Сначала подумаем или так построим?

20 марта Союз архитекторов провел конференцию по проблемам жилой среды российских городов. Обнаружилось, что среди авторитетных архитекторов до сих пор бытует две противоположные точки зрения: одни считают, что массовое жилье надо строить по продуманным и разнообразным проектам, привязываясь к местности, выслушивая жителей, строить невысоко и разнообразно. В чем-то заимствуя опыт европейских коллег. Ну, а другие – убеждены в том, что решить проблему массового жилья, особенно в Москве, можно только с помощью «типовой» застройки.

23 Марта 2009
mainImg

Обсуждение проблем жилой среды быстро распространилось на смежную проблему – качества массового жилья. Обе темы животрепещущие, обе были подняты на прошлой и позапрошлой «Арх-Москве» и архитектурной биеннале; там же был показан и зарубежный опыт в этой сфере. И вот – обсуждение в союзе архитекторов. Параллельно, в качестве иллюстрации к разговору, в фойе дома архитекторов развернули выставку, недавних проектов застройки кварталов Москвы и области. Проекты нарисованы на компьютере, но в тоже время они демонстрируют, насколько недалеко пока российские градостроители ушли от тех методов и нормативов, на которых остановились в 1980-е годы.
 
Что демонстрируют в своих градостроительных проектах иностранцы? Снижение этажности, контрастность зон во избежание повторяемости, зонирование по категориям застройки и дифференциация по имущественному составу жителей внутри квартала. Что делают в Москве? Возводят элитное жилье только на дорогих, центральных или экологичных территориях, а муниципальное – только на худших, перемещая очередников за МКАД. Как отметила в своем выступлении канд. архитектуры Нина Крайняя, такая практика ведет к социальной напряженности и разрыву, поэтому в Европе уже давно строят комплексы со смешанным уровнем жилья, кому-то пентхаусы и таунхаусы, кому-то внутри этого квартала – квартиры в обычных секционных домах.
Это было немного странно слышать, так как известно, что в Москве по распоряжению мэра половину коммерческих домов уже сравнительно давно инвесторы отдавали на муниципальные нужды. Что, разумеется, не касалось супер-элитного золотой мили и прочих ей подобных, там расплачивались как-то иначе, но вот дома попроще сплошь и рядом были наполовину проданы, наполовину розданы очередникам. Люди. купившие квартиры, оказывались в одном подъезде с переселенцами из пятиэтажек и были не рады этому, т.к. получали к своему недешевому жилью традиционно расписанный нецензурщиной лифт. Правда, в последнее время с этой проблемой, вероятно, решили побороться, бесплатное жилье раздавать как можно дальше, а примерно год назад московская мэрия получила проект муниципального дома с минимальной высотой потолков и мизерными площадями.

Что до качества самих домов, то все прелести типового жилья, описанные в фильме «Ирония судьбы», в виде однообразной и чересчур плотной застройки спальных районов, похоже, глубоко укоренились в менталитете российских градостроителей. Индустриальные методы строительства поэтизировали еще конструктивисты в 1920-е гг., но реально первая и, пожалуй, единственная в советской истории программа по обеспечению народа жильем развернулась в 1960-е. Жизнь идет вперед, а методы и нормативы все еще советские. В фойе ЦДА развернули выставку недавно реализованных проектов жилых кварталов и отдельных домов («Юго-западный», «Шуваловский», проект для Красногорска и пр.) – по мнению Александра Скокана, все это мало чем отличается от того, на чем остановились в 1980-е гг. Будто бы за два десятилетия капитализма и не поменялся образ жизни, потребления, досуга. Все нормативы остались от той, прежней жизни, и это расхождение с реальностью выступает, по мнению Скокана, главным тормозом.   

В ходе конференции были показаны два любопытных градостроительных проекта – в Омске и Екатеринбурге, демонстрирующие своего рода шаг вперед в проектировании жилых кварталов среднего класса. Микрорайон «Заречье» в Омске проектировало бюро «Остоженка» Александра Скокана, который рассказал об этом своем проекте. Заречье расположено напротив центра города, но обживать его начали недавно, после строительства метромоста. На месте будущего микрорайона существует деревня с характерной сеткой улиц, параллельных реке. Ее по старой советской традиции должны были «раскатать под бульдозер», но помимо ветхой застройки в деревне обнаружились и дома посолидней, жители которых не захотели выселяться. Эти части деревни намечено сохранить внутри нового квартала как анклавы, а их расположение – взято за основу планировки. 

Территория микрорайона разбита на 4 доли, линии старых улиц «раздвинуты в стороны, средняя часть отдана для школьных учреждений. В центре композиции устроен разрыв с видом через реку на центр города. Микрорайон состоит из небольших кварталов, емкость каждого – 100-200 семей, оптимальная, по словам Скокана, для организации ТСЖ. Конфигурация домов сложная, разновысотная, стала результатом расчетов по инсоляции. Под всеми домами паркинг на -1 и 1 этажах, тоже сложный в плане из-за трудной геологии. Кварталы, между тем, все цветные, снаружи нейтральные, белые, а внутри них – разноцветное «ядро».

Другой микрорайон – «Академический» в Екатеринбурге, ставший известным после проведенного международного конкурса, его проектирует французское бюро «Валод и Пистр» в соавторстве с местным институтом генплана. Екатеринбург – самый компактный по площади среди городов-милионников. Генплан его развития предполагает расширение города путем освоения новых территорий вокруг, однако долгое время начать это не получалось, т.к. крупных инвесторов в городе не было, а продавать эти участки в розницу нельзя, потому что там нет инженерного обеспечения. Когда на горизонте появился московский инвестор «Ренова», городские власти с готовностью поддержали его проект.

Под застройку предназначена территория  в 1.3 га, с севера и юга – лесопарки, по центру – речка. Это бывшие сельхоз угодья. Чтоб сохранить экологию, новые промышленные предприятия вынесены вдоль объездной дороги и расположены вокруг микрорайона. Предложенная французами градостроительная схема может показаться чересчур сухой и перпендикулярной. Она «врастает» в существующий город с севера, где к ней подтягиваются крупные городские улицы. Чтобы смягчить правильность сетки улиц, решили внедриться в нее лесными «клиньями», а также сделать каналы. Последние, правда, вскоре заменили «сухими реками» – зелеными бульварами. Вдоль реки в центре микрорайона разбит парк, вокруг него собраны и офисы и развлечения. К центру высотность жилых домов возрастает до 25 этажей. Кстати по классу жилья тут 50 % занимает эконом и только 15 % элитное. 

Пара проектов отдельных домов была показана архитектором Виктором Токаревым из Казани, доказавшим, что при умелом проектировании можно выйти на практически ту же стоимость кв.м. муниципального жилья, делая дом, намного превосходящий его по качеству. Юрий Гнедовский даже не поверил своим ушам и уточнил стоимость – Токарев заверил – 28 тыс. руб. 1 кв.м. Тут-то и призадумаешься, может быть, корневая проблема низкого качества жизненной среды даже не в деньгах, выделяемых на муниципальное строительство, а в ложных стандартах, будто бы для жилья «второго класса» нечего выдумывать и надо делать, как умеем….

На этой оптимистичной ноте за кафедрой появился Юрий Григорьев. Он призвал архитекторов, вместо того, чтобы «хвастаться своими отдельными проектиками», решать глобальные задачи, как он сам решает вопрос с программой социального жилья в Москве. По словам Юрия Григорьева, Москва город большой, тут каждый район размером побольше среднерусского города, а значит, заключил заместитель главного архитектора столицы, относиться к каждому дому индивидуально нельзя. Юрий Григорьев привел цифры роста жилищного строительства: в 2008 году город получил 3300 000 кв. метров, причем (как здесь было сказано выше) по указу мэра 50% нового строительства отдается на социальные нужды. Итак, по убеждению Юрия Григорьева, решать проблемы социального жилья можно только путем массового строительства, «как раньше бы сказали типового».
Глядя на столь очевидные разногласия выступающих, а особенно сопоставляя мнения и должности их носителей, несложно догадаться, почему изменения в подходе к муниципальному жилью не наступают. Где-то надолго застрял самолет.

А в целом любопытно возникновение этой конференции именно сейчас. Больше года прошло с архитектурной биеннале, на которой Барт Голдхорн призвал российских архитекторов задуматься над проблемами доступного жилья; и два года прошло с «Арх-Москвы», на которой он же указывал на убожество городской среды. И вот – конференция союза архитекторов. Неужели прошел тот период, который требуется русским архитекторам чтобы внять голосу иноземца и воспринять его влияние? Да нет, это вроде в средневековье было, и кажется, там был не один и не два года, а все 10-12…
Откровенно говоря, причин внезапного обострения внимания архитекторов к проблемным темам две. Первая – приход нового президента союза Андрея Бокова. Один из основных пунктов его программы состоит в том, чтобы сделать архитекторов более заметными в жизни государства. Сделать так, чтобы к архитекторам прислушивались, и построить наконец нашу «недостроенную страну». А для этого надо сделать так, чтобы архитекторы отвернулись от того, на что они все это время пристально смотрели, а именно –от богатых инвесторов и дорогих заказов, и обернулись в сторону прямо противоположную – на заказы дешевые, экономичные, и направили свои творческие и прочие размышления не на извлечение сверхприбыли для заказчика, а на экономию и разные человеколюбивые (вне зависимости от статуса и богатства «этого человека») вещи.

Задача благородная, позитивная и просто замечательная. Ничего бы из нее не вышло. Если бы не кризис. От инвесторов никто не отворачивался – их просто в большинстве «не стало», вместе с деньгами и заказчиками. Надо искать деньги в другом месте, а именно – в федеральном и региональных бюджетах, у которых они пока есть. Там и задачи другие, одна из них – социальное жилье. Так что тематика выглядит, скажем так, вынужденно-актуальной. Впрочем, если вдруг это поможет спасти архитектуру на грани краха, то будет очень хорошо. А еще если удастся вживить в это дело людей с нормальными взглядами на работу архитектора, готовых не стрелять типовыми проектами по площадям, пока не застроят все известно чем (страна-то может и непостроенная, но большой вопрос – как, чем и для кого ее застраивать!). Итак, если удастся совместить выживание хороших архитекторов с использованием их мозгов в человеколюбивом русле – то-то было б хорошо, то-то было б здорово. Тем более что и такие архитекторы есть, и в заказах они сейчас нуждаются.
Но мало, ой, мало надежд на такой исход дела… Уж простите за пессимизм.

АБ «Остоженка». М-н «Заречье» в Омске.
АБ «Остоженка». М-н «Заречье» в Омске.
АБ «Остоженка». М-н «Заречье» в Омске.
zooming
Бюро «Валод & Пистр». Микрорайон «Академический».
zooming
Бюро «Валод & Пистр». Микрорайон «Академический».


23 Марта 2009

author pht author pht

Авторы текста:

Наталья Коряковская, Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Пресса: Что строить? И для кого? Кризисная перезагрузка
Конференция «Опыт и перспективы формирования жилой страны в российских городах» анонсировалась давно, но никому, кроме организаторов, о ней заранее не было известно практически ничего. Утром 20 марта прессы в ЦДА было не слишком много, а к вечеру, в момент подведения итогов, почти все журналисты уже покинули зал. И были неправы.
Пресса: Россияне поменяют свой взгляд на жилье
Насколько удобны и приспособлены для повседневной жизни наши улицы, дворы, дома? Комфортно ли современному горожанину в родном городе? В минувшую пятницу в Центральном доме архитектора прошла конференция «Опыт и формирование жилой среды в российских городах», на которой были проанализированы проекты жилых кварталов и комплексов, построенных в последнее десятилетие.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.