Реконструкция «Геликон-оперы»: эпилог

Знаменитый театр «Геликон-опера» сможет завершить реконструкцию своего здания на Большой Никитской. Такое решение 23 марта принял Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города. Выбирая между сохранением театрального коллектива и сохранением памятника, эксперты отдали предпочтение деятелям культуры и их будущему. Другим вопросом в повестке дня стали типовые станции метро, разработанные «Метрогипротрансом». И их совет также безоговорочно поддержал.

mainImg
Заседания Общественного совета, посвященного проекту реконструкции «Геликон-оперы», ждали почти два месяца: первоначально он был назначен на самое начало февраля, но затем дважды откладывался на неопределенный срок. Сам же объект, напомним, был заморожен в октябре 2010 года, когда после отставки Юрия Лужкова власти Москвы уступили градозащитникам и спохватились, стоит ли сносить старинный флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских ради строительства новой сцены театра. Конечно, тогда вряд ли кто-то мог предположить, что эта пауза, одинаково губительная и для памятника, и для нового строительства, и для коллектива театра затянется столь надолго…

С тем, что решение по «Геликону» нужно принимать немедленно, согласились обе стороны, втянутые в этот конфликт. И, как и следовало ожидать, у оппонентов нашлось немало аргументов в защиту своей позиции, так что заседание Общественного совета на этот раз получилось и долгим, и очень накаленным по своей атмосфере.

Так, представители «Архнадзора» – главные противники реконструкции (которых поддержали ряд видных экспертов и историков) – считают реализацию данного проекта результатом многочисленных манипуляций и подтасовок – с охранным статусом, с адресом, с предметом охраны. По мнению градозащитников, все эти параметры беззастенчиво подгонялись под нужды реконструкции: зоны охраны усекались, само понятие реставрации трактовалось максимально вольно. В результате, как отметила профессор Наталья Душкина, город потерял половину усадьбы. Снесена циркумференция, изменена теремковая кровля главного дома – причем, как сообщил координатор движения Константин Михайлов, санкции Москомнаследия на это не было (что и позволило «Архнадзору» оспорить решение Мосгорэкспертизы в Прокуратуре Москвы).

В пользу градозащитников говорит и последний запрос в Министерство культуры РФ о статусе ансамбля, который неоднократно подвергался сомнению (напомним, на определение ценности построек проводилось несколько экспертиз – последняя в 2010 году по указанию Владимира Ресина; кроме того существуют рекомендации о постановке объекта на охрану со стороны Москомнаследия и НИиПИ Генплана). Так вот, в минкульте подтвердили, что ряд усадебных строений по адресу 19/16 (главный дом, циркумференция, западный и восточный флигели, корпус по Калашному пер. и два павильона) являются федеральным памятником, имеющим соответствующий паспорт Комитета по культурному наследию. А раз так, то новое строительство и реконструкция запрещены законом. Именно поэтому «Архнадзор» предлагает вернуться к реставрации с приспособлением главного дома усадьбы под малый зал и воссозданием утраченных частей, а новую сцену вынести на свободный участок. В качестве ближайшего такого участка координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин назвал «яму» (вырытый много лет назад котлован) у метро «Арбатская», в другом конце Калашного переулка.

Однако руководитель проекта, театральное сообщество и главный архитектор города перенос сцены не поддерживают по многим причинам. Так, по словам Александра Кузьмина, не исключено, что на новом участке «Архнадзор» снова найдет что-либо ценное и угробит проект. Театралы уверены, что «Геликон-опера» заслужил право развиваться именно в том месте, откуда он начинался, а руководитель проекта архитектор Андрей Боков считает концентрацию театральных пространств в центре (а на Б. Никитской кроме «Геликона» расположены Театр Маяковского и Консерватория) показателем качества среды, по которому Москва приближается к европейским столицам.

В переработанном варианте проекта Андрей Боков, кстати, отчасти пошел навстречу «Архнадзору», предложив другой вариант устройства арьера сцены, при котором стена флигеля по Калашному переулку (которая, по его мнению, и является предметом охраны) не воссоздается, а сохраняется. Отказаться же от перекрытия двора, по глубокому убеждению автора проекта, невозможно, поскольку это основной территориальный ресурс для развития театра: «Почему перекрывать дворовые пространства можно в Главном Штабе, а у нас нельзя?», – недоумевает президент Союза архитекторов России, получивший, кстати, в 1990-е Госпремию за аналогичную реконструкцию другой, куда более известной усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (Литературный музей А.С. Пушкина). «Если мы не реализуем этот проект, то получим феноменальный прецедент: несмотря на количество согласований, какая-то кучка людей, превратившихся в архитектурную и интеллектуальную цензуру, опрокинет его, не имея на то весомых аргументов», – заявил Андрей Боков на заседании совета.

Речь Бокова была встречена овацией – поддержать худрука театра Дмитрия Бертмана пришел весь коллектив, а также их звездные коллеги – Евгений Миронов, Эммануил Виторган, Лев Лещенко, письмо в поддержку проекта прислал Александр Калягин. Театральная элита уверена, что объект культуры «весит» больше «рядовой исторической застройки», и всерьез обеспокоена тем, что громкая история с разрушением памятника может повлечь за собой разрушение коллектива самого «Геликона», который вынужден выступать в удручающих условиях, ожидая обещанной сцены более 14 лет. Были озвучены на заседании и другие аргументы в пользу реконструкции: например, из-за ее остановки пропадают бюджетные деньги и деньги самого театра, уже вложенные в стройку. Наконец, считают защитники театра, если теперь отказаться от проекта, его скорее всего перекупит с коммерческими целями какой-нибудь инвестор, и тогда ансамбль уж точно будет недоступен горожанам.

Больше всего обвинений в этой истории было выдвинуто в адрес Дмитрия Бертмана, которого недавно на одном из центральных каналов даже назвали «разрушителем русской культуры». На заседании совета худрук театра признался, что для него эти слова стали сильнейшим ударом, и взволнованно напомнил аудитории о том, что именно коллектив театра много лет подряд сохранял здание усадьбы от разрушения. Его оппоненты, впрочем, несклонны считать, что за нынешнее частичное разрушение памятника несет ответственность руководство театра. «Изначально была выбрана неверная стратегия реконструкции, – отмечает Наталья Душкина. – Почему за федеральный памятник взялись архитекторы, а не реставраторы? И почему последние находится на субподряде и одновременно сами же делают экспертизу?»

Когда накал дискуссии достиг своего апогея, слово взял главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он поддержал театр: «Стыдно и страшно: сейчас Бертман – враг русского народа, потом пойдут Третьяковка, Пушкинский музей, Российская государственная библиотека – и ведь всем нужно расширяться». Кузьмин напомнил «Архнадзору», что в проекте нет никакого коммерческого интереса, как в Кадашах или Хитровке, и ему непонятно, почему именно культурные проекты встречают такое сопротивление общественников. «Да, все эти увертки сделали ситуацию нечистоплотной, – признался Кузьмин. – Но если есть нарушения – пусть ими занимаются те, кто должен, а не Общественный совет. Надо немедленно завершать стройку, а такие детали, как сохранение стены флигеля, могут быть обсуждены в рамках рабочей группы». Вместе с Александром Кузьминым проект реконструкции поддержал и академик Юрий Платонов. Заместитель мэра Москвы Людмила Швецова также высказалась «за», однако призвала экспертов: «Масштабы компромисса надо ограничить тем проектом, который уже согласован».

Резолюцию Александра Кузьмина председатель совета Владимир Ресин поддержал в качестве итогового решения: «Мы в моральном долгу перед артистами и уже много талантливых людей потеряли. Поэтому надо найти компромисс, позволяющий в ближайшие месяцы завершить строительство театра. К доработкам необходимо привлечь коллег из «Архнадзора». Ну, а перекрытие двора не вызывает сомнений: такой уж у нас климат», – заключил Ресин, выразив надежду на то, что подобное соломоново решение устроило бы даже саму княгиню Шаховскую.

К обсуждению второго вопроса, стоявшего на повестке дня, – проекта типовых станций метро –  зал почти опустел. Что и говорить, в отличие от первого сюжета, ажиотаж вокруг возвращения «типовухи» в метрополитен давно спал. Напомним, что в январе главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков представил проекты типовых станций метро, разработанные в соответствие с планами нового руководства города – продлить до 2020 года сеть метро на рекордные 120 км. Общественность тут же испугалась слова «типовой», и в прессе поднялась волна критических публикаций. В итоге Шумакову поручили доложить проект перед профессиональным советом. Архитектор предельно ясно рассказал о своей работе все, что до сих пор говорил прессе. Станции будут двух типов: основной тип для мелкого заложения – сводчатый, «в определенных, оптимизированных параметрах, подчеркиваю, не минимизированных». Гидрогеологические условия могут ограничить возможности по сооружению свода, и на этот случай предусмотрена двухпролетная конструкция. Регламентированы также параметры вестибюлей, разбивающихся на несколько модулей, и вспомогательные технические сооружения для станций глубокого заложения. Станции оснащаются лифтами для инвалидов и прозрачными перегородками на путях.

Кстати, в заявленные 120 км входит и создание Третьего пересадочного контура, с помощью которого предполагается снять нагрузку с кольцевой линии. Строить его Николай Шумаков намерен в виде тоннеля большого сечения, в котором поезда пропускаются сразу в двух направлениях, что позволит ускорить ее ввод. Предпроект содержит также предложения по сооружению легкого метро, которое свяжет Москву и Зеленоград.

Совет всецело поддержал работу Николая Шумакова. Как заметил Владимир Ресин, «это большой шаг вперед, а вовсе не типовуха. Только конструкции будут типовыми, а у каждой из станций будет свой архитектор и свой дизайн». Член общественного совета Юрий Григорьев посоветовал обратить особое внимание на освещение новых станций и дизайн входных павильонов. А Алексей Клименко напомнил о километрах заброшенных тоннелей и выработок и призвал создать рабочую группу с тем, чтобы использовать этот ресурс. С учетом этих предложений проект и был одобрен Общественным советом.
zooming
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др. Макет. 2011 г.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Реставрация с приспособлением комплекса зданий усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для театра «Геликон-опера». «Моспроект-4», «Спецпроектреставрация». Арх. А.В. Боков, Д.В. Буш, В.И. Кузнецов, А.П. Меркулов и др.
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков
Архитектурная концепция типовых станций метро. ОАО «Метрогипротранс». Рук. Н.И. Шумаков

24 Марта 2011

Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.