянется к внешнему, чтя историю своего местоположения. Но и внешнее тянется к внутреннему – крепостная стена становится внутренней стеной дома, одновременно намекая – contemporary art держит и выдержит всякую оборону». Сейчас освоена треть здания – 1700 кв. м из 5 000, остальное надеются завершить в течение трех лет. В Нижегородском Арсенале, признанном критиками достойным коллегой знаменитому венецианскому выставочному залу, разместились три яруса экспозиционных площадей, медиатека, киноконцертный зал, библиотека, книжная лавка и кафе.

На прошлой неделе состоялась презентация серии рекламных плакатов, демонстрирующих фирменный стиль сочинских Олимпийских игр. Для автора портала Openspace Глеба Напреенко это стало поводом поразмышлять над идеологией оформления Игр, затрагивающей, разумеется, и архитектуру. На плакатах, разработанных питерской арт-группой Doping-Pong, идеализированные белокурые юноша со сноубордом и девушка с коньками изображены на фоне белых статуй и арок «Горки-города», над проектом которого, как известно, трудились архитекторы Михаил Филиппов и Максим Атаянц. Картинки напомнили журналисту «нацистские плакаты к Олимпиаде 1936 года, официальную живопись Третьего рейха, скульптуры Арно Брекера и кадры из фильмов Лени Рифеншталь…». Впрочем, несмотря на то, что по архитектуре Горки и напоминают сталинские ансамбли, по мнению Глеба Напреенко, они «одновременно имитируют старый европейский горный городок; здесь даже воспроизводятся исторические наслоения в стыках зданий». То, что получается в Сочи – совсем не сталинская неоклассика, приходит к выводу автор, но это очень похожие на нее мечты о «колонизации» собственной территории. Только вот местное население в этих картинках куда-то растворяется, а на его месте возникает элитный курорт с его белокурыми европеизированными персонажами…

Не обошли идеологические вопросы стороной и Москву: на этой неделе в комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме всерьез обсуждался перенос памятника Гагарину с одноименной площади на Лубянку. Как пишет «Независимая газета»,  идея поступила от рядового москвича Владимира Балакина, который год тому назад уже предлагал заполнить пустующее после Дзержинского место памятником маршалу Жукову с Манежной площади. С протестом выступили Москомнаследие и Москомархитектура, отметив, что памятник Юрию Гагарину, установленный на Ленинском проспекте в 1980 году, является объектом культурного наследия и подлежит госохране, уточняет «Коммерсант». Эксперты считают, что перенос с самого начала был чисто умозрительным, а власти таким образом зондировали общественное мнение. Напомним, что комиссия до сих пор не может прийти к единому мнению по поводу тому, какой государственный деятельно должен быть увековечен в центре Лубянской площади – на одном из последних заседаний обсуждалась кандидатура Ивана III.

Самой печальной новостью последних недель для всего архитектурного сообщества стала кончина Селима Омаровича Хан-Магомедова. «Благодаря ему русская архитектура в контексте новейшей истории страны, известна архитекторам всего мира», – написала о знаменитом исследователе профессор МАрхИ Наталья Душкина. Действительно, список его трудов поражает: это сотни научных статей, около семи десятков монографий, опубликованных на нескольких языках, причем большинство, по выражению Душкиной, «первопроходческие». Как пишет в некрологе Григорий Ревзин, «Он сам обошел больше 150 семей тех, кто составлял когда-то, в 20-е годы, русский архитектурный авангард, обследовал архивы, записал интервью и издал почти сотню книг о них». На фоне стольких трудов Хан-Магомедов был «неправдоподобно спокойным», вспоминает Ревзин скромного и далекого от публичности ученого, выполнившего свою сверхзадачу по передаче всей полноты знаний об исследованном им времени.
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Вариант интеграции павильона метро и церкви, воссоздаваемой по ее состоянию на середину XIX в. (3D-моделирование) с сайта «Новой газеты Спб»
zooming
Рекламный плакат Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru

13 Мая 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».