Разработкой проектов на протяжении трех месяцев занимались финалисты, прошедшие квалификационный отбор. Все они выступили с презентациями на открытом итоговом заседании жюри (полную запись трансляции заседания можно посмотреть здесь). Победа досталась консорциуму во главе с проектно-консалтинговой компанией «Новая земля», а на втором и третьем местах – консорциумы IND architects и Института Генплана Москвы. Между призерами распределился призовой фонд в 14,5 млн рублей.
Напомним, что инициатором конкурса выступил благотворительный фонд «Я люблю Дербент», оператором – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Поддержку также оказали правительство Дагестана и администрация Дербента.
Ниже – проекты всех трех финалистов и видеопрезентации к каждому.
Первое место
«Новая земля» + Groupe Huit + Mae Architects + West 8 + НИУ ВШЭ + Марш Лаб + APRELarchitectsДербент в этой концепции представлен как «перекресток культур и эпох». В основу проекта лег принцип «компактного города» и человеческого масштаба. Архитекторы предлагают не делить Дербент на спальные районы и активный туристический центр, а равномерно распределять инфраструктуру, чтобы сделать ее одинаково доступной всем жителям. Такой подход не только обеспечит удобство горожан, но и снизит нагрузку на транспортную сеть. Также среди ключевых предложений – максимальное озеленение, редевелопмент неэффективно используемых промышленных территорий, бережное наполнение исторических зданий новыми функциями, создание пешеходной «туристической мили» в старом городе и превращение набережной в главное общественное пространство.
Второе место
IND architects + ADEPT + SWA + Knight Frank + RussiaDiscoveryСуть концепции отражается в ее названии – «Дербент расправляет крылья». Преображенный архитекторами Дербент образует два крыла: город-оазис с инновационным агропарком и фруктовыми садами – на севере и город мастеров с центром легких индустрий – на юге. Акцент в проекте сделан на поддержание благоприятной экологической ситуации: это формирование сети городских садов, внедрение электрического городского транспорта, создание пешеходных и веломаршрутов, организация безбарьерной среды, что позволило бы повысить здоровую мобильность горожан.
В числе предложений также строительство канатной дороги, благодаря которой туристы и жители города легко могли бы оказаться в горном реликтовом лесу, на винодельне или у древней крепости.
Третье место
Институт Генплана Москвы + «Гинзбург и Архитекторы» + SKTSКонцепция предполагает поэтапное развитие территории города и его экономики. На первом этапе предлагается работать над инфраструктурой, транспортом, реорганизацией неработающих производств, обустройством набережной. Далее создается новый городской район с жилой и общественно-деловой функциями, а также агропромышленный комплекс с туристической инфраструктурой. Среди наиболее долгосрочных проектов – создание образовательного центра и инновационного хаба на севере и туристического кластера международного уровня на юге.