Идеальный образец

Алваро Сизе присуждена Золотая медаль Королевского института британских архитекторов.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

09 Октября 2008
mainImg
0 Жюри под председательством президента RIBA Сунанда Прасада отметило глубину его творчества и способность этого выдающегося португальского архитектора создавать мастерские и «неизбежные» проекты, исходя из особенностей природного и архитектурного окружения.
Алваро Сиза
zooming
Архитектурный факультет Университета Порто. 1986-1996


Медаль, поставившая Сизу в один ряд с лауреатами прошлых лет - Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, дополняет другие его награды, в числе которых – Медаль Алваро Аалто (1988) и Притцкеровская Премия (1992). Но, несмотря на свой авторитет, любовь и уважение архитектурной общественности всего мира, Сиза не получил того широкого признания, которое заслужил. Может быть, дело в том, что он принадлежит к лаконичному, далекому от поверхностной эффектности изводу модернизма. Среди его работ нет проектов самого большого в мире аэропорта или самого высокого небоскреба, а большинство его построек сосредоточены на Пиренейском полуострове (хотя он строил в Латинской Америке, в Германии, в Нидерландах). 
zooming
Музей современного искусства Фонда Серралвеса в Порто. 1991-1999

 
В тоже время, его работы отличает внимание к деталям, к функциональной стороне проекта, его использованию в будущем. Несмотря на то, что сам Сиза постоянно подчеркивает, что стремится к творческой свободе и эксперименту, его постройки лишены каких бы то ни было излишеств. Неразрывное единство формы и функции, идеальный баланс между этими двумя понятиями – это то, чего часто не хватает современной мировой архитектуре.
Павильон Аньянг в Аньянге, Южная Корея. 2007


Еще одно из бесспорных достоинств работ Сизы – их способность идеально сосуществовать с природным и историческим окружением. Он никогда не идет на уступки массовому вкусу, не стилизует свои здания под домики под четырехскатной черепичной крышей и декором из изразцов, за что его критиковали в Португалии как «чуждого» национальной традиции. Еще в середине 1990-х, как отмечали наблюдатели, он не был по достоинству оценен у себя на родине. В то же время, в его постройках заключено гораздо больше духа португальской архитектуры, чем в любой из почвеннических штудий; именно этим объясняются многие особенности модернизма Сизы, отличающие его от произведений современников.
Фонд Ибере Камарго в Порту-Алегри, Бразилия. 1998-2008


Безусловно, его здания не вступают в конфликт с окружающей застройкой, но и не стремятся слиться с ней, дополняя ее и расставляя новые акценты; то же самое можно сказать и про природную среду, будь это скалистый берег Атлантического океана, как в случае открытого бассейна Леса де Палмейра в Португалии, или субтропические леса Южной Кореи вокруг павильона Аньянг.
Все эти характерные черты работ Алваро Сизы – баланс формы и функции, разнообразная типология, профессиональная честность в вопросах стиля и не только – предстает альтернативой корпоративной гладкости или поверхностному новаторству эпохи глобализма. Это объединяет Сизу с некоторыми другими архитекторами, обладающими бесспорным международным авторитетом, но чурающимися нарочитой яркости и броскости «знаковых» построек. Это британцы Дэвид Чипперфильд и Джон Поусон, швейцарец Петер Цумтор, испанец Рафаэль Монео. Все они продолжают традиции «классического» модернизма XX века, обогащая его новыми формами и экспериментируя. Именно беспрестанные поиски нового и объединяют их с гениальными предшественниками, хотя иногда их постройки и кажутся подходящими ближе к классической традиции или к экспрессионизму, чем к принципам «современного движения».
Достаточно явно ощущается у каждого из них влияние собственного творческого ориентира из эпохи «героического» модернизма, и если у Чипперфильда, например, это Людвиг Мис ван дер Роэ с его четкостью композиции и идеальностью геометрической формы, то Сиза, несомненно, близок к Алвару Аалто.

Несмотря на разницу в географическом положении и национальном темпераменте, этих архитекторов объединяет всепоглощающий интерес к формообразованию как исходной точке их творчества. Но, несмотря на увлечение философским аспектом профессии, работы и того, и другого отличает гуманизм, внимание к потребностям и склонностям «пользователей» зданий, понимание глубокой роли функциональной стороны в любом сооружении. В результате, Сиза оказывается более чутким к социальным или психологическим особенностям людей, которые живут, работают или учатся в его постройках, чем многие другие видные современные архитекторы, показательно тратящие время на изучение производственных процессов или преобладающих направлений людских потоков в зоне доверенного им проекта. Понимание своей социальной ответственности, один из основополагающих элементов мировоззрения Сизы перешло к нему по наследству от «прогрессистов» XX века; это выгодно отличает его от сторонников «корпоративной» линии в архитектуре, делая работы мастера особенно актуальными для его молодых коллег: мировая архитектура находится сейчас в своеобразном переходном периоде, и подобный творческий метод может послужить идеальным примером для подражания.

09 Октября 2008

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Торжество регионального подхода
Притцкеровский лауреат, патриарх индийской архитектуры Балкришна Доши стал лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) – и припомнил, как такое же награждение воспринял его учитель Ле Корбюзье.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
«Способность радовать»
В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.
Мирный атом
Лучшим зданием Шотландии–2018 стал Nucleus, архив гражданской ядерной энергетики и графства Кейтнесс, а «Домом года» Великобритании – жилище художника-керамиста в шотландских горах.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Архитектура в контексте
Представлены финалисты Международной премии RIBA: университет в Будапеште, музыкальное училище в Токио, школа-интернат на границе джунглей Амазонии и озелененный небоскреб в Милане.
Тяга к материалу
Названы здания-финалисты Премии Стерлинга–2018 – кандидаты на звание лучшего здания Великобритании по версии RIBA. Впервые за историю награды в списке оказались общественный центр, кладбище и студенческое общежитие.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.