05.12.2008

"Социальное градостроительство" Дэвида Барри

Во вторник в здании British Counsil состоялась организованная Центром современной архитектуры (Ц:СА) лекция англичанина Дэвида Барри под названием «Обновление городов: инновация – не война». Обновление городов – тема, которая предполагает долгий разговор о современном градостроительстве, архитектуре и архитекторах мировой значимости, поэтому слушателей больше всего удивило то, что на протяжении всей лекции слово «архитектура» прозвучало от силы раза три, а ни одного известного имени вообще не было упомянуто. Барри вложил в понятие развития современного города иной смысл – социальный, а архитектурным «звездам» предпочел архитектора, скрытого в каждом городском жителе.

информация:

открыть большое изображение

Свою лекцию Дэвид Барри начал с того, что предупредил: «Я не архитектор и не градостроитель. Я – продюсер фильмов». Что одновременно насторожило и обрадовало. С точки зрения профессионала, когда продюсер рассуждает о градостроительстве – это чистой воды дилетантизм. Но с другой стороны, дилетантизм иногда бывает полезен потому, что содержит в себе свежий взгляд на вещи. Полученные извне идеи, будучи наложены, в частности, на архитектуру, способны стать большой новацией.

открыть большое изображение

Такой новацией стала его деятельность Дэвида Барри, направленная на обновление городов и жизни в них. Ее характер – в большей степени управленческий и экспериментальный характер: Барри пытается выстроить социальные конструкции, которые бы связали государственные и общественные организации, профессиональных градостроителей и обычных горожан, которым не безразлична судьба их города. Самая интересная часть такой работы, по утверждению Барри, заключается в общении с людьми, пробуждении в жителях гражданского самосознания и творческой энергии, которая направлена на обустройство родного города. 

Как утверждает Дэвид Барри, вся работа по выстраиванию социальных конструкций и последующему обновлению города основана на  трех вещах – социальном дизайне, социальной инновации и социальном предпринимательстве, которые в свою очередь построены на общих  для всех принципах – «помоги себе сам» и «помоги другому», а также приватизации, превращении государственной собственности в частную. Чтобы проиллюстрировать взаимодействие всех этих принципов, Барри показал три работы, осуществленные под его руководством в британских городах Кастлфорд, Мидлсбро и Кардиф.

Первый проект носит немного странное название «Город сельского хозяйства».  Дело в том, что город, где он был реализован, – Мидлсбро – известен неблагоприятной экологической ситуацией. Чтобы исправить положение, жителям было предложено выращивать овощи прямо в городе. Горожане восприняли идею «на ура» и даже указали места, где вы они хотели заниматься сельским хозяйством – в парках, ботанических садах, даже на ступеньках собственного дома. В результате была создана карта города с учетом этих пожеланий, на основе карты в градостроительное развитие города были внесены реальные изменения.

Новый мост в Кастлфорде (Йоркцир, Великобритания) McDowell+Benedetti
Новый мост в Кастлфорде (Йоркцир, Великобритания) McDowell+Benedettiоткрыть большое изображение

Во втором проекте – городе Кастлфорд, было выбрано несколько мест, потенциально способных стать популярными общественными пространствами. В каковые их и превратили – с помощью общественных собраний, привлечения инвестиций и выбранных жителями архитекторов и дизайнеров. Объектами преобразований стали пустырь, на котором обитали наркоманы, типично обшарпанный павильон английского метро (который стал «почти что музеем Витра»), и одна из центральных  площадей города – ее превратили формальный эксперимент стиле Мондриана. По убеждению Дэвида Барри абсолютно не важно, нравится ли нам с вами все эти обновления, а главное, что они нравятся жителям Кастлфорда и произведены по их воле.

Еще один небольшой проект Барри курировал в столице Уэльса городе Кардифе. Для этого проекта был выбран неблагополучный район доков. Благоустройством занимались 15 человек, представителей разных слоев населения, заинтересованных в изменениях этой части города. В отличие от предыдущих двух проектов здесь существенных изменений городского пространства не произошло – этот опыт можно считать скорее социальным, чем градостроительным.

Итогом лекции может стать возникновение еще одного термина, начинающегося с «социальное…» - «социальное градостроительство». Оно намного шире простого «градостроительство», так как включает в себя жизнь города в целом, не замыкаясь на ее архитектурном аспекте. Эффективность такого «социального градостроительства», по словам Барри, потрясающа.

открыть большое изображение

Дилетант-градостроитель Дэвид Барии вполне убедителен в своем стремлении привлечь жителей к обновлению городов, в которых они обитают. Полгода назад на лекции в Москве подобную идею озвучивал один из видных (британских же) профессионалов – архитектор Уильям Олсоп. По словам Олсопа, он старается во всех своих городских проектах советоваться с жителями – и они часто подвигают его к радикальным художественным решениям, так как хотят иметь в своем городе нечто интересное и привлекательное, нечто что меняло бы устоявшееся пространство и позволяло ему развиваться. Опять же по словам Олсопа, жители – друзья города, его враги – чиновники и градостроители. Шутка видного английского архитектора, но и в ней есть доля правды.

К чему это все? К тому, что если спроецировать позицию Барри на наш местный контекст, то получится наоборот. Где-то призывают жителей, спрашивают у них, выясняют, что им нравится и так делают, а потом радуются что получилось хорошо. А где-то сначала придумывают концепцию, потом долго докладывают ее друг другу, а потом показывают жителям – зачастую, уже реализованной, ждут признания и восторга постфактум. Всегда ведь можно найти жителя, довольного тем, что уже другие решили за него. А недовольных можно и не услышать. Две разные ситуации, два разных, простите, острова. Угадай мелодию, как говорится.


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Чобан
  • Алексей Иванов
  • Александр Асадов
  • Никита Токарев
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Арсений Леонович
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Владимир Биндеман
  • Юлия Тряскина
  • Олег Карлсон
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Николай Переслегин
  • Илья Уткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Бровкин
  • Георгий Трофимов
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Грень
  • Лукаш Качмарчик
  • Магда Кмита
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Мединский
  • Роман Леонидов
  • Александр Скокан
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Шимон Матковски
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей  Орешкин
  • Николай Миловидов
  • Петр Фонфара
  • Станислав Белых
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Скуратов
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Андрей Гнездилов
  • Павел Андреев
  • Илья Машков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»
  • Жилой дом на улице Красного курсанта

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи