Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.12.2008

"Социальное градостроительство" Дэвида Барри

Анна Герасименко
Объект:
Мост Каслфорд-бридж
Адрес:
Великобритания, None,
Мастерская:
McDowell+Benedetti

Во вторник в здании British Counsil состоялась организованная Центром современной архитектуры (Ц:СА) лекция англичанина Дэвида Барри под названием «Обновление городов: инновация – не война». Обновление городов – тема, которая предполагает долгий разговор о современном градостроительстве, архитектуре и архитекторах мировой значимости, поэтому слушателей больше всего удивило то, что на протяжении всей лекции слово «архитектура» прозвучало от силы раза три, а ни одного известного имени вообще не было упомянуто. Барри вложил в понятие развития современного города иной смысл – социальный, а архитектурным «звездам» предпочел архитектора, скрытого в каждом городском жителе.

Свою лекцию Дэвид Барри начал с того, что предупредил: «Я не архитектор и не градостроитель. Я – продюсер фильмов». Что одновременно насторожило и обрадовало. С точки зрения профессионала, когда продюсер рассуждает о градостроительстве – это чистой воды дилетантизм. Но с другой стороны, дилетантизм иногда бывает полезен потому, что содержит в себе свежий взгляд на вещи. Полученные извне идеи, будучи наложены, в частности, на архитектуру, способны стать большой новацией.

Такой новацией стала его деятельность Дэвида Барри, направленная на обновление городов и жизни в них. Ее характер – в большей степени управленческий и экспериментальный характер: Барри пытается выстроить социальные конструкции, которые бы связали государственные и общественные организации, профессиональных градостроителей и обычных горожан, которым не безразлична судьба их города. Самая интересная часть такой работы, по утверждению Барри, заключается в общении с людьми, пробуждении в жителях гражданского самосознания и творческой энергии, которая направлена на обустройство родного города. 

Как утверждает Дэвид Барри, вся работа по выстраиванию социальных конструкций и последующему обновлению города основана на  трех вещах – социальном дизайне, социальной инновации и социальном предпринимательстве, которые в свою очередь построены на общих  для всех принципах – «помоги себе сам» и «помоги другому», а также приватизации, превращении государственной собственности в частную. Чтобы проиллюстрировать взаимодействие всех этих принципов, Барри показал три работы, осуществленные под его руководством в британских городах Кастлфорд, Мидлсбро и Кардиф.

Первый проект носит немного странное название «Город сельского хозяйства».  Дело в том, что город, где он был реализован, – Мидлсбро – известен неблагоприятной экологической ситуацией. Чтобы исправить положение, жителям было предложено выращивать овощи прямо в городе. Горожане восприняли идею «на ура» и даже указали места, где вы они хотели заниматься сельским хозяйством – в парках, ботанических садах, даже на ступеньках собственного дома. В результате была создана карта города с учетом этих пожеланий, на основе карты в градостроительное развитие города были внесены реальные изменения.

Новый мост в Кастлфорде (Йоркцир, Великобритания) McDowell+Benedetti
Новый мост в Кастлфорде (Йоркцир, Великобритания) McDowell+Benedetti

Во втором проекте – городе Кастлфорд, было выбрано несколько мест, потенциально способных стать популярными общественными пространствами. В каковые их и превратили – с помощью общественных собраний, привлечения инвестиций и выбранных жителями архитекторов и дизайнеров. Объектами преобразований стали пустырь, на котором обитали наркоманы, типично обшарпанный павильон английского метро (который стал «почти что музеем Витра»), и одна из центральных  площадей города – ее превратили формальный эксперимент стиле Мондриана. По убеждению Дэвида Барри абсолютно не важно, нравится ли нам с вами все эти обновления, а главное, что они нравятся жителям Кастлфорда и произведены по их воле.

Еще один небольшой проект Барри курировал в столице Уэльса городе Кардифе. Для этого проекта был выбран неблагополучный район доков. Благоустройством занимались 15 человек, представителей разных слоев населения, заинтересованных в изменениях этой части города. В отличие от предыдущих двух проектов здесь существенных изменений городского пространства не произошло – этот опыт можно считать скорее социальным, чем градостроительным.

Итогом лекции может стать возникновение еще одного термина, начинающегося с «социальное…» - «социальное градостроительство». Оно намного шире простого «градостроительство», так как включает в себя жизнь города в целом, не замыкаясь на ее архитектурном аспекте. Эффективность такого «социального градостроительства», по словам Барри, потрясающа.

Дилетант-градостроитель Дэвид Барии вполне убедителен в своем стремлении привлечь жителей к обновлению городов, в которых они обитают. Полгода назад на лекции в Москве подобную идею озвучивал один из видных (британских же) профессионалов – архитектор Уильям Олсоп. По словам Олсопа, он старается во всех своих городских проектах советоваться с жителями – и они часто подвигают его к радикальным художественным решениям, так как хотят иметь в своем городе нечто интересное и привлекательное, нечто что меняло бы устоявшееся пространство и позволяло ему развиваться. Опять же по словам Олсопа, жители – друзья города, его враги – чиновники и градостроители. Шутка видного английского архитектора, но и в ней есть доля правды.

К чему это все? К тому, что если спроецировать позицию Барри на наш местный контекст, то получится наоборот. Где-то призывают жителей, спрашивают у них, выясняют, что им нравится и так делают, а потом радуются что получилось хорошо. А где-то сначала придумывают концепцию, потом долго докладывают ее друг другу, а потом показывают жителям – зачастую, уже реализованной, ждут признания и восторга постфактум. Всегда ведь можно найти жителя, довольного тем, что уже другие решили за него. А недовольных можно и не услышать. Две разные ситуации, два разных, простите, острова. Угадай мелодию, как говорится.