Эта высшая награда Королевского института британских архитекторов существует со середины 19 века. Среди награжденных в последние десятилетия наблюдается значительный перевес в пользу зарубежных членов RIBA (например, в 2009 и 2010 ее обладателями стали Алваро Сиза и Й. М. Пей), поэтому международный статус награды позволяет ей спорить по значимости с Притцкеровской премией. К тому же, в отличие от последней, основанной лишь в конце 1970-х, лауреат медали RIBA оказывается в одной «компании» с Ле Корбюзье, Ф. Л. Райтом, Людвигом Мис ван дер Роэ и Алваром Аалто.
Процесс присуждения награды закрыт от публики, и шорт-лист не объявляется, но члены жюри дали понять прессе, что кандидатура Чипперфильда встретила практически единогласную поддержку: равного ему по качеству «портфолио» (а медаль присуждается именно за совокупность работ) среди претендентов не было.
Архитектор не считает себя заслужившим такую высокую награду, по крайней мере, на сегодняшний день. Сам он в течение многих лет номинирует на Золотую медаль историка и теоретика архитектуры Джозефа Рикверта (Joseph Rykwert) и опасается, что тот так и не успеет получить ее, подобно ныне уже покойным Элисон и Питеру Смитсонам. Вместе с тем, он планирует использовать свой статус лауреата для помощи молодым архитекторам: по его мнению, в Британии им пробиться гораздо сложнее, чем в других европейских странах.
Наблюдатели отмечают, что награждение Золотой медалью должно компенсировать Чипперфильду не доставшуюся его берлинскому Новому музею Премию Стерлинга (2 октября 2010 она была присуждена музею MAXXI в Риме Захи Хадид), особенно учитывая то, что архитектор считает эту свою работу главной в жизни.
Лауреат Золотой медали RIBA официально утверждается королевой, и от нее же Чипперфильд получил в начале 2010 титул рыцаря (до того он был лишь командором Ордена Британской империи).