Дерево с удостоверением

Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.

mainImg
Древесина относится к возобновляемым ресурсам, но только при условии правильной эксплуатации лесов, когда там постоянно минимизируют ущерб и для экосистемы, и для местных жителей, нередко сохраняющих традиционный уклад жизни и зависящих от благополучия своих лесов.
 
Только такое дерево – по-настоящему ресурсоэффективно и «устойчиво» как строительный материал. Чтобы отличить его от любого другого, был предложен сертификат FSC – Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council). Однако сертифицированная древесина пока составляет далеко не 100% от заготовляемой в целом на нашей планете, поэтому была создана Программа поддержки сертификации леса (Programme for Endorsement of Forest Certification, PEFC). Именно в сотрудничестве с ней и основана «деревянная» премия Всемирного фестиваля архитектуры – WAF Certified Timber Prize – чтобы привлечь внимание к успехам современного строительства из сертифицированного дерева в разных странах мира.
 
Публикуем список финалистов.
 
Студенческое общежитие Adohi Hall
Университет Арканзаса, Фейетвилл
Leers Weinzapfel Associates, Modus Studio и Mackey Mitchell Architects
 
  • zooming
    1 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley
  • zooming
    2 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley
  • zooming
    3 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley
  • zooming
    4 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley
  • zooming
    5 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    © Leers Weinzapfel Associates, Modus Studio и Mackey Mitchell Architects
  • zooming
    6 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    © Leers Weinzapfel Associates, Modus Studio и Mackey Mitchell Architects
  • zooming
    7 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    © Leers Weinzapfel Associates, Modus Studio и Mackey Mitchell Architects
  • zooming
    8 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley
  • zooming
    9 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley
  • zooming
    10 / 10
    Студенческое общежитие Adohi Hall
    Фото © Timothy Hursley

Общежитие на 708 студентов построено из перекрестно-клеенной древесины: это крупнейшая постройка из CLT в США (18 766 м2). Название взято из языка чироки: оно означает «лес» и напоминает, что в 1830-е годы рядом проходила Дорога слёз – маршрут насильственного переселения индейцев.
 
Центр гимнастики Ариакэ
Токио
Nikken Sekkei и Shimizu Corporation
 
  • zooming
    1 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    2 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    3 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © SS
  • zooming
    4 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    5 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    6 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © SS
  • zooming
    7 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    8 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    9 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    10 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    © Nikken Sekkei Ltd
  • zooming
    11 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    © Nikken Sekkei Ltd
  • zooming
    12 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    © Nikken Sekkei Ltd
  • zooming
    13 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    14 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © 鈴木研一/Ken’ichi Suzuki
  • zooming
    15 / 15
    Центр гимнастики Ариакэ
    Фото © SS

Построенное к Олимпиаде спортивное сооружение стоит на берегу Токийского залива. У него стальной каркас, однако почти все остальное выполнено из дерева, что позволило уменьшить массу здания: это было особенно важным в условиях сложных приморских грунтов.
 
Микро-библиотека Варак-Кайу
Семаранг, Индонезия
SHAU
 
  • zooming
    1 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE
  • zooming
    2 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE
  • zooming
    3 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE
  • zooming
    4 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE
  • zooming
    5 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE
  • zooming
    6 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE
  • zooming
    7 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © SHAU
  • zooming
    8 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © SHAU
  • zooming
    9 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © SHAU
  • zooming
    10 / 10
    Микро-библиотека Варак-Кайу
    © KIE

Это уже пятая микро-библиотека из серии, созданной совместно частным (благотворительным) капиталом, властями и местными жителями. Как основа проекта был выбран традиционный дом на сваях. Если библиотека предназначена в первую очередь для детей, пространство на уровне земли может действовать как районный общественный центр.
 
Центр черепах Мон-Рипос
Мон-Рипос, Квинсленд, Австралия
KIRK
 
  • zooming
    1 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    Фото © Scott Burrows
  • zooming
    2 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    Фото © Scott Burrows
  • zooming
    3 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    Фото © Scott Burrows
  • zooming
    4 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    Фото © Scott Burrows
  • zooming
    5 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    Фото © Scott Burrows
  • zooming
    6 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    © KIRK
  • zooming
    7 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    © KIRK
  • zooming
    8 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    © KIRK
  • zooming
    9 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    © KIRK
  • zooming
    10 / 10
    Центр черепах Мон-Рипос
    Фото © Scott Burrows

Возведенный из клееного бруса центр рассказывает посетителям о морских черепахах и угрожающем им исчезновении: он находится в месте их «гнездования», на территории природного заповедника.
 
Daramu House
Сидней
Tzannes
 
  • zooming
    1 / 10
    Daramu House
    Фото © Ben Guthrie, The Guthrie Project
  • zooming
    2 / 10
    Daramu House
    Фото © Ben Guthrie, The Guthrie Project
  • zooming
    3 / 10
    Daramu House
    © Tzannes
  • zooming
    4 / 10
    Daramu House
    Фото © Ben Guthrie, The Guthrie Project
  • zooming
    5 / 10
    Daramu House
    Фото © Ben Guthrie, The Guthrie Project
  • zooming
    6 / 10
    Daramu House
    © Tzannes
  • zooming
    7 / 10
    Daramu House
    © Tzannes
  • zooming
    8 / 10
    Daramu House
    © Tzannes
  • zooming
    9 / 10
    Daramu House
    Фото © Ben Guthrie, The Guthrie Project
  • zooming
    10 / 10
    Daramu House
    Фото © Ben Guthrie, The Guthrie Project

Офисное здание в центре Сиднея получило каркас из клееного бруса с модулем 9 х 9 м, причем пролет в вестибюле достигает 18 м благодаря использованию деревянных ферм.
 
Киоск в гавани
Гонконг
LAAB Architects
 
  • zooming
    1 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng
  • zooming
    2 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng
  • zooming
    3 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng
  • zooming
    4 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng
  • zooming
    5 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng
  • zooming
    6 / 10
    Киоск в гавани
    © LAAB Architects
  • zooming
    7 / 10
    Киоск в гавани
    © LAAB Architects
  • zooming
    8 / 10
    Киоск в гавани
    © LAAB Architects
  • zooming
    9 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng
  • zooming
    10 / 10
    Киоск в гавани
    Фото © Otto Ng

Торговый павильон на проспекте Кинозвезд – Avenue of Stars – на морском берегу напоминает о движущемся киноизображении, приливах и отливах с помощью кинетического деревянного фасада. 49 робото-рук днем превращают деревянные ламели в подобие навеса, а вечером складывают их в прежнюю компактную форму. Проект также вдохновлен традиционными гонконгскими ларьками с уличной едой, где деревянные рейки играют ту же роль уже без помощи роботов.
 
Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
Роторуа, Новая Зеландия
RTA Studio и Irving Smith Architects
 
  • zooming
    1 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    Фото © Patrick Reynolds
  • zooming
    2 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    Фото © Patrick Reynolds
  • zooming
    3 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    Фото © Patrick Reynolds
  • zooming
    4 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    Фото © Patrick Reynolds
  • zooming
    5 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    Фото © Patrick Reynolds
  • zooming
    6 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    © RTA Studio и Irving Smith Architects
  • zooming
    7 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    © RTA Studio и Irving Smith Architects
  • zooming
    8 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    © RTA Studio и Irving Smith Architects
  • zooming
    9 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    © RTA Studio и Irving Smith Architects
  • zooming
    10 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    © RTA Studio и Irving Smith Architects
  • zooming
    11 / 11
    Центр инноваций Scion (Te Whare Nui o Tuteata)
    Фото © Patrick Reynolds

Это штаб-квартира Scion – государственной организации по развитию лесного хозяйства. Каркас представляет собой диагональную решетку, обеспечивающую высокую устойчивость при меньших по сравнению с более традиционными решениями затратах материалов. Использовано несколько видов инженерного дерева, причем из этого материала выполнена даже шахта лифта. Трехэтажное здание (2000 м2) пожаробезопасно, сейсмоустойчиво, а также «захватило» 418 тонн СО2 (столько выпустили бы в атмосферу использованные при строительстве деревья, если бы их оставили завершить свой жизненный цикл и сгнить). При этом затраченные 454 м3 древесины будут восстановлены в новозеландских лесах из сосны лучистой всего за 35 минут.
 
Climatorium
Лемвиг, Дания
3XN
 
  • zooming
    1 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk
  • zooming
    2 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk
  • zooming
    3 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk
  • zooming
    4 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk
  • zooming
    5 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk
  • zooming
    6 / 10
    Climatorium
    © 3XN
  • zooming
    7 / 10
    Climatorium
    © 3XN
  • zooming
    8 / 10
    Climatorium
    © 3XN
  • zooming
    9 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk
  • zooming
    10 / 10
    Climatorium
    Фото © Adam Mørk

Исследовательский и образовательный центр, посвященный проблеме глобального изменения климата, привлекает внимание своей обшитой деревом нишей-скамьей на фасаде. Верхняя часть здания обшита деревянными ламелями. Изнутри ниша-волна выглядит как корпус корабля, что напоминает о датских судостроительных традициях.
 
* * *
 
Победитель будет определен на Всемирном фестивале архитектуры, который пройдет в Лиссабоне 1–3 декабря 2021 года.

07 Сентября 2021

В поисках устойчивости
На прошлой неделе стали известны итоги Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2021. Главные призы получили проекты, которые вносят выдающийся вклад в устойчивое развитие городов, фокусируясь на чистой энергии, повторном использовании и биоразнообразии. Рассказываем о работах, взявших гран-при, и победителях основных номинаций.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Спасительное гнездо
Словацкое бюро Archekta за один день возвело на территории госпиталя AZ Zeno в Бельгии центр помощи онкобольным. Архитекторам удалось реализовать нейробиологический подход к формированию среды.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.