Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.10.2008

Идеальный образец

Нина Фролова

Алваро Сизе присуждена Золотая медаль Королевского института британских архитекторов.

Алваро Сиза
Алваро Сиза
Жюри под председательством президента RIBA Сунанда Прасада отметило глубину его творчества и способность этого выдающегося португальского архитектора создавать мастерские и «неизбежные» проекты, исходя из особенностей природного и архитектурного окружения.
Архитектурный факультет Университета Порто. 1986-1996
Архитектурный факультет Университета Порто. 1986-1996


Медаль, поставившая Сизу в один ряд с лауреатами прошлых лет - Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, дополняет другие его награды, в числе которых – Медаль Алваро Аалто (1988) и Притцкеровская Премия (1992). Но, несмотря на свой авторитет, любовь и уважение архитектурной общественности всего мира, Сиза не получил того широкого признания, которое заслужил. Может быть, дело в том, что он принадлежит к лаконичному, далекому от поверхностной эффектности изводу модернизма. Среди его работ нет проектов самого большого в мире аэропорта или самого высокого небоскреба, а большинство его построек сосредоточены на Пиренейском полуострове (хотя он строил в Латинской Америке, в Германии, в Нидерландах). 
Музей современного искусства Фонда Серралвеса в Порто. 1991-1999
Музей современного искусства Фонда Серралвеса в Порто. 1991-1999

 
В тоже время, его работы отличает внимание к деталям, к функциональной стороне проекта, его использованию в будущем. Несмотря на то, что сам Сиза постоянно подчеркивает, что стремится к творческой свободе и эксперименту, его постройки лишены каких бы то ни было излишеств. Неразрывное единство формы и функции, идеальный баланс между этими двумя понятиями – это то, чего часто не хватает современной мировой архитектуре.
Павильон Аньянг в Аньянге, Южная Корея. 2007
Павильон Аньянг в Аньянге, Южная Корея. 2007


Еще одно из бесспорных достоинств работ Сизы – их способность идеально сосуществовать с природным и историческим окружением. Он никогда не идет на уступки массовому вкусу, не стилизует свои здания под домики под четырехскатной черепичной крышей и декором из изразцов, за что его критиковали в Португалии как «чуждого» национальной традиции. Еще в середине 1990-х, как отмечали наблюдатели, он не был по достоинству оценен у себя на родине. В то же время, в его постройках заключено гораздо больше духа португальской архитектуры, чем в любой из почвеннических штудий; именно этим объясняются многие особенности модернизма Сизы, отличающие его от произведений современников.
Фонд Ибере Камарго в Порту-Алегри, Бразилия. 1998-2008
Фонд Ибере Камарго в Порту-Алегри, Бразилия. 1998-2008


Безусловно, его здания не вступают в конфликт с окружающей застройкой, но и не стремятся слиться с ней, дополняя ее и расставляя новые акценты; то же самое можно сказать и про природную среду, будь это скалистый берег Атлантического океана, как в случае открытого бассейна Леса де Палмейра в Португалии, или субтропические леса Южной Кореи вокруг павильона Аньянг.
Все эти характерные черты работ Алваро Сизы – баланс формы и функции, разнообразная типология, профессиональная честность в вопросах стиля и не только – предстает альтернативой корпоративной гладкости или поверхностному новаторству эпохи глобализма. Это объединяет Сизу с некоторыми другими архитекторами, обладающими бесспорным международным авторитетом, но чурающимися нарочитой яркости и броскости «знаковых» построек. Это британцы Дэвид Чипперфильд и Джон Поусон, швейцарец Петер Цумтор, испанец Рафаэль Монео. Все они продолжают традиции «классического» модернизма XX века, обогащая его новыми формами и экспериментируя. Именно беспрестанные поиски нового и объединяют их с гениальными предшественниками, хотя иногда их постройки и кажутся подходящими ближе к классической традиции или к экспрессионизму, чем к принципам «современного движения».
Достаточно явно ощущается у каждого из них влияние собственного творческого ориентира из эпохи «героического» модернизма, и если у Чипперфильда, например, это Людвиг Мис ван дер Роэ с его четкостью композиции и идеальностью геометрической формы, то Сиза, несомненно, близок к Алвару Аалто.

Несмотря на разницу в географическом положении и национальном темпераменте, этих архитекторов объединяет всепоглощающий интерес к формообразованию как исходной точке их творчества. Но, несмотря на увлечение философским аспектом профессии, работы и того, и другого отличает гуманизм, внимание к потребностям и склонностям «пользователей» зданий, понимание глубокой роли функциональной стороны в любом сооружении. В результате, Сиза оказывается более чутким к социальным или психологическим особенностям людей, которые живут, работают или учатся в его постройках, чем многие другие видные современные архитекторы, показательно тратящие время на изучение производственных процессов или преобладающих направлений людских потоков в зоне доверенного им проекта. Понимание своей социальной ответственности, один из основополагающих элементов мировоззрения Сизы перешло к нему по наследству от «прогрессистов» XX века; это выгодно отличает его от сторонников «корпоративной» линии в архитектуре, делая работы мастера особенно актуальными для его молодых коллег: мировая архитектура находится сейчас в своеобразном переходном периоде, и подобный творческий метод может послужить идеальным примером для подражания.