Реконструкция «Геликон-оперы»: эпилог

Знаменитый театр «Геликон-опера» сможет завершить реконструкцию своего здания на Большой Никитской. Такое решение 23 марта принял Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города. Выбирая между сохранением театрального коллектива и сохранением памятника, эксперты отдали предпочтение деятелям культуры и их будущему. Другим вопросом в повестке дня стали типовые станции метро, разработанные «Метрогипротрансом». И их совет также безоговорочно поддержал.

mainImg
Заседания Общественного совета, посвященного проекту реконструкции «Геликон-оперы», ждали почти два месяца: первоначально он был назначен на самое начало февраля, но затем дважды откладывался на неопределенный срок. Сам же объект, напомним, был заморожен в октябре 2010 года, когда после отставки Юрия Лужкова власти Москвы уступили градозащитникам и спохватились, стоит ли сносить старинный флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских ради строительства новой сцены театра. Конечно, тогда вряд ли кто-то мог предположить, что эта пауза, одинаково губительная и для памятника, и для нового строительства, и для коллектива театра затянется столь надолго…

С тем, что решение по «Геликону» нужно принимать немедленно, согласились обе стороны, втянутые в этот конфликт. И, как и следовало ожидать, у оппонентов нашлось немало аргументов в защиту своей позиции, так что заседание Общественного совета на этот раз получилось и долгим, и очень накаленным по своей атмосфере.

Так, представители «Архнадзора» – главные противники реконструкции (которых поддержали ряд видных экспертов и историков) – считают реализацию данного проекта результатом многочисленных манипуляций и подтасовок – с охранным статусом, с адресом, с предметом охраны. По мнению градозащитников, все эти параметры беззастенчиво подгонялись под нужды реконструкции: зоны охраны усекались, само понятие реставрации трактовалось максимально вольно. В результате, как отметила профессор Наталья Душкина, город потерял половину усадьбы. Снесена циркумференция, изменена теремковая кровля главного дома – причем, как сообщил координатор движения Константин Михайлов, санкции Москомнаследия на это не было (что и позволило «Архнадзору» оспорить решение Мосгорэкспертизы в Прокуратуре Москвы).

В пользу градозащитников говорит и последний запрос в Министерство культуры РФ о статусе ансамбля, который неоднократно подвергался сомнению (напомним, на определение ценности построек проводилось несколько экспертиз – последняя в 2010 году по указанию Владимира Ресина; кроме того существуют рекомендации о постановке объекта на охрану со стороны Москомнаследия и НИиПИ Генплана). Так вот, в минкульте подтвердили, что ряд усадебных строений по адресу 19/16 (главный дом, циркумференция, западный и восточный флигели, корпус по Калашному пер. и два павильона) являются федеральным памятником, имеющим соответствующий паспорт Комитета по культурному наследию. А раз так, то новое строительство и реконструкция запрещены законом. Именно поэтому «Архнадзор» предлагает вернуться к реставрации с приспособлением главного дома усадьбы под малый зал и воссозданием утраченных частей, а новую сцену вынести на свободный участок. В качестве ближайшего такого участка координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин назвал «яму» (вырытый много лет назад котлован) у метро «Арбатская», в другом конце Калашного переулка.

Однако руководитель проекта, театральное сообщество и главный архитектор города перенос сцены не поддерживают по многим причинам. Так, по словам Александра Кузьмина, не исключено, что на новом участке «Архнадзор» снова найдет что-либо ценное и угробит проект. Театралы уверены, что «Геликон-опера» заслужил право развиваться именно в том месте, откуда он начинался, а руководитель проекта архитектор Андрей Боков считает концентрацию театральных пространств в центре (а на Б. Никитской кроме «Геликона» расположены Театр Маяковского и Консерватория) показателем качества среды, по которому Москва приближается к европейским столицам.

В переработанном варианте проекта Андрей Боков, кстати, отчасти пошел навстречу «Архнадзору», предложив другой вариант устройства арьера сцены, при котором стена флигеля по Калашному переулку (которая, по его мнению, и является предметом охраны) не воссоздается, а сохраняется. Отказаться же от перекрытия двора, по глубокому убеждению автора проекта, невозможно, поскольку это основной территориальный ресурс для развития театра: «Почему перекрывать дворовые пространства можно в Главном Штабе, а у нас нельзя?», – недоумевает президент Союза архитекторов России, получивший, кстати, в 1990-е Госпремию за аналогичную реконструкцию другой, куда более известной усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (Литературный музей А.С. Пушкина). «Если мы не реализуем этот проект, то получим феноменальный прецедент: несмотря на количество согласований, какая-то кучка людей, превратившихся в архитектурную и интеллектуальную цензуру, опрокинет его, не имея на то весомых аргументов», – заявил Андрей Боков на заседании совета.

Речь Бокова была встречена овацией – поддержать худрука театра Дмитрия Бертмана пришел весь коллектив, а также их звездные коллеги – Евгений Миронов, Эммануил Виторган, Лев Лещенко, письмо в поддержку проекта прислал Александр Калягин. Театральная элита уверена, что объект культуры «весит» больше «рядовой исторической застройки», и всерьез обеспокоена тем, что громкая история с разрушением памятника может повлечь за собой разрушение коллектива самого «Геликона», который вынужден выступать в удручающих условиях, ожидая обещанной сцены более 14 лет. Были озвучены на заседании и другие аргументы в пользу реконструкции: например, из-за ее остановки пропадают бюджетные деньги и деньги самого театра, уже вложенные в стройку. Наконец, считают защитники театра, если теперь отказаться от проекта, его скорее всего перекупит с коммерческими целями какой-нибудь инвестор, и тогда ансамбль уж точно будет недоступен горожанам.

Больше всего обвинений в этой истории было выдвинуто в адрес Дмитрия Бертмана, которого недавно на одном из центральных каналов даже назвали «разрушителем русской культуры». На заседании совета худрук театра признался, что для него эти слова стали сильнейшим ударом, и взволнованно напомнил аудитории о том, что именно коллектив театра много лет подряд сохранял здание усадьбы от разрушения. Его оппоненты, впрочем, несклонны считать, что за нынешнее частичное разрушение памятника несет ответственность руководство театра. «Изначально была выбрана неверная стратегия реконструкции, – отмечает Наталья Душкина. – Почему за федеральный памятник взялись архитекторы, а не реставраторы? И почему последние находится на субподряде и одновременно сами же делают экспертизу?»

Когда накал дискуссии достиг своего апогея, слово взял главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он поддержал театр: «Стыдно и страшно: сейчас Бертман – враг русского народа, потом пойдут Третьяковка, Пушкинский музей, Российская государственная библиотека – и ведь всем нужно расширяться». Кузьмин напомнил «Архнадзору», что в проекте нет никакого коммерческого интереса, как в Кадашах или Хитровке, и ему непонятно, почему именно культурные проекты встречают такое сопротивление общественников. «Да, все эти увертки сделали ситуацию нечистоплотной, – признался Кузьмин. – Но если есть нарушения – пусть ими занимаются те, кто должен, а не Общественный совет. Надо немедленно завершать стройку, а такие детали, как сохранение стены флигеля, могут быть обсуждены в рамках рабочей группы». Вместе с Александром Кузьминым проект реконструкции поддержал и академик Юрий Платонов. Заместитель мэра Москвы Людмила Швецова также высказалась «за», однако призвала экспертов: «Масштабы компромисса надо ограничить тем проектом, который уже согласован».

Резолюцию Александра Кузьмина председатель совета Владимир Ресин поддержал в качестве итогового решения: «Мы в моральном долгу перед артистами и уже много талантливых людей потеряли. Поэтому надо найти компромисс, позволяющий в ближайшие месяцы завершить строительство театра. К доработкам необходимо привлечь коллег из «Архнадзора». Ну, а перекрытие двора не вызывает сомнений: такой уж у нас климат», – заключил Ресин, выразив надежду на то, что подобное соломоново решение устроило бы даже саму княгиню Шаховскую.

К обсуждению второго вопроса, стоявшего на повестке дня, – проекта типовых станций метро –  зал почти опустел. Что и говорить, в отличие от первого сюжета, ажиотаж вокруг возвращения «типовухи» в метрополитен давно спал. Напомним, что в январе главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков представил проекты типовых станций метро, разработанные в соответствие с планами нового руководства города – продлить до 2020 года сеть метро на рекордные 120 км. Общественность тут же испугалась слова «типовой», и в прессе поднялась волна критических публикаций. В итоге Шумакову поручили доложить проект перед профессиональным советом. Архитектор предельно ясно рассказал о своей работе все, что до сих пор говорил прессе. Станции будут двух типов: основной тип для мелкого заложения – сводчатый, «в определенных, оптимизированных параметрах, подчеркиваю, не минимизированных». Гидрогеологические условия могут ограничить возможности по сооружению свода, и на этот случай предусмотрена двухпролетная конструкция. Регламентированы также параметры вестибюлей, разбивающихся на несколько модулей, и вспомогательные технические сооружения для станций глубокого заложения. Станции оснащаются лифтами для инвалидов и прозрачными перегородками на путях.

Кстати, в заявленные 120 км входит и создание Третьего пересадочного контура, с помощью которого предполагается снять нагрузку с кольцевой линии. Строить его Николай Шумаков намерен в виде тоннеля большого сечения, в котором поезда пропускаются сразу в двух направлениях, что позволит ускорить ее ввод. Предпроект содержит также предложения по сооружению легкого метро, которое свяжет Москву и Зеленоград.

Совет всецело поддержал работу Николая Шумакова. Как заметил Владимир Ресин, «это большой шаг вперед, а вовсе не типовуха. Только конструкции будут типовыми, а у каждой из станций будет свой архитектор и свой дизайн». Член общественного совета Юрий Григорьев посоветовал обратить особое внимание на освещение новых станций и дизайн входных павильонов. А Алексей Клименко напомнил о километрах заброшенных тоннелей и выработок и призвал создать рабочую группу с тем, чтобы использовать этот ресурс. С учетом этих предложений проект и был одобрен Общественным советом.
zooming
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др. Макет. 2011 г.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков

24 Марта 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.