Синтез жизни и искусства

В Цюрихе после реставрации открылся павильон Ле Корбюзье.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
0 В Цюрихе для публики открылся отреставрированный павильон Ле Корбюзье – последний законченный проект великого модерниста и единственное здание из стекла и стали в его послужном списке. Работы по восстановлению велись с октября 2017-го до февраля 2019-го, реставрацией занимались местные архитекторы Сильвио Шмед (Silvio Schmed) и Артур Рюэгг (Arthur Rüegg).
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Павильон, построенный в 1967, задумывался как площадка для постоянной экспозиции работ Ле Корбюзье: рисунков, скульптур, мебели, фотографий. Вообще здание площадью 600 м2 является своего рода «программным» объектом, в котором отразилось мировоззрение зодчего и его «фирменные» приемы. Так, объединив под одной крышей искусство, архитектуру и саму жизнь, Ле Корбюзье представил материальное воплощение своей трактовки «синтеза искусств».
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Все элементы здесь спроектированы в соответствии с разработанной им пропорциональной системой «модулор», а конструктивная часть – по заветам индустриального домостроения – изготовлена на заводе и собрана уже на месте. «Общими местами», которые встречаются в других работах архитектора, также являются открытая лестница (внутри), пандус (снаружи) и небольшой сад на крыше. «Лестница отделяет один этаж от другого; пандус соединяет их», – пояснял Ле Корбюзье.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

И наконец, павильон сделан с учетом принципов «архитектурной прогулки» – тщательно продуманного маршрута, который предоставляет зрителю выгодные ракурсы для знакомства с постройкой. В видеоролике ниже – экскурсия по зданию (еще до реставрации):



Решение о реставрации сооружения пришло после того, как у постройки в 2014 сменился собственник. С самого начала здание принадлежало Хайди Вебер – швейцарскому дизайнеру, галеристке и меценату. Собственно, без Хайди Вебер, ее терпения и упорства павильон бы не появился. Именно ей удалось получить у властей Цюриха разрешение на строительство и уговорить Ле Корбюзье сделать этот проект: с родиной у архитектора были натянутые отношения, в начале 1920-х он переехал в Париж и даже принял французское гражданство. Работа над зданием началась в 1964 и приостановилась в связи со смертью Ле Корбюзье в августе 1965-го. После этого Вебер собрала новую команду и за два года закончила строительство, которое также велось на ее деньги.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Однако позже оказалось, что нести в одиночку расходы на фонд и эксплуатацию для Вебер практически невозможно. Поэтому учреждение работало с перерывами, а сохранность здания оставляла желать лучшего.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Право собственности перешло городу после того, как истек срок аренды на землю. Новым оператором институции муниципалитет назначил Музей дизайна (Museum für Gestaltung Zürich). «Город ожидал, что Хайди Вебер будет руководить этим местом как музеем, но для частного лица это просто невозможно, – объясняет директор Музея дизайна Кристиан Брендле (Christian Brändle). – Везде было много коррозии и ржавчины». Чтобы добраться до проблемных участков, команде по реставрации сперва потребовалось счистить множество слоев краски: так бывшая владелица пыталась бороться со ржавчиной. «[Одно и то же место] закрашивали по семь раз», – говорит Брендле.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Реставрацией, которую проводили Сильвио Шмед и Артур Рюэгг, руководитель музея остался доволен. «Они позаботились о каждом винтике», – говорит он.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Завершение реставрации отметили открытием выставки Mon univers («Моя вселенная»), которая дает представление о «творческом космосе» модерниста и напоминает о еще одном его увлечении – коллекционировании. Здесь представлена обширная коллекция рисунков, мебели, фотографий, скульптур и картин, которые архитектор собирал всю свою жизнь. Многие из этих предметов он использовал в качестве источников вдохновения. Экспонаты предоставили парижский Фонд Ле Корбюзье и Базельский музей древностей, часть предметов – из частных коллекций. Выставка продлится до 17 ноября 2019 года.
  • zooming
    1 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
    © Magnum Photos
  • zooming
    2 / 8
    Ле Корбюзье с его частной коллекцией в его студии. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
    © Magnum Photos
  • zooming
    3 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    4 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    5 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    6 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    7 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
  • zooming
    8 / 8
    Частная коллекция Ле Корбюзье
    © Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

Открытие обновленного памятника архитектуры омрачил конфликт между администрацией Цюриха и Хайди Вебер. После того, как здание перешло в руки города, из названия музея исчезло имя Вебер, хотя власти обещали его сохранить. Ранее арт-пространство называлось «Центр Ле Корбюзье – Музей Хайди Вебер» (Centre Le Corbusier – Heidi Weber Museum), теперь официальное наименование звучит просто как «Павильон Ле Корбюзье». Кроме того, бывшая владелица получила от города слишком маленькую компенсацию – чуть больше миллиона швейцарских франков (911 тыс. евро). При этом одни лишь расходы на строительство с учетом инфляции составили 18 миллионов франков (16 млн 400 тыс. евро). Хайди Вебер пыталась судиться, но безуспешно.
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Georg Aerni
Павильон Ле Корбюзье в Цюрихе
© Zürcher Hochschule der Künste/Цюрихская высшая школа изящных искусств

26 Июля 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Келья для кофе
Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Палата искусств
Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.