Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.05.2011

Слухи о революции сильно преувеличены?

Наталья Коряковская

Отмена всех «сносных» разрешений и последовавший за ним запрет на любое строительство в историческом центре Москвы позволил некоторым СМИ заявить о произошедшей в градостроительстве революции. В Петербурге в это время обсуждали, как встроить вестибюль метро в стену храма на Сенной площади, а в Нижнем Новгороде открыли после реконструкции кремлевский Арсенал, ныне филиал ГЦСИ. Читайте об этих и других событиях в нашем новом обзоре прессы.

Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Волну революционных постановлений столичных властей спровоцировал снос доходного дома Кольбе на Якиманке, о котором мы писали в нашем прошлом обзоре. Казалось бы, ситуация для Москвы довольно обычная: застройщик, Capital Group, проигнорировал пикеты активистов вместе с решением Департамента наследия и довершил разрушение памятника, но, как говорится, терпение Москомнаследия лопнуло. «В Москве бывали самые разные истории со сносом, но чтобы компания-застройщик открыто игнорировала позицию официально уполномоченного государственного органа, такого еще не было», – уверен Николай Переслегин. 26 апреля Москомнаследия аннулировал все выданные при экс-мэре разрешения на строительные работы внутри зданий, представляющих историческую и культурную ценность: подробнее об этом рассказывают «Коммерсант» и «Российская газета». А в отношении Capital Group Департамент инициировал процедуру отзыва градостроительного плана земельного участка.

Но дальше – больше: в начале этой недели мэр Москвы Сергей Собянин, видимо откликнувшись на инициативу департамента, объявил о приостановке реализации всех действующих разрешений на строительство в историческом центре города. Как пишут «Московские новости», речь идет о территориях не только самих памятников, но и средовых объектов, находящихся в пределах охранных зон. Уже имеющиеся разрешения градоначальник поручил ревизовать и в течение месяца подготовить новый порядок их выдачи. Главным образом, это касается градпланов земельных участков, «самой мутной», по словам Собянина, из всех процедур. Как заявил главный архитектор столицы Александр Кузьмин, которого цитирует «Российская газета», теперь решение будет принимать Градостроительно-земельная комиссия, которую возглавляет сам мэр. Кузьмин добавил, что воссоздавать старые здания можно будет только в их изначальных габаритах, передает канал «Вести».   «Архнадзор», который сыграл во всей этой истории чуть ли не главную роль, активно приветствовал нововведения. По словам Натальи Самовер, теперь манипуляции с законом, когда снос «протаскивался» при помощи банальной замены его в документах словосочетанием «частичный демонтаж с сохранением фасадной стены», не пройдут.

Однако столичные застройщики решения мэра выполнять не спешат: стройка на Якиманке продолжается. К ней на днях добавилась разборка старинного флигеля в усадьбе Шаховских на Большой Никитской и деревянного дома купцов Феоктистовых на Большой Ордынке, 42. Разрушительные работы в обоих случаях удалось приостановить, но памятники были повреждены. Флигель лишился теремковой кровли, межэтажных перекрытий и узорчатого кокошника на фасаде, сообщают ИА Regnum и «Газета». К разборке последнего компания-заказчик «СТД Девелопментс» (у которой, по словам Самовер, накануне было отозвано разрешение на строительство из-за многочисленных нарушений) приступила, видимо, форсируя реализацию затянувшегося проекта реконструкции «Геликон-оперы». Дом на Ордынке, на месте которого ООО «Редан-Стайл» планирует строительство двухэтажного здания с рестораном, в 4 раза превышающего памятник, в результате подготовки к сносу также частично лишился своей кровли, сообщает сайт «Архнадзора».

Газета.ру убеждена, что «героический поступок Москомнаследия, решившегося ревизовать огромный объем согласований и разрешений на строительство, не сделает Москву более пригодной для жизни». Необходимо создать новую систему, «которая не станет воспроизводить известные пороки», иначе нынешние реформы скажутся лишь на удорожании «согласований» и «разрешений». Впрочем, первые шаги вот-вот будут сделаны: так, на днях Департамент культурного наследия выступил с инициативой создать несколько специализированных ОАО. Как пишет «Коммерсант», мэрия в качестве своего вклада в их уставные капиталы внесет принадлежащие городу памятники, а инвесторы – деньги, которые планируется направить на реставрацию. Впрочем, пока все эти реформы лишь планируются, самым эффективным средством охраны объектов, как считает Константин Михайлов, могло бы стать специальное подразделение «охранной полиции» в столичном ГУВД, которое будет инспектировать исторический центр, цитирует активиста Газета.ру.

Питерские градостроители и активисты, в свою очередь, сейчас заняты обсуждением проекта реконструкции Сенной площади. Проект масштабный, дорогой и ответственный: предстоит не только восстановить историческую ткань, но и исправить ошибки предшественников. Самая обсуждаемая его часть – возможность восстановления храма Спаса-на-Сенной. Проектировщики считают это невозможным, поскольку культовое сооружение «накладывается» на вестибюль метро (в предыдущем проекте выход из подземки встраивался в первый этаж торгового комплекса). Однако, как недавно сообщила Фонтанка.ру, РПЦ уже успела зарегистрировать приход несуществующего храма Успения как юрлицо и его права на участок с сохранившимися фундаментами. Так что теперь встраивать вестибюли станций метро «Сенная» и «Спасская», по всей видимости, придется в стены воссоздаваемого храма, пишет «Новая газета Спб».

В Нижнем Новгороде в это время открылась первая очередь самого крупного из существующих филиалов Государственного центра современного искусства – в историческом здании «Арсенала» на территории кремля. Как пишет «Коммерсант»,  руководившие приспособлением памятника к нуждам архитектор Евгений Асс и реставратор Александр Епифанов не тронули ни одной стены федерального памятника. «Независимая газета» уточняет: «Внешне здание продолжает работать на кремлевский ансамбль, но фокус в том, как в ампирную оболочку Асс упаковал музейное содержимое. Контаминация внутреннего и внешнего – это когда в интерьере главенствуют гигантские арки кирпичной стены, точь-в-точь как на крепостных укреплениях на улице. Внутреннее пространство тянется к внешнему, чтя историю своего местоположения. Но и внешнее тянется к внутреннему – крепостная стена становится внутренней стеной дома, одновременно намекая – contemporary art держит и выдержит всякую оборону». Сейчас освоена треть здания – 1700 кв. м из 5 000, остальное надеются завершить в течение трех лет. В Нижегородском Арсенале, признанном критиками достойным коллегой знаменитому венецианскому выставочному залу, разместились три яруса экспозиционных площадей, медиатека, киноконцертный зал, библиотека, книжная лавка и кафе.

На прошлой неделе состоялась презентация серии рекламных плакатов, демонстрирующих фирменный стиль сочинских Олимпийских игр. Для автора портала Openspace Глеба Напреенко это стало поводом поразмышлять над идеологией оформления Игр, затрагивающей, разумеется, и архитектуру. На плакатах, разработанных питерской арт-группой Doping-Pong, идеализированные белокурые юноша со сноубордом и девушка с коньками изображены на фоне белых статуй и арок «Горки-города», над проектом которого, как известно, трудились архитекторы Михаил Филиппов и Максим Атаянц. Картинки напомнили журналисту «нацистские плакаты к Олимпиаде 1936 года, официальную живопись Третьего рейха, скульптуры Арно Брекера и кадры из фильмов Лени Рифеншталь…». Впрочем, несмотря на то, что по архитектуре Горки и напоминают сталинские ансамбли, по мнению Глеба Напреенко, они «одновременно имитируют старый европейский горный городок; здесь даже воспроизводятся исторические наслоения в стыках зданий». То, что получается в Сочи – совсем не сталинская неоклассика, приходит к выводу автор, но это очень похожие на нее мечты о «колонизации» собственной территории. Только вот местное население в этих картинках куда-то растворяется, а на его месте возникает элитный курорт с его белокурыми европеизированными персонажами…

Не обошли идеологические вопросы стороной и Москву: на этой неделе в комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме всерьез обсуждался перенос памятника Гагарину с одноименной площади на Лубянку. Как пишет «Независимая газета»,  идея поступила от рядового москвича Владимира Балакина, который год тому назад уже предлагал заполнить пустующее после Дзержинского место памятником маршалу Жукову с Манежной площади. С протестом выступили Москомнаследие и Москомархитектура, отметив, что памятник Юрию Гагарину, установленный на Ленинском проспекте в 1980 году, является объектом культурного наследия и подлежит госохране, уточняет «Коммерсант». Эксперты считают, что перенос с самого начала был чисто умозрительным, а власти таким образом зондировали общественное мнение. Напомним, что комиссия до сих пор не может прийти к единому мнению по поводу тому, какой государственный деятельно должен быть увековечен в центре Лубянской площади – на одном из последних заседаний обсуждалась кандидатура Ивана III.

Самой печальной новостью последних недель для всего архитектурного сообщества стала кончина Селима Омаровича Хан-Магомедова. «Благодаря ему русская архитектура в контексте новейшей истории страны, известна архитекторам всего мира», – написала о знаменитом исследователе профессор МАрхИ Наталья Душкина. Действительно, список его трудов поражает: это сотни научных статей, около семи десятков монографий, опубликованных на нескольких языках, причем большинство, по выражению Душкиной, «первопроходческие». Как пишет в некрологе Григорий Ревзин, «Он сам обошел больше 150 семей тех, кто составлял когда-то, в 20-е годы, русский архитектурный авангард, обследовал архивы, записал интервью и издал почти сотню книг о них». На фоне стольких трудов Хан-Магомедов был «неправдоподобно спокойным», вспоминает Ревзин скромного и далекого от публичности ученого, выполнившего свою сверхзадачу по передаче всей полноты знаний об исследованном им времени.
Вариант интеграции павильона метро и церкви, воссоздаваемой по ее состоянию на середину XIX в. (3D-моделирование) с сайта «Новой газеты Спб»
Вариант интеграции павильона метро и церкви, воссоздаваемой по ее состоянию на середину XIX в. (3D-моделирование) с сайта «Новой газеты Спб»
Рекламный плакат Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Рекламный плакат Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru