Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007

Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце

mainImg

Премия вручается шестой раз за 12 лет, потому что ее присуждают один раз за два года. В нынешнем году она ощутимо реформировалась, о чем мы уже дважды писали – суть изменений в том, что процесс отбора занимает теперь не пару лет, а несколько месяцев. Кроме того, «сечение» утратило иерархию и разделилось на премию и смотр, которые существуют параллельно, самостоятельно выбирая фаворитов из одних и тех же  участников.

Собственно говоря, премия – основной гвоздь программы, ее лауреатам сегодня вручили красивых золотистых улиток, уже давно ставших символом мероприятия. Премию присудил «Комитет» из пяти известных архитекторов (Евгений Асс, Владимир Плоткин, Александр Скокан, Сергей Скуратов и Никита Явейн), причем четверо их них москвичи и один – по уже сложившейся традиции приглашенный к судейству «московской» премии петербуржец. Число судей совпало с количеством награжденных, которых тоже пять – это позволило каждому члену жюри вручить «барельеф с изображением золотого сечения» одному лауреату.

Состав главных победителей можно интерпретировать по-разному.
Например, уже замечено, что на нынешнем «сечении» было довольно-таки много готовых домов: строительный бум медленно, но срастается с архитектурой. Казалось бы, вот они, настоящие достижения – только награждай, а среди лауреатов всего только одна постройка. Спору нет, смелая и яркая, среди московских элитных башен своего рода прорыв, но все же то, что реализация одна, а книг целых две, наталкивает на мысль, что может быть и нет никакого бума, а наоборот, все ушли в теорию.

С другой стороны, ряд из пяти лауреатов выглядит как аккуратная жанровая подборка: дом, проект, концептуальный проект, большая книга об исчезающем наследии и монография о персоналии. А с третьей – все неплохо подверстывается под идею победы авангарда на отдельно взятом смотре: дом Сергея Киселева с названием «Авангард», проект Алексея Бавыкина на тему авангарда Ильи Голосова, «бумажный», по сути тоже авангардный проект Тотана Кузембаева, издание о наследии 1920-х …
Мост Кузембаева, правда, не вполне концептуальный: он был сделан для вполне определенного конкурса моста венецианской Академии, где занял второе место – итальянцы поколебались и в конце концов решили восстановить каменный мост XIV века, бывший на этом месте.

Как бы то ни было, лауреаты названы, и их список со стороны выглядит убедительно.
Однако есть и второй слой сечения, смотр, лауреаты которого получат дипломы. Он состоит из нескольких списков, расширенную часть которых обнародовали 2 апреля, а сейчас мы публикуем все результаты в окончательном варианте, кроме того, по списку «общественного признания» – с количеством голосов, поданных за каждый проект. Причем те, кто попал в списки от 2 апреля получат дипломы и называются дипломантами, а тем, кто «прошел» в списки от сегодня, тоже дадут дипломы, но там будет написано, что они лауреаты, но – тут внимание! …не премии, а смотра. Дипломантов совсем немного больше – в списке Совета смотра их 27, а лауреатов, которых объявили сегодня – 25. В списках прессы дипломантов 11, а лауреатов только 2. В сводном списке общественного признания соответственно 17 и 10. Но списки пересекаются между собой, поэтому есть всего три дипломанта, которым не повезло стать лауреатами. Так второй слой разделяется еще на два, в одном немного больше названий, ну, а во втором быть несколько почетнее. В целом получается уже три слоя.
Хотя заметим, что есть участник, который не вошел ни в один из списков смотра, а получил только премию – монография про С.Х. Сатунца, и это, совершенно очевидно, есть следствие свободы, обретенной  «комитетом».

Если взять лауреатов смотра, то здесь четыре списка: от 30 членов Совета смотра, от 15 журналистов, и от 820 человек по результатам именного голосования в интернете, он самый обширный, однако не обнародуется, а только косвенно влияет на четвертый, суммарный – список «Общественное признание», где всего 10 названий, отобранных по общему числу голосов за каждого, и это число известно. Эти числа вместе с решением жюри прессы, самым коротким и от этого самым внятным, позволяет назвать двух безусловных фаворитов «второго слоя «Золотого сечения»: дом на Страстном Николая Лызлова и проект горнолыжного трека Михаила Хазанова. Учитывая точность попадания, хочется предложить организовать для этой верхушки второго слоя, серебряное сечение, что ли – ну, или «второе золотое», есть ведь в геометрии такое понятие.

Итак, задача реформ профессионального смотра московских архитекторов была в том, чтобы привлечь новые имена – так как заметная часть новых московских проектов и построек в престижном «сечении» по разным причинам не участвовала: маститые мэтры, получив по две-три премии, самоустранились из скромности, а молодые, точнее среднего возраста авторы не подавали работ на конкурс неизвестно почему, возможно, просто не рассчитывая на победу.

Этой цели достичь удалось: по данным организаторов, почти половина всех авторов в этом году участвуют в смотре впервые, половина имен – для «сечения» новые, и это хороший результат. Среди них, например, Владимир Могунов, чей проект голубятни в Малаховке оказался в трех списках дипломантов и в двух списках лауреатов, а также Вера Бутко и Антон Надточий (группа «Атриум») – две постройки которых, школа-интернат в Кожухове и дом в Соснах, стали и дипломантами и лауреатами. В сумме все списки нынешнего «сечения» дают хорошую пищу для размышлений: на этот раз организаторам вновь (вспомним самые первые сечения) удалось создать, скажем так, срез интересного из новой архитектуры. Справедливости ради – пока что он неполный, но по сравнению с 2005 годом заметно ближе к наполнению.

Вообще говоря, все списки в целом больше похожи не на премию, а на многоуровневый рейтинг, где один на другой наложены мнение мэтров, потом – еще 30 архитекторов, потом «широкой», но тоже архитектурной общественности. Любопытно разбираться с этим материалом, вертеть его и так и сяк, проверять, совпадают мнения или не совсем, и кто же наконец лидирует. Словом, увлекательное собрание нового архитектурного материала, и в этом смысле премию можно честно признать ожившей.

Одного только не хватает получившейся системе – определенности. Из-за ее отсутствия результаты, а их много – три списка дипломантов, три списка лауреатов смотра и пять самых главных лауреатов премии, превращаются в набор рисунков на кальках – они перекрывают один другой, какое-то обобщение вроде бы вырисовывается, но не отпускает чувство, что все это на интуиции.

У неопределенности две причины: первая это необходимость дать диплом всем, кого заметили. Понятно, что идеальная премия должна быть одна, как Притцкер. Однако вряд ли такое возможно для любого союзовского конкурса. Что, возможно, и к лучшему – не так-то просто выбрать одного, самого достойного. Какая постройка может взять на себя ответственность за всю московскую архитектуру последних двух лет? Сложно сказать. Отсюда – оперирование массивами, срезами, слоями и множество награжденных.

Вторая причина запутанности – вероятно, в том, что не во всех списках понятно, чье же мнение они представляют. Более-менее очевидно высказывание профессионального жюри «мэтров» - но архитектурных жюри два и их решения напрямую не связаны друг с другом. Можно понять желание маститых архитекторов не зависеть в своем выборе от подготовительного шорт-листа, но, возможно, при двухступенчатом отборе все было бы более ясно. К тому же самый обширный список интернет-голосования не обнародуется, а сливается в нечто общее с прессой и архитекторами из Совета.

С другой стороны, главный приз в этом году впервые присуждали мэтры-архитекторы. Раньше в состав «Комитета» входили академики РААСН, но по правилам судействовать было можно только один раз и уважаемые академики… попросту закончились, все успели уже поучаствовать, и работать в жюри стало некому. Поэтому теперь привлекли архитекторов, уже получавших гран-при «сечения» (у Сергея Скуратова – три премии, у Владимира Плоткина и Александра Скокана – по две у Евгении Асса – одна). «Мэтры» могли выбрать – подать работы на конкурс или участвовать в голосовании. Таким образом решилось сразу две проблемы – часть известных мастеров оказалась в жюри, часть – на выставке. Так что усилиями реформаторов премия оживилась, и процесс оценки достижений если и не дошел до совершенства, то двинулся куда-то вероятно в правильном направлении.

Ниже мы помещаем таблицу, по которой несложно сравнить все списки лауреатов и дипломантов «Золотого сечения», в том числе и предварительные от 2 апреля. В ней приводятся работы, которые упомянуты хотя бы в одном списке.

 

названия объектов,
авторские коллективы

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от 19 апреля 2007
= лауреаты премии и лауреаты смотра

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от 2 апреля 2007 = дипломанты смотра
Лауреаты
премии "Золотое сечение"
(определил
Комитет
Премии: Асс Е.В., Плоткин В.И., Скокан А.А., Скуратов С.А., Явейн Н.И.;
всего 5 лауреатов
премии )
Лауреаты
"Общественного
призания", всего
12 дипломов 
Лауреаты
Смотра, всего 24 диплома

Выбор
жюри
прессы
(всего 15 голосов, 2 диплома )

  Совет Смотра
(всего 27 позиций)
Жюри прессы (всего
11 позиций)
Общественное признание
(всего 17 позиций)
  реализации 1 постройка 5 построек 11 построек 1 постройка   11 построек 7 построек 7 построек
1
Жилой комплекс "Авангард"
Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игрь Зиновьевич
ДА ДА
( 27 голосов;
лучшее
жилое здание )
ДА     ДА ДА ДА
2
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9
Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
 

ДА
( 31 голос;
лучшее
административное
здание )

ДА ДА
( лучшее
здание
7 из 15
голосов )
  ДА ДА ДА
3
Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Гурчев Виктор Анатольевич, Шапиро Анна Семеновна, Харитонова Светлана Юрьевна, Валуйских Елена Константиновна
 

ДА
( 26 голосов;
лучшее
общественное
здание )

ДА     ДА ДА ДА
4
Офис "Перфоратор". Москва, Б.Дмитровка, 16, стр.2
Александров Дмитрий Всеволодович, Кочетков Григорий Феликсович, Корначева Марина Сергеевна, Фомичев Владимир Николаевич, Асеева Елена Евгеньевна
  ДА
( 20 голосов;
лучшее
здание в
историческом
контексте )
ДА     ДА ДА ДА
5
Частный жилой дом в Соснах
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Сизюк Андрей Алексеевич
  ДА ( ? число голосов неизвестно ) ДА     ДА ДА ДА
6
Административно-офисное здание с подземной автостоянкой по адресу: Краснопролетарская ул., д.2/4-6 Киселев Сергей Борисович, ГАП Лабутин Владимир Сергеевич, Хайкина Наталья Марковна, Харитонова Галина Владимировна, Дедюля Елена Викторовна, при участии Дерябина Дмитрия Игоревича, главный инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
    ДА     ДА ДА ДА
7
Московский метрополитен, ст.Маяковская (2-й выход)
Шумаков Николай Иванович, Мун Галина Сергеевна, при участии Мун Яны Владимировны, художник Лубенников Иван Леонидович
    ДА     ДА ДА  
8
Офисный особняк "Туполев - Плаза 2"
Бархин Дмитрий Борисович, Бархин Андрей Дмитриевич, Басангова Надежда Алексеевна
    ДА     ДА   ДА
9 Реконструкция офисного комплекса по адресу: г.Москва, ул. Шарико-подшипниковская, д.38
Зайцев Пётр Михайлович, Борисенко Арсений Михайлович
    ДА     ДА    
10 Лечебно-клинический комплекс на территории ГКБ им.С.П.Боткина
Архитекторы Крышталь Михаил Валентинович, Леонова Марина Михайловна, при участии Легошина Владимира Константиновича, Ткаченко Лилии Георгиевны, Шуниной Евгении Михайловны, Крыловой Любови Павловны, Новиковой Натальи Александровны, Ловцовой Ольги Сергеевны, инженеры Елецкий Георгий Алексеевич, Родиченко Петр Юрьевич
    ДА     ДА    
11 Линия мини-метро в Москве
Борзенков Леонид Леонидович, Вигдоров Александр Львович, Орлов Александр Юрьевич, Некрасов Александр Владимирович, при участии Фарстовой Ольги Юрьевной, Сычевой Виктории Олеговны, Петровой Ольги Викторовны, Мингалеевой Анастасии Михайловны
    ДА     ДА    
  проекты 2 проекта 5 проектов 11 проектов 1 проект   8 проектов 4 проекта 7 проектов
12
Реконструкция административно-офисного здания с подземной автостоянкой.
Москва 3-й Автозаводский пр. вл.13
Бавыкин Алексей Львович, Марек Михаил Максимович, Збарская Людмила Николаевна, Щепетков Иван Николаевич
ДА   ДА          
13
diffusion gradient
Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
ДА

ДА
( 17 ;
лучший
концептуальный
проект )

ДА     ДА   ДА
14
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б
Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г.,
Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.
 

ДА
( 22 голоса;
лучший проект
спортивного
комплекса )

ДА ДА
( лучший проект -
5 из 15 голосов )
  ДА ДА ДА
15
Реконструкция Голубятни в п. Малаховка
Могунов Владимир Валерьевич
  ДА
( 17 ;
лучший проект малого объекта )
ДА     ДА ДА ДА
16
Музей частных музыкальных коллекций, г.Москва, ул.Солянка, 14 Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Федосеенко Анна Георгиевна, Холковский Петр Петрович, визуализация - Раков Евгений Викторович, ГИП Ракова Татьяна Петровна
  ДА
( 18 ;
лучший проект
общественного
здания )
          ДА
17
Жилой поселок "Гнездо морского орла". Греция, о.Крит Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосеенко Анна Михайловна, Раков Евгений Викторович
 

ДА
( 18 ;
лучший
ландшафтный
проект )

          ДА
18 Вилла "ПАНОРАМА"
Гуманков Владимер Николаевич, Керимов Рустам Анварович, Мануилова Елена Викторовна, ГИП Готовцева Татьяна Юрьевна
    ДА     ДА    
19 Многофункциональный жилой комплекс в 1-м Смоленском переулке
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Матвиенко Татьяна Тимофеевна, Соколова Ольга Владимировна, Малыгин Александр Геннадьевич
    ДА     ДА    
20 Офисный центр по адресу: г.Москва, ул.Лесная, 27
Руководитель Террис Раймонд, ведущий архитектор Гемуев Шамиль, Рыбаченко Анна, Чечельницкий Ярослав, Йованович Миа
    ДА     ДА    
21 Культурно-деловой комплекс "Дом Хельсинки" по адресу: 4-ый Ростовский пер., д.1/2
Рутковский Евгений Олегович, Десяткин Андрей Владимирович, Лукин Роман Евгеньевич
    ДА     ДА    
22 Проект музеефикации и приспособления ансамбля Ферапонтова монастыря
Руководитель Куликов Сергей Борисович, Дроздов Дмитрий Анатольевич, Гиршевич Сергей Александрович, Куликов Алексей Борисович, Казаков Михаил Юрьевич, инженер-технолог Сизов Борис Тимофеевич, инженер-конструктор Стрельбицкий Иван Георгиевич
    ДА     ДА    
23 Деловой центр "Красная Роза" с подземной автостоянкой по адресу: ул. Тимура Фрунзе, д. 11
Киселев Сергей Борисович, ГАП Швецов Валерий Викторович, Заянчковский Сергей Леонтьевич, Литовский Антон Сергеевич, Илюшина Полина Игоревна, ГИП Шварцман Игорь Зиновьевич, инженер Спиридонов Константин Юрьевич
    ДА       ДА  
24 Дом "be_tone" ГАП Белугина Наталья Евгеньевна, архитектор Прохина Наталья Анатольевна, конструктор Белугин Сергей Евгеньевич, визуализация - Гарбузов Илья Сергеевич     ДА         ДА
25 Коттеджный поселок Барвиха-CLUB
Архитекторы Асадов Александр, Вдовин Евгений, Коновалова Татьяна, Баталова Юлия, Асадов Андрей, Биндеман Владимир, инженер Небытов Алексей
            ДА  
26 House 4L Гикало Сергей Георгиевич, Купцов Александр Юрьевич               ДА
  публикации 2 публ. 2 публ. 3 публ. --   3 публ. -- 3 публ.
27
Издательский проект "Heritage at Risk. Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие"
Наталья Душкина (автор концепции издательского проекта), по изданиям 1) и 2): Александр Кудрявцев (ответственный редактор), Наталья Душкина (автор-составитель и научный редактор), по изданиям 3) и 4): Сергей Ткаченко (руководитель), Наталья Броновицкая и Анна Броновицкая (авторы текста), Владислав Ефимов (фотографии), Татьяна Царева (координатор), Наталья Чистова и Оксана Егорова (картографы), дизайнеры издательского проекта:
Евгений Корнеев, Кирилл Заев, Иван Александров
ДА ДА
( 32 ;
лучший издательский проект )
ДА     ДА   ДА
28
Степан Христофорович Сатунц. Анцута Е.Б.
ДА              
29 МАРХИ XX век
Сборник воспоминаний о Московском архитектурном институте в 5-ти томах.
Авторы-составители - профессора МАРХИ А.Некрасов и А.Щеглов.
225 авторов воспоминаний. Более 2000 страниц текста. Более 3500 черно-белых иллюстраций. Издательство "САЛОН-ПРЕСС", Москва, 2006 г.
    ДА     ДА   ДА
30 Бревенчатый Иерусалим
Ополовников А.В.(1911-1994), Ополовникова Е.А., Цыганов В.А.
    ДА     ДА    
31 «Высотное строительство". Цикл статей в журналах ARX №№ 02, 03, 04 за 2006 год Петухова Елена Геннадьевна   ДА           ДА
zooming
Жилой комплекс «Авангард» Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
Реконструкция административно-офисного здания со встроенной автостоянкой по адресу: Москва, 3-й Автозаводский пр-д, вл. 13. Алексей Львович Бавыкин, Михаил Максимович Марек, Людмила Николаевна Збарская, Иван Щепетков
zooming
diffusion gradient Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9 Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
zooming
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г., Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.

19 Апреля 2007

Похожие статьи
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Пресса: «Золотое сечение»: смена формата. По итогам Смотра-конкурса-2007
19 апреля в ЦДА состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса на премию «Золотое Сечение-2007». Изменение формата конкурса повлекло за собой пересмотр в том числе механизма распределения призов...
Пресса: Массовые награждения или аттракцион неслыханной...
Если нынешнее «Золотое сечение» и отличается от всех предыдущих смотров, то в первую очередь ожиданиями больших перемен, о необходимости которых говорилось достаточно много и возможность которых подтверждалась большим количеством методических и технических новшеств в проведении конкурса, запланированных организаторами. Все — и участники, и организаторы— очень сильно хотели начать все заново, оставив позади нелучшие из накопленных привычек. В чем-то это удалось, в чем-то нет…
Пресса: Наградостроительная концепция
Вручена главная архитектурная награда Москвы – приз Союза московских архитекторов "Золотое сечение". Пожалуй, единственное, что в этой премии не вызывало никаких вопросов, это решение жюри. Жюри в составе московских архитекторов Евгения Асса, Владимира Плоткина, Александра Скокана, Сергея Скуратова и петербуржца Никиты Явейна присудило "Золотое сечение" трем работам, за которые я бы тоже, наверное, проголосовал.
Пресса: Будет больше авангарда. Архитектура – глазами «Золотого...
На протяжении последних 12 лет раз в 2 года Московский союз архитекторов отмечает наиболее талантливые постройки, проекты и публикации об архитектуре премией «Золотое сечение». Прошло такое награждение и в этом году. В весьма торжественной обстановке, что, впрочем, не столь важно. Профессиональное жюри, состоявшее из пяти известных архитекторов (4 московских и 1 из Санкт-Петербурга), отобрало 4 работы вышеупомянутых жанров и одну конференцию: жилой комплекс «Авангард» (раздел – реализация), концептуальный проект diffusion gradient и реконструкцию административно-офисного здания со встроенной автостоянкой в 3-м Автозаводском проезде (проект), монографию «Степан Христофорович Сатунц» (публикация), конференцию «Сохранение архитектуры ХХ века». Кроме того, вручили множество дипломов и специальных призов.
Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007
Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце
Предварительные результаты конкурса "Золотое сечение-2007"
Публикуем списки дипломантов смотра-конкурса "Золотое сечение-2007". Всего проголосовало 820 человек, 30 членов "Совета Смотра", состоящего из лауреатов прошлых смотров, 15 журналистов, в именном голосовании через интернет участововало больше 750 человек. Это предварительные списки. На церемонии награждения, которая состоится 19 апреля, будут названы лауреаты смотра и лауреаты премии. Тогда же, после награждения, станет известно, сколько голосов было отдано за каждую работу, представленную на конкурс
Пресса: Миллиарды в коридоре
В Центральном доме архитектора проходит выставка конкурса-смотра Союза московских архитекторов "Золотое сечение". На ней можно увидеть около 100 проектов и построек сегодняшней Москвы. Но только если постараться: наши архитекторы теперь не стремятся к публичности.
Золотое сечение: срез в новом формате
Выставку претендентов на премию «Золотое сечение», которая открыта сейчас в ЦДА, безусловно стоит посмотреть: срез архитектуры, выросшей на строительном буме последних лет, получился красивым. Это конечно же заслуга архитекторов, но в не меньшей степени – организаторов, решившихся на перемены формата проведения смотра-конкурса. Огранизаторы любезно сообщили корреспонденту Агентства архитектурных новостей состав жюри премии, которое будет определять лауреатов "сечения" этого года
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.