В Цюрихе после реставрации открылся павильон Ле Корбюзье.
В Цюрихе для публики открылся отреставрированный павильон Ле Корбюзье – последний законченный проект великого модерниста и единственное здание из стекла и стали в его послужном списке. Работы по восстановлению велись с октября 2017-го до февраля 2019-го, реставрацией занимались местные архитекторы Сильвио Шмед (Silvio Schmed) и Артур Рюэгг (Arthur Rüegg).
Павильон, построенный в 1967, задумывался как площадка для постоянной экспозиции работ Ле Корбюзье: рисунков, скульптур, мебели, фотографий. Вообще здание площадью 600 м2 является своего рода «программным» объектом, в котором отразилось мировоззрение зодчего и его «фирменные» приемы. Так, объединив под одной крышей искусство, архитектуру и саму жизнь, Ле Корбюзье представил материальное воплощение своей трактовки «синтеза искусств».
Все элементы здесь спроектированы в соответствии с разработанной им пропорциональной системой «модулор», а конструктивная часть – по заветам индустриального домостроения – изготовлена на заводе и собрана уже на месте. «Общими местами», которые встречаются в других работах архитектора, также являются открытая лестница (внутри), пандус (снаружи) и небольшой сад на крыше. «Лестница отделяет один этаж от другого; пандус соединяет их», – пояснял Ле Корбюзье.
И наконец, павильон сделан с учетом принципов «архитектурной прогулки» – тщательно продуманного маршрута, который предоставляет зрителю выгодные ракурсы для знакомства с постройкой. В видеоролике ниже – экскурсия по зданию (еще до реставрации):
Решение о реставрации сооружения пришло после того, как у постройки в 2014 сменился собственник. С самого начала здание принадлежало Хайди Вебер – швейцарскому дизайнеру, галеристке и меценату. Собственно, без Хайди Вебер, ее терпения и упорства павильон бы не появился. Именно ей удалось получить у властей Цюриха разрешение на строительство и уговорить Ле Корбюзье сделать этот проект: с родиной у архитектора были натянутые отношения, в начале 1920-х он переехал в Париж и даже принял французское гражданство. Работа над зданием началась в 1964 и приостановилась в связи со смертью Ле Корбюзье в августе 1965-го. После этого Вебер собрала новую команду и за два года закончила строительство, которое также велось на ее деньги.
Однако позже оказалось, что нести в одиночку расходы на фонд и эксплуатацию для Вебер практически невозможно. Поэтому учреждение работало с перерывами, а сохранность здания оставляла желать лучшего.
Право собственности перешло городу после того, как истек срок аренды на землю. Новым оператором институции муниципалитет назначил Музей дизайна (Museum für Gestaltung Zürich). «Город ожидал, что Хайди Вебер будет руководить этим местом как музеем, но для частного лица это просто невозможно, – объясняет директор Музея дизайна Кристиан Брендле (Christian Brändle). – Везде было много коррозии и ржавчины». Чтобы добраться до проблемных участков, команде по реставрации сперва потребовалось счистить множество слоев краски: так бывшая владелица пыталась бороться со ржавчиной. «[Одно и то же место] закрашивали по семь раз», – говорит Брендле.
Завершение реставрации отметили открытием выставки Mon univers («Моя вселенная»), которая дает представление о «творческом космосе» модерниста и напоминает о еще одном его увлечении – коллекционировании. Здесь представлена обширная коллекция рисунков, мебели, фотографий, скульптур и картин, которые архитектор собирал всю свою жизнь. Многие из этих предметов он использовал в качестве источников вдохновения. Экспонаты предоставили парижский Фонд Ле Корбюзье и Базельский музей древностей, часть предметов – из частных коллекций. Выставка продлится до 17 ноября 2019 года.
Частная коллекция Ле Корбюзье. Фотография Рене Бурри (René Burri) 1959 года. Из коллекции Музея дизайна Цюриха
Открытие обновленного памятника архитектуры омрачил конфликт между администрацией Цюриха и Хайди Вебер. После того, как здание перешло в руки города, из названия музея исчезло имя Вебер, хотя власти обещали его сохранить. Ранее арт-пространство называлось «Центр Ле Корбюзье – Музей Хайди Вебер» (Centre Le Corbusier – Heidi Weber Museum), теперь официальное наименование звучит просто как «Павильон Ле Корбюзье». Кроме того, бывшая владелица получила от города слишком маленькую компенсацию – чуть больше миллиона швейцарских франков (911 тыс. евро). При этом одни лишь расходы на строительство с учетом инфляции составили 18 миллионов франков (16 млн 400 тыс. евро). Хайди Вебер пыталась судиться, но безуспешно.