Об аварийном состоянии памятника эксперты говорят достаточно давно, но тревогу забили прошлой зимой, когда трещины обнаружились уже не только на притворах, но на стенах храма. Ширина трещины на апсиде – 10 см, что само себе критично.
Одновременно министерство отменило конкурсы на реставрационные работы по еще 21 объекту Северо-Западного региона; «Хранителям» не удалось добиться от Минкульта ответа относительно причин и источника решения. Между тем Михаил Золотоносов уже высказал в «Городе 812» версию о том, что финансирование снято для того, чтобы собрать деньги на реставрацию Михайловского замка, идея размещения в церкви которого иконы «Ангел «Златые Власы»» недавно вызвала нешуточный скандал и вроде бы была отвергнута. Среди памятников, лишенных финансирования – Кронверк и костёл Гиацинта XV-XVII вв. в Выборге, циркумференция Царскосельского дворца, здания новгородской духовной семинарии и Академии балета им. Вагановой, а также церковь Сретения Антониева монастыря в Новгороде, которая «разваливается буквально на глазах из-за просадки почвы», – уточняет Михаил Золотоносов.
Церковь Сретения – интереснейший памятник новгородской архитектуры начала XVI века, ее бесстолпный четверик перекрыт купольным сводом. И всё же памятник, которой более всего может сейчас пострадать от внезапной и не объяснённой отмены финансирования – это именно церковь Успения в Мелётове.
Прежде всего, это памятник очень ранний – строго говоря, первый полностью сохранившийся образец псковской архитектуры послемонгольского периода со множеством характерных ее элементов. К тому же церковь точно датирована – 1461-1462 годами. Это первый храм с сохранившимися повышенными подпружными арками и подлинным 32-скатным покрытием четверика. Церковь Мелётова знают все, кто хоть сколько-нибудь внимательно изучал историю средневековой русской архитектуры. Кроме того, храм сохранил ансамбль одновременных, то есть созданных вскоре после ее возведения, в 1460-е годы, фресок; фрески обсыпаются, и летом 2017 на них начались противоаварийные работы. Но как справедливо замечают «Хранители», если храм обрушится, то и от фресок мало что останется. Церковь Успения – удивительно живой, подлинный и целостный ансамбль псковского искусства XV века. Но она расположена на погосте [церковь с кладбищем в стороне от поселений, в псковской земле как правило «работала» на несколько деревень], далеко от города и центров власти, и, несмотря на запросы музейщиков, долго не реставрировалась. Андрей Баталов считает, что поскольку теперь, после отмены проекта финансирования, рассчитывать на начало реставрации на государственные деньги в 2018 году уже не приходится, необходимо искать сторонние источники средств.
И надо признать, что если церковь Успения в Мелётове попросту рухнет, это будет величайшим позором нашего патриотического времени.
Ю.Тарабарина