Но чаще этот гуманизм выражается в глубоко лиричных постройках, сочетающих при этом функциональность с технологическим новаторством. Их формы тесно связаны с окружением, но никогда не повторяют его: Холл скорее авангардист, чем сторонник традиции.
В этом ряду — посетительский центр винодельни Лойзиум в Австрии, новое крыло музея Нельсон-Эткинс в Канзас-Сити, Центр Кнута Гамсуна в Норвегии, Центр океана и прибоя в Биаррице. Чуткость к контексту привела к недавней победе Холла в ответственном конкурсе на проект нового корпуса школы Глазго, расположенного рядом с шедевром Ч. Р. Макинтоша.
Голландец Херман Херцбергер (Herman Hertzberger), получивший Золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA) за 2012, также отмечен за гуманизм в творчестве. Свою мастерскую он открыл в 1960, и его проекты, позволяющие людям использовать пространство по собственному усмотрению, стали для многих альтернативой жесткой функциональности модернизма. Херцбергер одним из первых стал использовать планировку по принципу «внутренней улицы», объединяющей офисные или учебные помещения.
79-летний архитектор продолжает активно работать и в начале 21 столетия: среди его построек — музей CODA в Апельдорне (2004) и корпус факультета точных и естественных наук Утрехтского университета (2011).
Авторитет Майкла Грейвса, в отличие от коллег-лауреатов, не настолько бесспорен. Его творчество можно назвать квинтэссенцией постмодернизма в архитектуре и дизайне, и недавняя «переоценка ценностей», вызванная «ретроспективой» этого стиля в лондонском музее Виктории и Альберта, только подтвердила в целом негативное отношение к его творчеству в профессиональной среде. Но, очевидно, это не относится к традиционалистам: американская премия Дрихауса присуждается архитекторами именно таких взглядов. Ее жюри отметило внимание Грейвса к функции будущего здания, его контексту, нуждам заказчика, культурной традиции, а также разнообразие его портфолио (от дизайна посуды до градостроительных проектов) и личный вклад в популяризацию профессии архитектора и роли качественного «дизайна» в повседневной жизни.
Следует отметить, что, кроме архитектурного факультета университета Нотр-Дам (штат Индиана), организатора премии Дрихауса, ценность в творчестве Грейвса видят и составители Национального реестра исторических мест США (National Register of Historic Places), куда входят все достаточно значимые памятники архитектуры и истории на территории страны. В ходе обновления туда включили административное здание Portland Building в городе Портленд (штат Орегон), постройку Грейвса 1982 года, настолько характерную для своего времени, что редкий учебник по истории архитектуры обходится без ее фотографии.
Н. Ф.