Реконструкция «Геликон-оперы»: эпилог

Знаменитый театр «Геликон-опера» сможет завершить реконструкцию своего здания на Большой Никитской. Такое решение 23 марта принял Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города. Выбирая между сохранением театрального коллектива и сохранением памятника, эксперты отдали предпочтение деятелям культуры и их будущему. Другим вопросом в повестке дня стали типовые станции метро, разработанные «Метрогипротрансом». И их совет также безоговорочно поддержал.

mainImg
Заседания Общественного совета, посвященного проекту реконструкции «Геликон-оперы», ждали почти два месяца: первоначально он был назначен на самое начало февраля, но затем дважды откладывался на неопределенный срок. Сам же объект, напомним, был заморожен в октябре 2010 года, когда после отставки Юрия Лужкова власти Москвы уступили градозащитникам и спохватились, стоит ли сносить старинный флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских ради строительства новой сцены театра. Конечно, тогда вряд ли кто-то мог предположить, что эта пауза, одинаково губительная и для памятника, и для нового строительства, и для коллектива театра затянется столь надолго…

С тем, что решение по «Геликону» нужно принимать немедленно, согласились обе стороны, втянутые в этот конфликт. И, как и следовало ожидать, у оппонентов нашлось немало аргументов в защиту своей позиции, так что заседание Общественного совета на этот раз получилось и долгим, и очень накаленным по своей атмосфере.

Так, представители «Архнадзора» – главные противники реконструкции (которых поддержали ряд видных экспертов и историков) – считают реализацию данного проекта результатом многочисленных манипуляций и подтасовок – с охранным статусом, с адресом, с предметом охраны. По мнению градозащитников, все эти параметры беззастенчиво подгонялись под нужды реконструкции: зоны охраны усекались, само понятие реставрации трактовалось максимально вольно. В результате, как отметила профессор Наталья Душкина, город потерял половину усадьбы. Снесена циркумференция, изменена теремковая кровля главного дома – причем, как сообщил координатор движения Константин Михайлов, санкции Москомнаследия на это не было (что и позволило «Архнадзору» оспорить решение Мосгорэкспертизы в Прокуратуре Москвы).

В пользу градозащитников говорит и последний запрос в Министерство культуры РФ о статусе ансамбля, который неоднократно подвергался сомнению (напомним, на определение ценности построек проводилось несколько экспертиз – последняя в 2010 году по указанию Владимира Ресина; кроме того существуют рекомендации о постановке объекта на охрану со стороны Москомнаследия и НИиПИ Генплана). Так вот, в минкульте подтвердили, что ряд усадебных строений по адресу 19/16 (главный дом, циркумференция, западный и восточный флигели, корпус по Калашному пер. и два павильона) являются федеральным памятником, имеющим соответствующий паспорт Комитета по культурному наследию. А раз так, то новое строительство и реконструкция запрещены законом. Именно поэтому «Архнадзор» предлагает вернуться к реставрации с приспособлением главного дома усадьбы под малый зал и воссозданием утраченных частей, а новую сцену вынести на свободный участок. В качестве ближайшего такого участка координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин назвал «яму» (вырытый много лет назад котлован) у метро «Арбатская», в другом конце Калашного переулка.

Однако руководитель проекта, театральное сообщество и главный архитектор города перенос сцены не поддерживают по многим причинам. Так, по словам Александра Кузьмина, не исключено, что на новом участке «Архнадзор» снова найдет что-либо ценное и угробит проект. Театралы уверены, что «Геликон-опера» заслужил право развиваться именно в том месте, откуда он начинался, а руководитель проекта архитектор Андрей Боков считает концентрацию театральных пространств в центре (а на Б. Никитской кроме «Геликона» расположены Театр Маяковского и Консерватория) показателем качества среды, по которому Москва приближается к европейским столицам.

В переработанном варианте проекта Андрей Боков, кстати, отчасти пошел навстречу «Архнадзору», предложив другой вариант устройства арьера сцены, при котором стена флигеля по Калашному переулку (которая, по его мнению, и является предметом охраны) не воссоздается, а сохраняется. Отказаться же от перекрытия двора, по глубокому убеждению автора проекта, невозможно, поскольку это основной территориальный ресурс для развития театра: «Почему перекрывать дворовые пространства можно в Главном Штабе, а у нас нельзя?», – недоумевает президент Союза архитекторов России, получивший, кстати, в 1990-е Госпремию за аналогичную реконструкцию другой, куда более известной усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (Литературный музей А.С. Пушкина). «Если мы не реализуем этот проект, то получим феноменальный прецедент: несмотря на количество согласований, какая-то кучка людей, превратившихся в архитектурную и интеллектуальную цензуру, опрокинет его, не имея на то весомых аргументов», – заявил Андрей Боков на заседании совета.

Речь Бокова была встречена овацией – поддержать худрука театра Дмитрия Бертмана пришел весь коллектив, а также их звездные коллеги – Евгений Миронов, Эммануил Виторган, Лев Лещенко, письмо в поддержку проекта прислал Александр Калягин. Театральная элита уверена, что объект культуры «весит» больше «рядовой исторической застройки», и всерьез обеспокоена тем, что громкая история с разрушением памятника может повлечь за собой разрушение коллектива самого «Геликона», который вынужден выступать в удручающих условиях, ожидая обещанной сцены более 14 лет. Были озвучены на заседании и другие аргументы в пользу реконструкции: например, из-за ее остановки пропадают бюджетные деньги и деньги самого театра, уже вложенные в стройку. Наконец, считают защитники театра, если теперь отказаться от проекта, его скорее всего перекупит с коммерческими целями какой-нибудь инвестор, и тогда ансамбль уж точно будет недоступен горожанам.

Больше всего обвинений в этой истории было выдвинуто в адрес Дмитрия Бертмана, которого недавно на одном из центральных каналов даже назвали «разрушителем русской культуры». На заседании совета худрук театра признался, что для него эти слова стали сильнейшим ударом, и взволнованно напомнил аудитории о том, что именно коллектив театра много лет подряд сохранял здание усадьбы от разрушения. Его оппоненты, впрочем, несклонны считать, что за нынешнее частичное разрушение памятника несет ответственность руководство театра. «Изначально была выбрана неверная стратегия реконструкции, – отмечает Наталья Душкина. – Почему за федеральный памятник взялись архитекторы, а не реставраторы? И почему последние находится на субподряде и одновременно сами же делают экспертизу?»

Когда накал дискуссии достиг своего апогея, слово взял главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он поддержал театр: «Стыдно и страшно: сейчас Бертман – враг русского народа, потом пойдут Третьяковка, Пушкинский музей, Российская государственная библиотека – и ведь всем нужно расширяться». Кузьмин напомнил «Архнадзору», что в проекте нет никакого коммерческого интереса, как в Кадашах или Хитровке, и ему непонятно, почему именно культурные проекты встречают такое сопротивление общественников. «Да, все эти увертки сделали ситуацию нечистоплотной, – признался Кузьмин. – Но если есть нарушения – пусть ими занимаются те, кто должен, а не Общественный совет. Надо немедленно завершать стройку, а такие детали, как сохранение стены флигеля, могут быть обсуждены в рамках рабочей группы». Вместе с Александром Кузьминым проект реконструкции поддержал и академик Юрий Платонов. Заместитель мэра Москвы Людмила Швецова также высказалась «за», однако призвала экспертов: «Масштабы компромисса надо ограничить тем проектом, который уже согласован».

Резолюцию Александра Кузьмина председатель совета Владимир Ресин поддержал в качестве итогового решения: «Мы в моральном долгу перед артистами и уже много талантливых людей потеряли. Поэтому надо найти компромисс, позволяющий в ближайшие месяцы завершить строительство театра. К доработкам необходимо привлечь коллег из «Архнадзора». Ну, а перекрытие двора не вызывает сомнений: такой уж у нас климат», – заключил Ресин, выразив надежду на то, что подобное соломоново решение устроило бы даже саму княгиню Шаховскую.

К обсуждению второго вопроса, стоявшего на повестке дня, – проекта типовых станций метро –  зал почти опустел. Что и говорить, в отличие от первого сюжета, ажиотаж вокруг возвращения «типовухи» в метрополитен давно спал. Напомним, что в январе главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков представил проекты типовых станций метро, разработанные в соответствие с планами нового руководства города – продлить до 2020 года сеть метро на рекордные 120 км. Общественность тут же испугалась слова «типовой», и в прессе поднялась волна критических публикаций. В итоге Шумакову поручили доложить проект перед профессиональным советом. Архитектор предельно ясно рассказал о своей работе все, что до сих пор говорил прессе. Станции будут двух типов: основной тип для мелкого заложения – сводчатый, «в определенных, оптимизированных параметрах, подчеркиваю, не минимизированных». Гидрогеологические условия могут ограничить возможности по сооружению свода, и на этот случай предусмотрена двухпролетная конструкция. Регламентированы также параметры вестибюлей, разбивающихся на несколько модулей, и вспомогательные технические сооружения для станций глубокого заложения. Станции оснащаются лифтами для инвалидов и прозрачными перегородками на путях.

Кстати, в заявленные 120 км входит и создание Третьего пересадочного контура, с помощью которого предполагается снять нагрузку с кольцевой линии. Строить его Николай Шумаков намерен в виде тоннеля большого сечения, в котором поезда пропускаются сразу в двух направлениях, что позволит ускорить ее ввод. Предпроект содержит также предложения по сооружению легкого метро, которое свяжет Москву и Зеленоград.

Совет всецело поддержал работу Николая Шумакова. Как заметил Владимир Ресин, «это большой шаг вперед, а вовсе не типовуха. Только конструкции будут типовыми, а у каждой из станций будет свой архитектор и свой дизайн». Член общественного совета Юрий Григорьев посоветовал обратить особое внимание на освещение новых станций и дизайн входных павильонов. А Алексей Клименко напомнил о километрах заброшенных тоннелей и выработок и призвал создать рабочую группу с тем, чтобы использовать этот ресурс. С учетом этих предложений проект и был одобрен Общественным советом.
zooming
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др. Макет. 2011 г.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков

24 Марта 2011

Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».