Синтез жизни и искусства

В Цюрихе после реставрации открылся павильон Ле Корбюзье.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
В Цюрихе для публики открылся отреставрированный павильон Ле Корбюзье – последний законченный проект великого модерниста и единственное здание из стекла и стали в его послужном списке. Работы по восстановлению велись с октября 2017-го до февраля 2019-го, реставрацией занимались местные архитекторы Сильвио Шмед (Silvio Schmed) и Артур Рюэгг (Arthur Rüegg).
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон, построенный в 1967, задумывался как площадка для постоянной экспозиции работ Ле Корбюзье: рисунков, скульптур, мебели, фотографий. Вообще здание площадью 600 м2 является своего рода «программным» объектом, в котором отразилось мировоззрение зодчего и его «фирменные» приемы. Так, объединив под одной крышей искусство, архитектуру и саму жизнь, Ле Корбюзье представил материальное воплощение своей трактовки «синтеза искусств».
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Все элементы здесь спроектированы в соответствии с разработанной им пропорциональной системой «модулор», а конструктивная часть – по заветам индустриального домостроения – изготовлена на заводе и собрана уже на месте. «Общими местами», которые встречаются в других работах архитектора, также являются открытая лестница (внутри), пандус (снаружи) и небольшой сад на крыше. «Лестница отделяет один этаж от другого; пандус соединяет их», – пояснял Ле Корбюзье.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
И наконец, павильон сделан с учетом принципов «архитектурной прогулки» – тщательно продуманного маршрута, который предоставляет зрителю выгодные ракурсы для знакомства с постройкой. В видеоролике ниже – экскурсия по зданию (еще до реставрации):



Решение о реставрации сооружения пришло после того, как у постройки в 2014 сменился собственник. С самого начала здание принадлежало Хайди Вебер – швейцарскому дизайнеру, галеристке и меценату. Собственно, без Хайди Вебер, ее терпения и упорства павильон бы не появился. Именно ей удалось получить у властей Цюриха разрешение на строительство и уговорить Ле Корбюзье сделать этот проект: с родиной у архитектора были натянутые отношения, в начале 1920-х он переехал в Париж и даже принял французское гражданство. Работа над зданием началась в 1964 и приостановилась в связи со смертью Ле Корбюзье в августе 1965-го. После этого Вебер собрала новую команду и за два года закончила строительство, которое также велось на ее деньги.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Однако позже оказалось, что нести в одиночку расходы на фонд и эксплуатацию для Вебер практически невозможно. Поэтому учреждение работало с перерывами, а сохранность здания оставляла желать лучшего.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Право собственности перешло городу после того, как истек срок аренды на землю. Новым оператором институции муниципалитет назначил Музей дизайна (Museum für Gestaltung Zürich). «Город ожидал, что Хайди Вебер будет руководить этим местом как музеем, но для частного лица это просто невозможно, – объясняет директор Музея дизайна Кристиан Брендле (Christian Brändle). – Везде было много коррозии и ржавчины». Чтобы добраться до проблемных участков, команде по реставрации сперва потребовалось счистить множество слоев краски: так бывшая владелица пыталась бороться со ржавчиной. «[Одно и то же место] закрашивали по семь раз», – говорит Брендле.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Реставрацией, которую проводили Сильвио Шмед и Артур Рюэгг, руководитель музея остался доволен. «Они позаботились о каждом винтике», – говорит он.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Завершение реставрации отметили открытием выставки Mon univers («Моя вселенная»), которая дает представление о «творческом космосе» модерниста и напоминает о еще одном его увлечении – коллекционировании. Здесь представлена обширная коллекция рисунков, мебели, фотографий, скульптур и картин, которые архитектор собирал всю свою жизнь. Многие из этих предметов он использовал в качестве источников вдохновения. Экспонаты предоставили парижский Фонд Ле Корбюзье и Базельский музей древностей, часть предметов – из частных коллекций. Выставка продлится до 17 ноября 2019 года.
  • zooming
    1 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
    © Magnum Photos
  • zooming
    2 / 8
    Ле Корбюзье с его частной коллекцией в его студии. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
    © Magnum Photos
  • zooming
    3 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    4 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    5 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    6 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    7 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    8 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Открытие обновленного памятника архитектуры омрачил конфликт между администрацией Цюриха и Хайди Вебер. После того, как здание перешло в руки города, из названия музея исчезло имя Вебер, хотя власти обещали его сохранить. Ранее арт-пространство называлось «Центр Ле Корбюзье – Музей Хайди Вебер» (Centre Le Corbusier – Heidi Weber Museum), теперь официальное наименование звучит просто как «Павильон Ле Корбюзье». Кроме того, бывшая владелица получила от города слишком маленькую компенсацию – чуть больше миллиона швейцарских франков (911 тыс. евро). При этом одни лишь расходы на строительство с учетом инфляции составили 18 миллионов франков (16 млн 400 тыс. евро). Хайди Вебер пыталась судиться, но безуспешно.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств


26 Июля 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Мировое архитектурное наследие XX века

«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Дворец культуры для новой эпохи
Реконструкция архитекторами gmp памятника послевоенного модернизма – Дворца культуры в Дрездене – названа в Германии лучшим сооружением года по версии Немецкого музея архитектуры.
Реализация по часам
Бюро DSDHA разработало для офисного комплекса «Бродгейт» в лондонском Сити проект обновления его уже вошедших в историю общественных пространств. Сейчас завершена первая очередь плана.
Необитаемый бассейн
Бассейн для пингвинов, построенный эмигрантом из России Бертольдом Любеткиным и Ове Арупом в 1930-е для Лондонского зоопарка, пустует с 2004 года. Дочь Любеткина предлагает его снести. Все остальные — против.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Красный динозавр
Миланский комплекс на 444 квартиры «Монте Амиата» по проекту Карло Аймонино и Альдо Росси, задуманный в конце 1960-х как прогрессивное социальное жилье, но ставший домом для среднего класса – в фотографиях Василия Бабурова.
Восемь памятников XX века в кризисе и после него
Санаторий в Паймио Алвара Аалто выставлен на продажу, лондонский комплекс Economist четы Смитсон отреставрирован, к ранней постройке Жана Пруве в Большом Париже пристраивают стометровую башню – а также новости из Детройта, Нью-Йорка и шотландской деревни Кардросс.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.