Синтез жизни и искусства

В Цюрихе после реставрации открылся павильон Ле Корбюзье.

mainImg
В Цюрихе для публики открылся отреставрированный павильон Ле Корбюзье – последний законченный проект великого модерниста и единственное здание из стекла и стали в его послужном списке. Работы по восстановлению велись с октября 2017-го до февраля 2019-го, реставрацией занимались местные архитекторы Сильвио Шмед (Silvio Schmed) и Артур Рюэгг (Arthur Rüegg).
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Павильон, построенный в 1967, задумывался как площадка для постоянной экспозиции работ Ле Корбюзье: рисунков, скульптур, мебели, фотографий. Вообще здание площадью 600 м2 является своего рода «программным» объектом, в котором отразилось мировоззрение зодчего и его «фирменные» приемы. Так, объединив под одной крышей искусство, архитектуру и саму жизнь, Ле Корбюзье представил материальное воплощение своей трактовки «синтеза искусств».
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Все элементы здесь спроектированы в соответствии с разработанной им пропорциональной системой «модулор», а конструктивная часть – по заветам индустриального домостроения – изготовлена на заводе и собрана уже на месте. «Общими местами», которые встречаются в других работах архитектора, также являются открытая лестница (внутри), пандус (снаружи) и небольшой сад на крыше. «Лестница отделяет один этаж от другого; пандус соединяет их», – пояснял Ле Корбюзье.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

И наконец, павильон сделан с учетом принципов «архитектурной прогулки» – тщательно продуманного маршрута, который предоставляет зрителю выгодные ракурсы для знакомства с постройкой. В видеоролике ниже – экскурсия по зданию (еще до реставрации):



Решение о реставрации сооружения пришло после того, как у постройки в 2014 сменился собственник. С самого начала здание принадлежало Хайди Вебер – швейцарскому дизайнеру, галеристке и меценату. Собственно, без Хайди Вебер, ее терпения и упорства павильон бы не появился. Именно ей удалось получить у властей Цюриха разрешение на строительство и уговорить Ле Корбюзье сделать этот проект: с родиной у архитектора были натянутые отношения, в начале 1920-х он переехал в Париж и даже принял французское гражданство. Работа над зданием началась в 1964 и приостановилась в связи со смертью Ле Корбюзье в августе 1965-го. После этого Вебер собрала новую команду и за два года закончила строительство, которое также велось на ее деньги.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Однако позже оказалось, что нести в одиночку расходы на фонд и эксплуатацию для Вебер практически невозможно. Поэтому учреждение работало с перерывами, а сохранность здания оставляла желать лучшего.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Право собственности перешло городу после того, как истек срок аренды на землю. Новым оператором институции муниципалитет назначил Музей дизайна (Museum für Gestaltung Zürich). «Город ожидал, что Хайди Вебер будет руководить этим местом как музеем, но для частного лица это просто невозможно, – объясняет директор Музея дизайна Кристиан Брендле (Christian Brändle). – Везде было много коррозии и ржавчины». Чтобы добраться до проблемных участков, команде по реставрации сперва потребовалось счистить множество слоев краски: так бывшая владелица пыталась бороться со ржавчиной. «[Одно и то же место] закрашивали по семь раз», – говорит Брендле.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Реставрацией, которую проводили Сильвио Шмед и Артур Рюэгг, руководитель музея остался доволен. «Они позаботились о каждом винтике», – говорит он.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Завершение реставрации отметили открытием выставки Mon univers («Моя вселенная»), которая дает представление о «творческом космосе» модерниста и напоминает о еще одном его увлечении – коллекционировании. Здесь представлена обширная коллекция рисунков, мебели, фотографий, скульптур и картин, которые архитектор собирал всю свою жизнь. Многие из этих предметов он использовал в качестве источников вдохновения. Экспонаты предоставили парижский Фонд Ле Корбюзье и Базельский музей древностей, часть предметов – из частных коллекций. Выставка продлится до 17 ноября 2019 года.
  • zooming
    1 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
    © Magnum Photos
  • zooming
    2 / 8
    Ле Корбюзье с его частной коллекцией в его студии. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
    © Magnum Photos
  • zooming
    3 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    4 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    5 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    6 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    7 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    8 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Открытие обновленного памятника архитектуры омрачил конфликт между администрацией Цюриха и Хайди Вебер. После того, как здание перешло в руки города, из названия музея исчезло имя Вебер, хотя власти обещали его сохранить. Ранее арт-пространство называлось «Центр Ле Корбюзье – Музей Хайди Вебер» (Centre Le Corbusier – Heidi Weber Museum), теперь официальное наименование звучит просто как «Павильон Ле Корбюзье». Кроме того, бывшая владелица получила от города слишком маленькую компенсацию – чуть больше миллиона швейцарских франков (911 тыс. евро). При этом одни лишь расходы на строительство с учетом инфляции составили 18 миллионов франков (16 млн 400 тыс. евро). Хайди Вебер пыталась судиться, но безуспешно.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

26 Июля 2019

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.