Этажерка архитектора
В галерее ARTERIUM дизайнерской компании ROOM (Тверская-Ямская, 7) открыта выставка этажерок, спроектированных известными архитекторами. Здесь имеются: антиэтажерки, этажерки-конструкторы и просто этажерки.
Пресса: Во избежание разрыва. Ирина Антонова отчиталась о конкурсе на реконструкцию ГМИИ
В минувший понедельник в Министерстве культуры РФ был проведен брифинг, посвященный итогам открытого конкурса на проектные работы по реконструкции музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Как писала наша газета (см. «Время новостей» от 10 октября 2008 года), к 2012 году, когда ГМИИ исполнится сто лет, должен быть осуществлен главный этап реконструкции уважаемого московского музея.
Главный по курортам. С презентации книги «Илья Чернявский»
В пятницу в МУАРе прошла презентация книги «Илья Чернявский». Это первое самостоятельное издание об одном из лидеров архитектуры 1970-х и превью большой монографической выставки, которая откроется в музее осенью, к фестивалю «Зодчество». Вместе с тем, и монография, и выставка предлагают несколько иначе оценить и эпоху в целом, архитектуру, образом которой и поныне является мрачный «брежневский обком».
В ожидании «суперкачественной архитектуры»
В прошедший четверг состоялась презентация каталога «Качественная архитектура 2009», ежегодного специального издания журнала «Технологии строительства». 36 зданий и 2 интерьера, вошедшие в каталог, получили награду – «золотые мастерки»
Мечеть на Олимпийском и ВГИК на ВДНХ
18 марта архитектурный совет единодушно признал проект Московской Соборной мечети уникальным объектом, а также поддержал проект расширения ВГИКа. Проект многофункционального комплекса рядом со станцией метро «Пражская» обнаружил множество просчетов и был отправлен на доработку.
Пресса: Благие цели
24 марта Экспертно-консультационный общественный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) в очередной раз рассматривал предпроектные предложения по строительству новых зданий Российской государственной библиотеки. В Старом Ваганькове планируется строительство комплекса высотой в 30 метров. С одной стороны, речь идёт о нуждах главной библиотеки страны, с другой – об однозначном нарушении закона, запрещающего новое строительство на территории охранных зон.
Усмиренный контраст
Дом «Ле Гранд» интересен сложным подходом к контексту: он использует сразу несколько традиционных тем, оттеняя их хай-тековским металлом. Контраст старого и нового. И это – на Невском проспекте. Но контраст усмирен, в чем и заключается главная «изюминка» здания
Евгений Герасимов и партнеры
Пресса: Лорд в помощь. В тендере на реконструкцию ГМИИ победил Норман Фостер
На официальном сайте РФ по проведению тендеров (www.zakupki.gov.ru) размещен протокол заседания жюри по тендеру на проектирование ГМИИ имени Пушкина. В тендере победил Сергей Ткаченко в соавторстве с лордом Норманом Фостером. Комментирует ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.
Эко-техно-парк
Недавно Градостроительный совет города Чебоксары одобрил проект реконструкции территории научно-производственного комплекса «Элара», выполненный архитектурной мастерской А.Асадова. Он предполагает создание в Чебоксарах современного технополиса, который объединяет научные лаборатории и производственные цеха с предельно «зеленым» архитектурным решением.
АБ ASADOV
Пресса: Ужасная неясность. Молодые архитекторы осуществляют неудачную попытку классицизма
Я понадеялся, что с приходом кризиса возникнут возможности и поводы писать об удивительных новых проектах, выставках, исследованиях, которые сделают нашу архитектуру глубже, интереснее и богаче. Но пока прорывов не видно.
Пресса: Константин Михайлов и Рустам Рахматуллин в эфире «Радио России. Культура»
В гостях у передачи "Действующие лица" москвоведы, журналисты, писатели, учредители общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин и Константин Михайлов. Тема: Работа движения «Архнадзор» по сохранению исторического облика Москвы, исторические здания столицы, находящиеся под угрозой исчезновения.
  • 24 марта 2009 / 23 марта 2009
Последний привет строительного бума
Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.
Сначала подумаем или так построим?
20 марта Союз архитекторов провел конференцию по проблемам жилой среды российских городов. Обнаружилось, что среди авторитетных архитекторов до сих пор бытует две противоположные точки зрения: одни считают, что массовое жилье надо строить по продуманным и разнообразным проектам, привязываясь к местности, выслушивая жителей, строить невысоко и разнообразно. В чем-то заимствуя опыт европейских коллег. Ну, а другие – убеждены в том, что решить проблему массового жилья, особенно в Москве, можно только с помощью «типовой» застройки.
Пресса: Сохранение с обеззараживающим эффектом
Территории бывших заводов и фабрик старинной Москвы стали в Москве нынешней лакомым куском для девелоперов. Кризис когда-нибудь закончится. А доходные места можно пока не только застолбить, но и зачистить.
Пресса: Прощай, Газгольдер
На минувшей неделе решалась судьба бывшего Газового (Газгольдерного) завода в Нижнем Сусальном переулке, 5. Завод, построенный еще в XIX столетии, не получил статус памятника, а в этих случаях снос проходит по упрощенной процедуре - через знаменитую "несносную" комиссию при правительстве Москвы.
Интерьеры на Брестской
19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.
Набережная Европы
10 марта в Петербурге был объявлен победитель международного конкурса на проектирование исключительно крупного по нашим временам из «живых» (не съеденных кризисом) объектов – многофункционального комплекса Набережная Европы. Победил, причем со значительным отрывом, проект, сделанный совместно мастерскими Евгения Герасимова и Сергея Чобана.
Евгений Герасимов и партнеры
Смешение / разделение
История развития проекта «Фьюжн-парка» представляется хорошим примером зависимости архитектуры от идеи. Вначале смысловым центром был музей, а темой – смешение форм. Затем, после того как музейный корпус был спрятан в теле здания, образ комплекса изменился: на смену «фьюжну» пришло противопоставление двух начал в двух соседних зданиях. Одно воплощает «тему жилья», второе «тему работы».
ТПО «Резерв»
О дружбе и сотрудничестве
13 марта в Центральном доме архитектора состоялась пресс-конференция, посвященная подписанию соглашения о сотрудничестве между Росохранкультурой и союзом архитекторов России. Соглашение было подписано сразу по окончании пресс-конференции.
Исчезновение деревянного города
В анфиладе музея архитектуры открылась выставка, посвященная деревянной архитектуре Нижнего Новгорода. Публикуем эссе Марины Игнатушко, посвященное центральной части выставки – фотографиям Влада Ефимова и Юрия Пальмина, и их предмету – исчезающей деревянной архитектуре Нижнего Новгорода.
Соглашение между Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Общероссийской общественной организацией "Союз архитекторов России"
Публикуем текст соглашения о сотрудничестве, подписанного А.В. Боковым и А.В. Кибовским 13 марта 2009 г.
  • 13 марта 2009
Пресса: Чтобы "не сомневались". Лужков определил инвестиционные цели и задачи для Москомнаследия
Выступая на ежегодном "хозактиве" Москомнаследия, Юрий Лужков оценил работу этого ведомства на "тройку с плюсом". Впрочем, критерии, примененные мэром для такой оценки, были далеки от задач охраны наследия.
Пресса: Тест на лояльность, или Антикризис в культурном наследии
На этой неделе мэр Москвы Юрий Лужков произнес на «хозяйственно-экономическом активе» Москомнаследия речь, посвященную задачам ведомства в эпоху кризиса. Наибольшее внимание публики привлекли предложения ужесточить наказания за разрушение памятников. СМИ заполнились сообщениями, что московский мэр предлагает привлекать разрушителей к уголовной ответственности и разработать соответствующие законодательные инициативы.
Пресса: Государственный театр
Вчера в агентстве "Росбалт" состоялась пресс-конференция бывшего главного архитектора Большого театра Никиты Шангина. По ходу ее выяснилось, что Большой театр строится не по проекту, не по закону и неизвестно, когда будет закончен.
Город КА
С 21 февраля по 1 марта в городе Каргополь Архангельской области прошел зимний фестиваль из цикла «Города». Уже в 9-й раз несколько сотен архитекторов со всей России больше, чем на неделю, оторвались от компьютеров и проектных чертежей и отправились в старинной русский город – чтобы построить там дома из снега и льда, между прочем, очень экологичные по современным понятиям
Пресса: Призрак котлована
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин 3 марта провел пресс-конференцию, на которой стало ясно, что в области строительства государство еще не осознало факта кризиса и не имеет сценария будущего развития. О том, к чему это приведет — обозреватель "Власти" Григорий Ревзин.
Пресса: Музеи в беспамятстве
События последних месяцев демонстрируют совершенно определённую тенденцию: театр “Геликон” бульдозерами приспосабливает под свои нужды усадьбу Колычевых. Исторический музей, музеи Истории Москвы и Изобразительных искусств выступают с предложениями по радикальной реконструкции вверенных им памятников (Монетный двор, Провиантские склады, усадьба Волконских). Государственные музеи Царицыно и Коломенское строят псевдоисторические дйснейленды на территориях заповедников.
Пресса: Триумф воплей
В здании Третьяковской галереи на Крымском валу 24 февраля состоялось первое общественное обсуждение проекта сноса здания и строительства на его месте нового — 17-этажного. Проект разнесли в пух и прах, дальнейшая его судьба неизвестна. Корреспондент "Власти" Григорий Ревзин попытался понять, зачем вообще было нужно это обсуждение.
Маленький самострой и большой бизнес-центр
Собравшийся 25 февраля архсовет отнесся к двум объектам повестки дня строго, но доброжелательно. Один из них – неутвержденный, но уже строящейся каток на крыше ТЦ «Европейский», спроектированный Юрием Платоновым, одобрили задним числом. Затем выяснилось, что Сергею Киселеву даже в нынешние тяжелые времена удается поддерживать жизнедеятельность проекта крупного бизнес-центра (общей площадью около 300 кв.м)
Пресса: ГМИИ перестроят по всей строгости закона. Проект лорда Фостера не подошел по всем статьям
Вчера в ГМИИ имени Пушкина были вскрыты заявки на проект реконструкции музея, которая предстоит в ближайшие годы. Основой для постановления стал проект лорда Нормана Фостера, представленный президенту (тогда вице-премьеру) Дмитрию Медведеву и получивший его одобрение. Комментирует ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.
Пресса: Памятник за прикрытым окном
Не так давно объявленный новый порядок приема и рассмотрения Москомнаследием заявок на выявление памятников истории и культуры означает, что простому горожанину теперь мало заявить, что он нашел нечто «обладающее признаками объекта культурного наследия».
Фестивальное потрясение
Масленичное «Архстояние», прошедшее в выходные в Николо-Ленивце, содрогнувшемся от такого наплыва народу, вновь показало, как можно залихватски переплавить формы народных гуляний с лэнд-артом. Тема противостояния человека и стихии, начатая летом 2008-го сплавом по Угре архитектурных «ковчегов», продолжилась на этот раз темой социальных катаклизмов. «Позолоченный телец» Василия Щетинина стал символом борьбы с экономической стихией кризиса.
Пресса: Палатам Пожарского приказано выжить
Последние дни на ниве охраны памятников выдались бурные. В воскресенье молодое движение "Архнадзор" вышло на пикет в защиту усадьбы Шаховских. Во вторник москвичи подвергли обструкции проект застройки Парка искусств и сноса ЦДХ. А в среду Росохранкультура и Москомнаследие объявили о подаче иска по изъятию из частной собственности знаменитых палат Пожарского.
Пресса: ЧП национального масштаба. В Москве прошли публичные слушания, посвященные судьбе Третьяковки на Крымском валу
Очень все-таки приятно, когда интеллигентные люди, такие всегда разные, сложные, капризные, несговорчивые, могут превозмочь свои амбиции и выступить единым фронтом. Принципиально и по существу. Случай тут представился. Наша газета 9 февраля уже писала о необыкновенной выставке, что открылась в залах Третьяковки на Крымском валу.
Двойка за проект. С общественных слушаний по проекту реконструкции территории Крымского вала и ЦДХ
24 февраля в ГТГ прошли общественные слушания по вопросу о застройке территории на Крымском валу. Прошли мощно, со скандалом, выкриками, накалом эмоций. Стороны высказались, но диалога не получилось. Жители района собрались обсуждать вовсе не проект, а снос, но вот это как раз решили без них. Зато к конструктивным предложениям многие оказались не готовы, что оказалось на руку тем, кто все это затеял.
Сказочное место
Гостиничный комплекс Kempinski в Нижнем Новгороде ярок и разнообразен. Его архитектурной образ насыщен цветом, орнаментом, и выстроен вокруг золотистого дерева с жар-птицей. Здесь несложно угадать пластическое размышление о специфике места – узорочного и ярмарочного. Таким – сказочно-красочным, город Нижний предстает по версии архитекторов SPeeCH
СПИЧ
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Пресса: Созидая, не разрушай
Первая публичная акция движения «Архнадзор» состоялась. Пикет в защиту усадьбы Шаховских на Большой Никитской прошел возле памятника Тимирязеву, как и планировалось, с 13 до 15 часов в воскресенье, 22 февраля.
Дети подземелий
Судьбу центральных площадей исторического центра Нижнего Новгорода решали на градостроительных советах. Сначала – на одном. Потом – на втором. И пришли к противоположным выводам. О двух советах – Марина Игнатушко
Футуристический нерв
В галерее «ВХУТЕМАС» открылась выставка Вячеслава Локтева, одного из основателей «космической архитектуры», отчаянного футуриста, строящего свою архитектуру вне законов земной тектоники, эстетики, прочности – в абсолютно невероятном и непостижимом земному восприятию пространстве невесомости. Еще более поразительно то, что признаки невесомости он находит задолго до наступления эры освоения неба и космоса – в нелогичной, атектоничной архитектуре барокко, от которой Локтев смело протягивает мостик к авангарду, а за ним и к своим работам.
Надежда на молодых
Программа новой «Арх Москвы Next», о которой организаторы рассказали журналистам в прошедший вторник, призвана дать дорогу молодым архитекторам и стимулировать таким образом появление новой, живой, футуристической и творческой архитектуре. Архитектура последних 20 лет была объявлена одномерной и отцветшей, ей предлагается уступить место молодым.
Разноцветная душа
Строительство «Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии» началось в прошлом году. С тех пор проект одобрил премьер Путин, и он стал довольно-таки известен. Надо сказать, что архитектура этого центра, безусловно очень важного с медицинской точки зрения, нам показалась особенной – ее разноцветье не просто развлекает детей, оно устроено так, чтобы давать надежду на выздоровление
АБ ASADOV
Пресса: Театр разрушения
Еще полгода назад "Известия" предвидели, что приспособление усадьбы Шаховских на Большой Никитской, 19/16, для театра "Геликон-опера" обернется искажением и порчей памятника федерального значения (см. номер от 28.08.08). На тот момент недоставало согласований Росохранкультуры и была надежда, что ее новый руководитель Александр Кибовский защитит усадьбу. Увы, в январе началось разрушение.
Пресса: Восток есть Восток
Неумолкающие споры о модной теории метафизического краеведения Рустама Рахматуллина заставили вспомнить о том, что у этой темы была вполне достойная предыстория. Талантливые краеведы-самородки и прежде пытались понять тайную суть столичного градоустройства. Вот например: интервью с художником Константином Звездочётовым, опубликованное в журнале “Большой город” в далёком 2005 году.
Пресса: Прощайте, московские дворы?
Перекрытие дворов архитектурных памятников принимает характер эпидемии. Но если перекрытия Монетного двора , усадьбы Колычевых и Провиантских складов находятся в проектной стадии, то перекрытие усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской, 19 переходит в производственную. Увы, общественность заметила угрозу лишь тогда, когда работы начались.