Design Meinhard von Gerkan and Hubert Nienhoff with Hans Joachim Paap
Overall Project Lead Hans Joachim Paap
Project Lead–Terminal Hall Martin Glass
Project Lead–Interior Fit-out Petra Charlotte Kauschus
Project Lead–Service Buildings Rüdiger von Helmolt
Contract Management Jochen Köhn
Construction Management Knut Nell
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER) рассчитан на 27 миллионов пассажиров в год с возможностью расширения до пропускной способности в 45 миллионов человек. На данный момент он занимает третье место в Германии по величине – после Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Его назначение – заменить все существующие в столице аэропорты – западноберлинский Тегель и восточноберлинский Шёнефельд, а также еще довоенный, расположенный посреди городской застройки Темпельхоф, закрывшийся в 2008. Место для строительства было выбрано рядом с Шёнефельдом на юго-восточной окраине Берлина.
Берлин-Бранденбург был задуман еще в 1990-е, когда Германия и Берлин перестраивались в соответствии с вновь единым статусом. Gmp с их обширным портфолио в любых жанрах, включая авиационный, выиграли конкурс в 1998. В 2003 его результаты были отменены, но в 2005 архитекторы выиграли и следующий конкурс, проведенный согласно новому тендерному законодательству.
Несмотря на все растущую необходимость в новом аэропорте – Тегель и Шёнефельд были построены в совершенно других политических, социальных, демографических условиях и еле справлялись с растущим потоком пассажиров – начавшееся в 2008 строительство BER затянулось, причем проблемы возникли, как обычно, совсем не из-за архитекторов, а из-за политиков, решивших сэкономить и тем самым повысить свой рейтинг у избирателей. В результате, в готовом здании появились сложно устранимые проблемы, оно пустовало много лет, а между запланированным открытием в 2011 и нынешней датой прошло целых девять. Поэтому BER в 2010-е был наряду с «Эльбской филармонией» в Гамбурге авторства Herzog & de Meuron (подробнее читайте здесь) крупнейшим и известнейшим долгостроем Германии, если не Европы (о перипетиях судьбы аэропорта можно узнать тут).
Архитекторы gmp, несмотря на свой огромный профессиональный опыт, где был и выигранный у Deutsche Bahn суд по поводу искаженного им их проекта Главного вокзала в Берлине, были очевидно огорчены таким поворотом событий, бросавшим тень на их компетентность. Комментариями к ситуации стали выставка на Венецианской биеннале-2014 о Тегеле и BER и других спроектированных ими аэропортах «Too good. Two. Be true» (мы писали о ней здесь) и написанная Майнхардом фон Герканом, со-основателем и со-руководителем gmp, возглавлявшим проект аэропорта Берлин-Бранденбург, книга «Black Box BER» («Черный ящик BER», 2013).
Но будем надеяться, что эта сложная история окончательно завершилась, несмотря на не слишком удачный из-за пандемии момент открытия, и новый аэропорт без проблем вступит в строй. Это произойдет 31 октября в 14 часов, когда там приземлятся два самолета – компаний Lufthansa и Easyjet, а 1 ноября аэропорт уже начнет отправлять рейсы.
Прямоугольный в плане терминал вписан в П-образную рамку «пирсов» с выходами на посадку: получается симметричная, практически классицистическая композиция, поддержанная четкой осью развития ансамбля. Туда также входят корпуса паркинга, различные технические сооружения и «Аэропорт-сити» с офисами и отелями. Эта неожиданная отсылка к традициям поддержана разного рода «колоннадами», по словам архитекторов, – типичным сооружением для Берлина и Бранденбурга. Очевидно, имеются в виду городские и загородные дворцы и музеи. Вдоль основной, продольной оси – по ней проходят подъездное шоссе и железная дорога – развернуто озеленение, также вдохновленное местным колоритом: сосны, липы и луга.
Аэропорт, по словам авторов, может похвастаться самыми короткими в Европе расстояниями на маршруте пассажира от самолета до выхода и наоборот. Это достигнуто, помимо прочего, с помощью продуманной модульной системы. Она основана на супермодуле 43,75 м – необходимой ширине для парковки самого популярного в небе над Берлином Airbus A320. Если его поделить на семь, получается 6,25 м – это основной модуль. 43,75 м использован при планировке «пирсов» и как пролет между 30-метровых колонн. В остальных случаях применен модуль 6,25 м, а также промежуточные варианты, низводящие его до человеческого и даже меньшего масштаба (125 см и 32,25 см), вплоть до узора плит из «юрского мрамора» на полу.
Кроме модульной системы, единству образа терминала общей площадью 326 000 м2 послужило созданное gmp дизайн-руководство, охватывающее все – от градостроительных решений до мебели. Оно поможет расширить аэропорт в будущем: для этого предназначен перрон с запада (главный вход и подъездные пути ведут к терминалу с востока, а две взлетно-посадочные полосы проходят параллельно продольной оси с севера и юга). Пока же инструкция помогла создать цельный проект, несмотря на большое число компаний-партнеров gmp (основным был JSK International Architekten und Ingenieure mbH).
Для удобства пассажиров железнодорожная станция устроена прямо в подземном ярусе терминала, а потоки людей разделяются почти при входе. Для этого от основного здания к «пирсам» с «гейтами» ведут мосты – двухъярусные в секторе рейсов в Шенгенской зоне (для прибывающих и вылетающих пассажиров) и трехъярусные – для путешествий за пределы «Шенгена» (верхний уровень отдан для них).
Любоваться самолетами можно сквозь 20-метровые полностью стеклянные фасады: конструктивные там только горизонтальные профили вантовой системы, поэтому обзор почти ничего не загораживает – и интерьер наполняется солнечным светом, позволяя экономить электричество. При этом относительная площадь остекления в здании сравнительно невелика, что предотвращает энергопотери.
Элегантные колонны сужены сверху и снизу, чтобы привлечь внимание к «работе» конструкции. На них опирается кровля общей площадью 49 000 м2: ее 50-метровый вынос – основа образа терминала. Изнутри она покрыта полимерной мембраной, за которой помещены светильники: это придает мягкости освещению.
Из светлого главного зала вылета/регистрации пассажиры могут попасть на выходящую на летное поле смотровую площадку, а также в «Пространство тишины», христианскую часовню и межконфессиональное молельное пространство. Его проект был предметом особого конкурса, который в 2011 также выиграли gmp (мы писали об этом тогда и надеемся подробней рассказать в ближайшем будущем).
Аэропорт Берлин-Бранденбург. Авторы проекта, архитекторы бюро gmp: Хуберт Нинхоф, со-основатель и со-руководитель gmp Майнхард фон Геркан, Ханс Иоахим Паап