14.03.2009

Исчезновение деревянного города

В анфиладе музея архитектуры открылась выставка, посвященная деревянной архитектуре Нижнего Новгорода. Публикуем эссе Марины Игнатушко, посвященное центральной части выставки – фотографиям Влада Ефимова и Юрия Пальмина, и их предмету – исчезающей деревянной архитектуре Нижнего Новгорода.

информация:

Зал с фотографиями и «лайтбоксами» Владислава Ефимова
Зал с фотографиями и «лайтбоксами» Владислава Ефимоваоткрыть большое изображение

Ядром выставки стали работы двух известных московских фотографов, Влада Ефимова и Юрия Пальмина, сделанные в рамках специального проекта. К этой художественной части присоединились два других проекта, журналистское исследование от ‘GEO’ и стенды, посвященные работе нижегородских реставраторов НИП «Этнос», специализирующихся в числе прочего на реставрации и каталогизации деревянной архитектуры. Эти проекты стали удачным информационным дополнением к художественной фотовыставке.

В результате выставка получилась более объемной, чем можно было бы ожидать от фотопроекта. Она привлекла внимание специалистов. А всем остальным продемонстрировала – появление этой выставки сейчас не случайно. Если в последней трети XX века деревянные дома в Нижнем Новгороде тихо разрушались от старости и небрежения, а в 1990-е их даже пытались сохранять, то недавно (да что уж там - после прихода губернатора Шанцева) в судьбе этих представителей среовой застройки наметился печальный поворот: значительная часть деревянных домов подлежит уничтожению. На их месте, на окраинах юго-восточной, исторической части города, задумано жилое строительство. Может быть, кризис этому помешает и дома продолжат тихо разрушаться. А может быть, и нет.

Но все то, что говорилось на открытии, как-то не оставляет деревянному городу надежды – либо дома снесут, вычеркнув то, что понадобится, из реестра памятников; либо сожгут; либо они разрушатся от старости; надежда на спасение есть у зданий со статусом памятника, но и они после реставрации подчас выглядят несколько… пластмассовыми, что ли. Иллюзий о сохранении деревянных кварталов, как кажется, уже никто не питает – все, что остается, это фотографировать. Так мы и возвращаемся к основной части выставки – фотографиям, зафиксировавшим дома и вместе с тем процесс их разрушения. Об особенностях этих фотографий, и этого разрушения – эссе Марины Игнатушко:

Если взять двух замечательных фотографов, поселить их в Нижнем Новгороде на несколько дней, объяснить, по каким адресам ходить, то вовсе не значит, что они будут покорно следовать инструкции, кропотливо изучать пропорции, искать сандрики и сравнивать разновидности резьбы. Им не нужен реестр, обмеры и пояснительные записки. Ждать от них художественных восторгов, а также точного обозначения «дом генерала» или «дом ямщика», просто наивно. Их произведения не украсят «Записки краеведов», потому что не содержат методичных исследований о том, затронула ли переделка  габариты фасадов, или изменения коснулись только архитектурной пластики. И количество снимков не влияет на картину целого. Представление о целом ускользает, растворяется во множестве осколков-впечатлений…

Помня, как результаты экспедиций  выглядят в справочниках, научных публикациях и в путеводителях, в первый момент ощущаешь легкий привкус поражения. Ну не этого следовало ожидать от серьёзной затеи!
Где  протест против снесения старых домов и попытка увидеть в них памятники архитектуры?!
Нет протеста.

Нет даже вопросов, в ответ на которые пытливые умы собирали бы конференции, изучали опыт и предпринимали меры по сохранению исторического наследия.
Нет в этих съёмках Ефимова и Пальмина документальной фиксации исторической среды. Но и самой среды тоже – давно нет.
Слои сталкиваются  как природные стихии. Формы утратили стабильность. Первоначальный замысел растрепало время. Сами домики настраивают на иной масштаб восприятия, провоцируют  чувства.

В прогулке по старому городу художники увлечены  эстетическими переживаниями. Полутона, ритмы теней, прозрачность и плотность, ряды и нагромождения, округлое и прямое, массивное и изящное, - всё это дышит тепло и спокойно…
Да, именно – тепло и спокойно, побуждая не к действию, а к медитации.
Мы так же бродим по городу, давно позабыв исторические сюжеты, даты, байки, не отличая пилонов от пилястр. Полностью – во власти визуальных, пространственных переживаний, иногда окрашенных личными воспоминаниями.

Воспоминания никак не соотносятся с историей и бытом старых домов. Поэтому съёмка деревянного города сторонним наблюдателем – эксперимент чистый, не нагруженный частным опытом и сентиментальными отношениями.  В этом взгляде на старый Нижний местный мифологический контекст не прочитывается, поэтому изображение выходит на иной уровень обобщения. Деревянный город – это руины русской  идентичности,  утратившей волю, «почти природного процесса забвения прошлого». Руинированное пространство освобождает от иллюзий повседневности, примиряет с силой времени.
Гипнотическое очарование распада философы связывают с восприятием руин в конечном счёте как продукта природы. Человеческая целесообразность уступает бессознательным силам.

Быть может, потому поджоги старых деревянных домов  во имя новостроек  вызывают возмущение: в  естественную гармонию увядания  вторгается нетерпение и жадность. Приближающийся к руинам гул бульдозеров и машин пугает, потому что сигнализирует о конце созерцания.

Обращение к феномену руины симптоматично.
Руина отличается от мусора: она ценна сама по себе – как многослойный эстетический объект, где «прошлое и настоящее слиты в единую форму». Восприятие не зависит от того, соединит ли наше  воображение  фрагменты в существовавшее прежде целое. Руина – это «остатки во времени некоего целого, которое выражает себя исчерпывающим образом в случайном времени собственной части». Она не просто даёт некое представление о гармонии прошлого, но провоцирует новые переживания.
Эта форма переживаний нуждается лишь в пространстве и времени: пояснения, перечень дат и имён становится утомительным дребезжанием, не оформленным  в мелодию.
Определение руины как «формы слияния» помогает понять и негативность практики так называемого воссоздания памятников. Разобрали деревянный дом по брёвнышку, выбросили гнильё, оставили три подлинных венца, обновили «столярку», собрали объект на новом надёжном месте – а не греет! Пропорции, объёмы вроде те же, только опыт повседневного слит уже с аттракционом. Попытка не просто остановить время, а проигнорировать его.

Медитации Ефимова и Пальмина в деревянном Нижнем Новгороде имеют результат  в полном соответствии с жанром. Фотографии отражают видение человека с иной картиной мира, чем была у строителей деревянных домов: сказался опыт съёмок авторами современной архитектуры и советского конструктивизма. 
Трансцендентная чувственность перекодировала  смыслы, выразив духовное не в обращении к историческому, а с помощью цвета и абстрактных форм. Случайность, зыбкость кустарной геометрии деревянных домов придают этим абстракциям человеческое звучание. «Печаль моя светла» - как же иначе…

открыть большое изображение
На открытии выставки
На открытии выставкиоткрыть большое изображение
Ирина Агафонова, главный архитектор НИП «Этнос»
Ирина Агафонова, главный архитектор НИП «Этнос» открыть большое изображение
Директор музея Давид Саркисян и Виталий Рудченко (искусствовед, фотограф, сотрудник Свода памятников ГИИ)
Директор музея Давид Саркисян и Виталий Рудченко (искусствовед, фотограф, сотрудник Свода памятников ГИИ)открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Вера Бутко
  • Михаил Канунников
  • Константин Ходнев
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Антон Бондаренко
  • Игорь Шварцман
  • Николай Миловидов
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлия Тряскина
  • Никита Бирюков
  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Гинзбург
  • Юлий Борисов
  • Сергей Сенкевич
  • Наталья Сидорова
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Алексей Курков
  • Арсений Леонович
  • Александр Бровкин
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Селивохин
  • Полина Воеводина
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Антон Барклянский
  • Левон Айрапетов
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Чобан
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Грень
  • Илья Уткин
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Александр Скокан
  • Никита Токарев
  • Владимир Биндеман
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Александр Асадов
  • Станислав Белых
  • Олег Мединский
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Романов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»

Технологии:

24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи