Алваро Сизе присуждена Золотая медаль Королевского института британских архитекторов.
Алваро Сиза
Жюри под председательством президента RIBA Сунанда Прасада отметило глубину его творчества и способность этого выдающегося португальского архитектора создавать мастерские и «неизбежные» проекты, исходя из особенностей природного и архитектурного окружения. Архитектурный факультет Университета Порто. 1986-1996
Медаль, поставившая Сизу в один ряд с лауреатами прошлых лет - Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, дополняет другие его награды, в числе которых – Медаль Алваро Аалто (1988) и Притцкеровская Премия (1992). Но, несмотря на свой авторитет, любовь и уважение архитектурной общественности всего мира, Сиза не получил того широкого признания, которое заслужил. Может быть, дело в том, что он принадлежит к лаконичному, далекому от поверхностной эффектности изводу модернизма. Среди его работ нет проектов самого большого в мире аэропорта или самого высокого небоскреба, а большинство его построек сосредоточены на Пиренейском полуострове (хотя он строил в Латинской Америке, в Германии, в Нидерландах). Музей современного искусства Фонда Серралвеса в Порто. 1991-1999
В тоже время, его работы отличает внимание к деталям, к функциональной стороне проекта, его использованию в будущем. Несмотря на то, что сам Сиза постоянно подчеркивает, что стремится к творческой свободе и эксперименту, его постройки лишены каких бы то ни было излишеств. Неразрывное единство формы и функции, идеальный баланс между этими двумя понятиями – это то, чего часто не хватает современной мировой архитектуре. Павильон Аньянг в Аньянге, Южная Корея. 2007
Еще одно из бесспорных достоинств работ Сизы – их способность идеально сосуществовать с природным и историческим окружением. Он никогда не идет на уступки массовому вкусу, не стилизует свои здания под домики под четырехскатной черепичной крышей и декором из изразцов, за что его критиковали в Португалии как «чуждого» национальной традиции. Еще в середине 1990-х, как отмечали наблюдатели, он не был по достоинству оценен у себя на родине. В то же время, в его постройках заключено гораздо больше духа португальской архитектуры, чем в любой из почвеннических штудий; именно этим объясняются многие особенности модернизма Сизы, отличающие его от произведений современников. Фонд Ибере Камарго в Порту-Алегри, Бразилия. 1998-2008
Безусловно, его здания не вступают в конфликт с окружающей застройкой, но и не стремятся слиться с ней, дополняя ее и расставляя новые акценты; то же самое можно сказать и про природную среду, будь это скалистый берег Атлантического океана, как в случае открытого бассейна Леса де Палмейра в Португалии, или субтропические леса Южной Кореи вокруг павильона Аньянг. Все эти характерные черты работ Алваро Сизы – баланс формы и функции, разнообразная типология, профессиональная честность в вопросах стиля и не только – предстает альтернативой корпоративной гладкости или поверхностному новаторству эпохи глобализма. Это объединяет Сизу с некоторыми другими архитекторами, обладающими бесспорным международным авторитетом, но чурающимися нарочитой яркости и броскости «знаковых» построек. Это британцы Дэвид Чипперфильд и Джон Поусон, швейцарец Петер Цумтор, испанец Рафаэль Монео. Все они продолжают традиции «классического» модернизма XX века, обогащая его новыми формами и экспериментируя. Именно беспрестанные поиски нового и объединяют их с гениальными предшественниками, хотя иногда их постройки и кажутся подходящими ближе к классической традиции или к экспрессионизму, чем к принципам «современного движения». Достаточно явно ощущается у каждого из них влияние собственного творческого ориентира из эпохи «героического» модернизма, и если у Чипперфильда, например, это Людвиг Мис ван дер Роэ с его четкостью композиции и идеальностью геометрической формы, то Сиза, несомненно, близок к Алвару Аалто.
Несмотря на разницу в географическом положении и национальном темпераменте, этих архитекторов объединяет всепоглощающий интерес к формообразованию как исходной точке их творчества. Но, несмотря на увлечение философским аспектом профессии, работы и того, и другого отличает гуманизм, внимание к потребностям и склонностям «пользователей» зданий, понимание глубокой роли функциональной стороны в любом сооружении. В результате, Сиза оказывается более чутким к социальным или психологическим особенностям людей, которые живут, работают или учатся в его постройках, чем многие другие видные современные архитекторы, показательно тратящие время на изучение производственных процессов или преобладающих направлений людских потоков в зоне доверенного им проекта. Понимание своей социальной ответственности, один из основополагающих элементов мировоззрения Сизы перешло к нему по наследству от «прогрессистов» XX века; это выгодно отличает его от сторонников «корпоративной» линии в архитектуре, делая работы мастера особенно актуальными для его молодых коллег: мировая архитектура находится сейчас в своеобразном переходном периоде, и подобный творческий метод может послужить идеальным примером для подражания.
|