Арх Москва 2022: награды

Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».

mainImg
Арх Москва, как любая большая выставка, проходит шумно и быстро, от стендов и инсталляций остаются воспоминания и дипломы. Так что неудивительно, что их принято вручать достаточно много, а репортаж с награждения, по традиции, позволяет еще раз вспомнить выставку. Тем более что по словам главы Экспо-Парка Василия Бычкова, выставка 2022 года оказалась одной из самых больших, представительных, а стенды отличались красотой и разнообразием. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

О том, кто будет готовить экспозицию Архитектора года на следующей Арх Москве, было объявлено еще на «Завтраке архитектора»: новыми главными стали «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». 

Молодого архитектора года – по результатам судейства программы NEXT!, которую в этом году курировало бюро GAFA, – объявили 10 июня на награждении. «Главным молодым» стало бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых.
zooming
KRVN получает звание Архитектора года NEXT. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Григориос Гавалидис, GAFA, награждает Архитекторов года NEXT!. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В момент вручения было много сказано о том, что все и каждый участники выставки NEXT! молодцы, и это действительно так, экспозиция получилась одной из самых ярких – и между тем с мнением жюри архитекторов надо согласиться: инсталляция KRNV оказалась отличной от других. Ее название – ни много, ни мало, а Экзистенция. Цитируют Хайдеггера и Мэя. По словам авторов, их объект делает ядром экспозиции самого человека, предлагая «раскрытие устойчивости личности через выбор». Таким образом, из трех путей интерпретации темы Устойчивости – главной темы нынешней Арх Москвы – KRNV выбирает самую сложную, устойчивость человека: психологическую, эмоциональную, философскую – «внутреннюю устойчивость в соприкосновении с трудностями изменчивого мира».

Зрителям-посетителям выставки авторы предлагали войти в зеркальный куб с подвижными створками с каждой из четырех сторон, зеркальным потолком и полом. Внутри можно увидеть себя практически со всех сторон – впрочем, это разглядывание постоянно прерывается поворотом створок, входом кого-то другого, выставочной суетой. Словом, любопытно и подвижно. Нельзя сказать, что зеркальных ящиков не делали раньше, это один из распространенных выставочных приемов, но не так часто нам предлагают подобный объект как, пусть и условный, триггер самопознания.
  • zooming
    1 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    2 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    3 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    4 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Схема. Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV

Помимо победителя программы NEXT! 2022 года, также был определен новый объект для установки во дворе Музея архитектуры – этот выбор сделала директор музея Елизавета Лихачева. Кирпично-решетчатый цилиндр от DNK ag в прошлом году переехал во двор музея спонтанно, но идея понравилась и сразу было объявлено, что объекты будут менять раз в год, так что теперь нового героя выбирали целенаправленно. Им стал юбилейный объект Blank architects – по стечению обстоятельств и та, и другая инсталляция приурочены к 20-летию своих бюро, примерно одинаковы по размеру и даже в Гостином дворе занимали один и тот же угол. «Я очень надеюсь, что она всесезонная», – прокомментировала свой выбор 2022 года Елизавета Лихачева. 
Объект Blank architects. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году жюри проявило недюжинную смекалку и фантазию в придумывании названий для дипломов крупных стендов. Так, юбилейную выставку, посвященную 35-летию ТПО «Резерв» – на ней были показаны неизвестные проекты бюро – наградили дипломом «За вскрытые резервы и возможность заглянуть в «Неизвестное». Стенд Москомархитектуры, представлявший проекты велопешеходных мостов инсталляцией из картонных арок, отметили «За конструктивную легкость, актуальность и экологичность». Кинотеатр Института Генплана – «За оригинальный подход к решению профессиональных задач». Дискуссионной площадке «Дома А-класса» – «За А-ктуальность, А-ктивность и умение всегда быть в А-вангарде». Словом, в следующем году жюри Арх Москвы, похоже, будет писать стихи. 
Выставка ТПО «Резерв». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Кузнецов ведет мастер-класс по акварели на стенде Института Генлпана. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка Мосстратегии. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд ГлавАПУ. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом «За веру в будущее!» получили бессменные кураторы проекта «Послезавтра», посвященного архитектурному образованию и самым молодым участникам архитектурного процесса, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин.
В этом году в проекте участвовали 10 архитектурных вузов. По признанию кураторов, этот материал «представляются, возможно, тем единственным в своем роде, взглядом в будущее, который хоть как-то сегодня еще можно оценить с позитивистской позиции, реагируя на окружающие  события. Глядя на творчество студентов – будущих архитекторов, – хочется верить, что уж у них все может быть сложится менее болезненно и возможно получится красиво».

Далее переходим к базовым, основным номинациям Арх Москвы – дипломам за стенды и раскрытие темы выставки. 

Лучшим кураторским проектом признан NEXT!, который курировал, напомним, Григориос Гавалидис и его бюро GAFA. Вполне заслуженно. Лучшим исследованием признали проект «Значимо: Периферия» Ильи Мукосея и Юлии Бычковой. 

За раскрытие темы выставки – «Устойчивость» – наградили два проекта. Первый – «Экологическая платформа. Устойчивость 4D»: именно здесь посетителям предлагали рассортировать мусор, чтобы потом попасть в цветущий сад, устроенный Ильей Мочаловым на кровле павильона. 
Экологическая платформа. Устойчивость 4D. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй – инсталляция Studio-TA Тиграна Бадаляна, еще одного юбиляра выставки, с 15-летним стажем. Авторы воплотили идею устойчивости в платформе-балансире с плечами разной ширины и высотности «застройки»: маленькие домики на широкой части и параллелепипед, обозначающий высотку, на узкой. Причем центральный шарнир подвижен во всех плоскостях и вращается вокруг оси, буквально-таки стимулируя выработку радости в организме катающегося на этих качелях-каруселях. Неудивительно, что объект стал одним из самых популярных на выставке. Он создан при поддержке компании «Профметалл» и после Арх Москвы будет перемещен на площадку перед ее офисом на Ленинском проспекте. 
Studio-TA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектурные высказывания:
Антитезы и Арх Каталог
Из высказываний проекта «Антитезы» жюри выбрало ржавую стальную трубу Сергея Падалко / «Витрувий и сыновья». Труба – представитель проекта музея металла, над которым Падалко работает совместно с Никитой Явейном и «Студией 44»; планируется, что музей будет весь состоять из стальных периптеров, ржавеющих на природе. По словам Василия Бычкова, трубу диаметром около 1,5 метров было непросто доставить в зал Гостиного двора – ведущие церемонии в шутку предупредили авторов, что грамоту они получат только после того, как заберут свою трубу. 
Сергей Падалко. Высказывание Польза / Прочность в проекте Антитезы. Если посмотреть в дырочки, просверленные в трубе, можно было увидеть ржавые колонны проекта музея. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Арх Каталоге наградили Тотана Кузембаева за высказывание в том смысле, что архитекторы бывают пьющие и устойчивые. Не возникло особенных сомнений в том, что пробки, нанизанные на фрагмент спирали, отдаленно напоминающей спираль днк, принадлежат бутылкам, которые архитектор открыл и выпил лично, ну, может быть, в компании друзей. Со сцены Тотан призвал архитекторов не пить, сколько он сам, и быть устойчивыми: «Творите! Когда нет творчества, люди спиваются», – сказал архитектор, предложив таким образом еще один, не лишенный парадоксальности, путь раскрытия идеи устойчивости.
Вручение диплома Тотану Кузембаеву. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одним лучшим высказыванием Арх Каталога жюри назвало экспозицию АБ ATRIUM. Архитекторы представили два объекта: «Волну» – звукопоглощающий барельеф из обрезков ковролина, и «Реку», где устойчивость передана через upcycle. Форма и функция неразрывно слиты: складки ковролина поглощают звук и одновременно, по словам архитекторов, изображают этот процесс. Второй объект – табурет из фанеры, конструктивные детали которого нарисованы по мотивам  парка «Зеленая река» в ЖК «Символ», который, в свою очередь, воспроизводит сетку дельты рек. Табуреты архитекторы предлагают использовать не только самостоятельно, но в качестве элементов более масштабных композиций, стеллажей или перегородок.
Арх Каталог, высказывание АБ ATRIUM. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставки раздела Архитектура
В традициях Арх Москвы архитекторы бывают представлены не только к каталоге и кураторских проектах, но и представляют свои собственные выставки, стенды бюро. Диплом первой степени получил в этом году стенд GAFA – Григориос Гавалидис, заметим, выходил на сцену много раз, став настоящим героем нынешней Арх Москвы. Бюро GAFA представляла композиция двух изогнутых стенок из стеклянных кирпичей от компании Архитайл – красивая конструкция, в сущности самонесущая, то есть она могла бы быть самонесущей, но для безопасности выставки кирпичи на всякий случай склеили между собой. 
Григориос Гавалидис получает диплом за I место в разделе Архитектура. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стеклянные кирпичи на стенде GAFA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

II место присудили компании Москапстройпроект за перформанс с 3D-принтером, печатавшим обобщенный макет строящихся зданий кластера «Ломоносов» прямо на выставке. 

Диплом III степени достался платформе-сороконожке от грузинского бюро AD1369105. Опора из множества метровых кусков арматуры поддерживала платформу с песком, на котором были расставлены макеты минималистичных проектов бюро. «В этом мире нет ничего постоянного, – говорят архитекторы. – Мы непрерывно вращаемся на планете, несущейся в пространстве, какая тут может быть устойчивость?». На просьбу ведущих церемонии расшифровать название бюро, архитекторы сообщили, что за символами скрыты некие «сакральные цифры, которые мы связываем с архитектурой», так и не раскрыв загадку полностью.
AD1369105 получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд AD1369105. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитекторы и материализация
В этом году на выставке оказалось неожиданно много стендов-объектов, созданных архитекторами для представительств компаний-производителей. Организаторы особо отметили, что всячески поощряют такого рода сотрудничество в рамках Арх Москвы. 

Лучшим был назван стенд компании MADE/ARCHSKIN, придуманный Валерией Преображенской, соруководителем бюро TOTEMENT/PAPER. На керамику был нанесен специально разработанный орнамент "¾". Он складывается из квадратных плиток, на белом фоне каждой ー четверть вписанного черного круга. При этом квадраты разного размера, а закрашенная часть повернута под разным углом, так что из элементарной базовой единицы складывается причудливый узор, элегантно прорезанный в объеме на углу. Диплом получала дочь Валерии Анна Преображенская. Она рассказала, что геометрический орнамент – разработка ее дедушки, инженера, и это первая проба этого узора. А главная основа устойчивости, как написано на самом стенде – это красота.
Анна Преображенская получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом второй степени получил стенд компании Art de vivre – с коврами, а дипломом III степени отметили стенд компании Кирилл: круглый в плане, с поясом ребристой «пилы» образцов кирпичной кладки и зеркальным «колодцем» по центру. 
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Представители компании Кирилл и автор стенда Николай Сочилин получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Концептуальность подачи материала
Здесь дипломов оказалось целых пять.

Первой степени удостоились два заметных стенда – конструкция архитекторов Megabudka для Laminam и сооружение, реализованное компанией Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». 

Первый, по словам представителя компании Laminam, проектировался «с оглядкой на дворик музея архитектуры» – то есть с надеждой, что его выберут. Архитекторы Мегабудки предложили, действительно, любопытное решение: своего рода игрушечный замок с троном на одном из «фасадов» и возможностью подняться на верхний ярус, выше всех других сооружений Арх Москвы, попутно разглядев всю изнанку рекламируемых панелей и изучив особенности из крепления. 
Объект Laminam совместный с Megabudka. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кирилл Губернаторов, Megabudka, получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В периптере ТПО «Прайд», названном Атенеум, была подвешена металлическая конструкция, вдохновленная контурами площади кампуса МГТУ, который эта компания проектирует в соавторстве в главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. 
Объект Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом II степени в разделе Материализации достался архитектурному бюро Диалектика от инжиниринговой группы Спектрум. Они сконструировали «гнездо» внутри объемной структуры, составленной из стандартных конструкций выставочной застройки, но напоминающих «ногу», которая поддерживает вынос кровли аэропорта в Геленджике. Аэропорт строят по проекту Максимилиана Фуксаса, а российским сопровождением занимается компания Спектрум.
Стенд АБ Диалектика от Спектрум. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один диплом II степени получил объект компании Cladding Solutions.

Третье место за лучшую концептуальную подачу материалов получил стенд мебельной компании «Бюро» «Мебель как архитектура». В самой середине конструкции из МДФ все 4 дня здесь собирали «облако» из нанизанных на леску древесных стружек. В конечном счете они приобрели контуры то ли фортепьяно, то ли, собственно, бюро – в честь названия фирмы. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Июня 2022

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.