Арх Москва 2022: награды

Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».

mainImg
Арх Москва, как любая большая выставка, проходит шумно и быстро, от стендов и инсталляций остаются воспоминания и дипломы. Так что неудивительно, что их принято вручать достаточно много, а репортаж с награждения, по традиции, позволяет еще раз вспомнить выставку. Тем более что по словам главы Экспо-Парка Василия Бычкова, выставка 2022 года оказалась одной из самых больших, представительных, а стенды отличались красотой и разнообразием. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

О том, кто будет готовить экспозицию Архитектора года на следующей Арх Москве, было объявлено еще на «Завтраке архитектора»: новыми главными стали «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». 

Молодого архитектора года – по результатам судейства программы NEXT!, которую в этом году курировало бюро GAFA, – объявили 10 июня на награждении. «Главным молодым» стало бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых.
zooming
KRVN получает звание Архитектора года NEXT. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Григориос Гавалидис, GAFA, награждает Архитекторов года NEXT!. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В момент вручения было много сказано о том, что все и каждый участники выставки NEXT! молодцы, и это действительно так, экспозиция получилась одной из самых ярких – и между тем с мнением жюри архитекторов надо согласиться: инсталляция KRNV оказалась отличной от других. Ее название – ни много, ни мало, а Экзистенция. Цитируют Хайдеггера и Мэя. По словам авторов, их объект делает ядром экспозиции самого человека, предлагая «раскрытие устойчивости личности через выбор». Таким образом, из трех путей интерпретации темы Устойчивости – главной темы нынешней Арх Москвы – KRNV выбирает самую сложную, устойчивость человека: психологическую, эмоциональную, философскую – «внутреннюю устойчивость в соприкосновении с трудностями изменчивого мира».

Зрителям-посетителям выставки авторы предлагали войти в зеркальный куб с подвижными створками с каждой из четырех сторон, зеркальным потолком и полом. Внутри можно увидеть себя практически со всех сторон – впрочем, это разглядывание постоянно прерывается поворотом створок, входом кого-то другого, выставочной суетой. Словом, любопытно и подвижно. Нельзя сказать, что зеркальных ящиков не делали раньше, это один из распространенных выставочных приемов, но не так часто нам предлагают подобный объект как, пусть и условный, триггер самопознания.
  • zooming
    1 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    2 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    3 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    4 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Схема. Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV

Помимо победителя программы NEXT! 2022 года, также был определен новый объект для установки во дворе Музея архитектуры – этот выбор сделала директор музея Елизавета Лихачева. Кирпично-решетчатый цилиндр от DNK ag в прошлом году переехал во двор музея спонтанно, но идея понравилась и сразу было объявлено, что объекты будут менять раз в год, так что теперь нового героя выбирали целенаправленно. Им стал юбилейный объект Blank architects – по стечению обстоятельств и та, и другая инсталляция приурочены к 20-летию своих бюро, примерно одинаковы по размеру и даже в Гостином дворе занимали один и тот же угол. «Я очень надеюсь, что она всесезонная», – прокомментировала свой выбор 2022 года Елизавета Лихачева. 
Объект Blank architects. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году жюри проявило недюжинную смекалку и фантазию в придумывании названий для дипломов крупных стендов. Так, юбилейную выставку, посвященную 35-летию ТПО «Резерв» – на ней были показаны неизвестные проекты бюро – наградили дипломом «За вскрытые резервы и возможность заглянуть в «Неизвестное». Стенд Москомархитектуры, представлявший проекты велопешеходных мостов инсталляцией из картонных арок, отметили «За конструктивную легкость, актуальность и экологичность». Кинотеатр Института Генплана – «За оригинальный подход к решению профессиональных задач». Дискуссионной площадке «Дома А-класса» – «За А-ктуальность, А-ктивность и умение всегда быть в А-вангарде». Словом, в следующем году жюри Арх Москвы, похоже, будет писать стихи. 
Выставка ТПО «Резерв». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Кузнецов ведет мастер-класс по акварели на стенде Института Генлпана. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка Мосстратегии. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд ГлавАПУ. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом «За веру в будущее!» получили бессменные кураторы проекта «Послезавтра», посвященного архитектурному образованию и самым молодым участникам архитектурного процесса, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин.
В этом году в проекте участвовали 10 архитектурных вузов. По признанию кураторов, этот материал «представляются, возможно, тем единственным в своем роде, взглядом в будущее, который хоть как-то сегодня еще можно оценить с позитивистской позиции, реагируя на окружающие  события. Глядя на творчество студентов – будущих архитекторов, – хочется верить, что уж у них все может быть сложится менее болезненно и возможно получится красиво».

Далее переходим к базовым, основным номинациям Арх Москвы – дипломам за стенды и раскрытие темы выставки. 

Лучшим кураторским проектом признан NEXT!, который курировал, напомним, Григориос Гавалидис и его бюро GAFA. Вполне заслуженно. Лучшим исследованием признали проект «Значимо: Периферия» Ильи Мукосея и Юлии Бычковой. 

За раскрытие темы выставки – «Устойчивость» – наградили два проекта. Первый – «Экологическая платформа. Устойчивость 4D»: именно здесь посетителям предлагали рассортировать мусор, чтобы потом попасть в цветущий сад, устроенный Ильей Мочаловым на кровле павильона. 
Экологическая платформа. Устойчивость 4D. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй – инсталляция Studio-TA Тиграна Бадаляна, еще одного юбиляра выставки, с 15-летним стажем. Авторы воплотили идею устойчивости в платформе-балансире с плечами разной ширины и высотности «застройки»: маленькие домики на широкой части и параллелепипед, обозначающий высотку, на узкой. Причем центральный шарнир подвижен во всех плоскостях и вращается вокруг оси, буквально-таки стимулируя выработку радости в организме катающегося на этих качелях-каруселях. Неудивительно, что объект стал одним из самых популярных на выставке. Он создан при поддержке компании «Профметалл» и после Арх Москвы будет перемещен на площадку перед ее офисом на Ленинском проспекте. 
Studio-TA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектурные высказывания:
Антитезы и Арх Каталог
Из высказываний проекта «Антитезы» жюри выбрало ржавую стальную трубу Сергея Падалко / «Витрувий и сыновья». Труба – представитель проекта музея металла, над которым Падалко работает совместно с Никитой Явейном и «Студией 44»; планируется, что музей будет весь состоять из стальных периптеров, ржавеющих на природе. По словам Василия Бычкова, трубу диаметром около 1,5 метров было непросто доставить в зал Гостиного двора – ведущие церемонии в шутку предупредили авторов, что грамоту они получат только после того, как заберут свою трубу. 
Сергей Падалко. Высказывание Польза / Прочность в проекте Антитезы. Если посмотреть в дырочки, просверленные в трубе, можно было увидеть ржавые колонны проекта музея. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Арх Каталоге наградили Тотана Кузембаева за высказывание в том смысле, что архитекторы бывают пьющие и устойчивые. Не возникло особенных сомнений в том, что пробки, нанизанные на фрагмент спирали, отдаленно напоминающей спираль днк, принадлежат бутылкам, которые архитектор открыл и выпил лично, ну, может быть, в компании друзей. Со сцены Тотан призвал архитекторов не пить, сколько он сам, и быть устойчивыми: «Творите! Когда нет творчества, люди спиваются», – сказал архитектор, предложив таким образом еще один, не лишенный парадоксальности, путь раскрытия идеи устойчивости.
Вручение диплома Тотану Кузембаеву. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одним лучшим высказыванием Арх Каталога жюри назвало экспозицию АБ ATRIUM. Архитекторы представили два объекта: «Волну» – звукопоглощающий барельеф из обрезков ковролина, и «Реку», где устойчивость передана через upcycle. Форма и функция неразрывно слиты: складки ковролина поглощают звук и одновременно, по словам архитекторов, изображают этот процесс. Второй объект – табурет из фанеры, конструктивные детали которого нарисованы по мотивам  парка «Зеленая река» в ЖК «Символ», который, в свою очередь, воспроизводит сетку дельты рек. Табуреты архитекторы предлагают использовать не только самостоятельно, но в качестве элементов более масштабных композиций, стеллажей или перегородок.
Арх Каталог, высказывание АБ ATRIUM. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставки раздела Архитектура
В традициях Арх Москвы архитекторы бывают представлены не только к каталоге и кураторских проектах, но и представляют свои собственные выставки, стенды бюро. Диплом первой степени получил в этом году стенд GAFA – Григориос Гавалидис, заметим, выходил на сцену много раз, став настоящим героем нынешней Арх Москвы. Бюро GAFA представляла композиция двух изогнутых стенок из стеклянных кирпичей от компании Архитайл – красивая конструкция, в сущности самонесущая, то есть она могла бы быть самонесущей, но для безопасности выставки кирпичи на всякий случай склеили между собой. 
Григориос Гавалидис получает диплом за I место в разделе Архитектура. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стеклянные кирпичи на стенде GAFA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

II место присудили компании Москапстройпроект за перформанс с 3D-принтером, печатавшим обобщенный макет строящихся зданий кластера «Ломоносов» прямо на выставке. 

Диплом III степени достался платформе-сороконожке от грузинского бюро AD1369105. Опора из множества метровых кусков арматуры поддерживала платформу с песком, на котором были расставлены макеты минималистичных проектов бюро. «В этом мире нет ничего постоянного, – говорят архитекторы. – Мы непрерывно вращаемся на планете, несущейся в пространстве, какая тут может быть устойчивость?». На просьбу ведущих церемонии расшифровать название бюро, архитекторы сообщили, что за символами скрыты некие «сакральные цифры, которые мы связываем с архитектурой», так и не раскрыв загадку полностью.
AD1369105 получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд AD1369105. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитекторы и материализация
В этом году на выставке оказалось неожиданно много стендов-объектов, созданных архитекторами для представительств компаний-производителей. Организаторы особо отметили, что всячески поощряют такого рода сотрудничество в рамках Арх Москвы. 

Лучшим был назван стенд компании MADE/ARCHSKIN, придуманный Валерией Преображенской, соруководителем бюро TOTEMENT/PAPER. На керамику был нанесен специально разработанный орнамент "¾". Он складывается из квадратных плиток, на белом фоне каждой ー четверть вписанного черного круга. При этом квадраты разного размера, а закрашенная часть повернута под разным углом, так что из элементарной базовой единицы складывается причудливый узор, элегантно прорезанный в объеме на углу. Диплом получала дочь Валерии Анна Преображенская. Она рассказала, что геометрический орнамент – разработка ее дедушки, инженера, и это первая проба этого узора. А главная основа устойчивости, как написано на самом стенде – это красота.
Анна Преображенская получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом второй степени получил стенд компании Art de vivre – с коврами, а дипломом III степени отметили стенд компании Кирилл: круглый в плане, с поясом ребристой «пилы» образцов кирпичной кладки и зеркальным «колодцем» по центру. 
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Представители компании Кирилл и автор стенда Николай Сочилин получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Концептуальность подачи материала
Здесь дипломов оказалось целых пять.

Первой степени удостоились два заметных стенда – конструкция архитекторов Megabudka для Laminam и сооружение, реализованное компанией Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». 

Первый, по словам представителя компании Laminam, проектировался «с оглядкой на дворик музея архитектуры» – то есть с надеждой, что его выберут. Архитекторы Мегабудки предложили, действительно, любопытное решение: своего рода игрушечный замок с троном на одном из «фасадов» и возможностью подняться на верхний ярус, выше всех других сооружений Арх Москвы, попутно разглядев всю изнанку рекламируемых панелей и изучив особенности из крепления. 
Объект Laminam совместный с Megabudka. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кирилл Губернаторов, Megabudka, получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В периптере ТПО «Прайд», названном Атенеум, была подвешена металлическая конструкция, вдохновленная контурами площади кампуса МГТУ, который эта компания проектирует в соавторстве в главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. 
Объект Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом II степени в разделе Материализации достался архитектурному бюро Диалектика от инжиниринговой группы Спектрум. Они сконструировали «гнездо» внутри объемной структуры, составленной из стандартных конструкций выставочной застройки, но напоминающих «ногу», которая поддерживает вынос кровли аэропорта в Геленджике. Аэропорт строят по проекту Максимилиана Фуксаса, а российским сопровождением занимается компания Спектрум.
Стенд АБ Диалектика от Спектрум. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один диплом II степени получил объект компании Cladding Solutions.

Третье место за лучшую концептуальную подачу материалов получил стенд мебельной компании «Бюро» «Мебель как архитектура». В самой середине конструкции из МДФ все 4 дня здесь собирали «облако» из нанизанных на леску древесных стружек. В конечном счете они приобрели контуры то ли фортепьяно, то ли, собственно, бюро – в честь названия фирмы. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Июня 2022

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.