Лауреатом Притцкеровской премии 2019 года стал Арата Исодзаки.
Арата ИсодзакиФото предоставлено Pritzker Architecture Prize
46-м обладателем Притцкеровской премии стал Арата Исодзаки, девятый ее лауреат из Японии. Церемония награждения пройдет в Версальском дворце в мае (отметим, что Тадао Андо вручали ту же премию в 1995 в Малом Трианоне). Комплекс «Цукуба-центр» в Цукубе (префектура Ибараки). 1983Изображение: Arata Isozaki and Associates
Катарский национальный конгресс-центр. 2011Фото: Hisao Suzuki
Родившийся в 1931 в городе Оита Арата Исодзаки учился у Кэндзо Тангэ, испытал влияние идей метаболизма, однако всегда держался своей собственной линии, сближавшейся то с брутализмом, то с постмодернизмом, то с неомодернизмом. Исодзаки с молодости много путешествовал, сочетал занятия архитектурой с философией и публицистикой, он известен как остроумный эссеист и полемист. Внимание одновременно к глобальному и локальному – уникальному – позволили ему не только опираться на самые разные источники форм и идей (включая неизбежный русский авангард), но и стать одним из первых японских архитекторов, получивших успех и призание на Западе, а затем – на Ближнем Востоке и в Китае. Его постройки на родине, как и в США, Италии, Испании, Польше отличает поразительная эрудиция, делающая любое его высказывание полным интереса. Музей «Домус – Дом человека» в Ла-Корунье. 1993-1995Фото: Hisao Suzuki
Жюри Притцкеровской премии (Исодзаки входил в него в момент ее первого присуждения в 1979 и последующие пять лет) отмечает универсальность его фигуры, однако мы процитируем не его вердикт, а другого лауреата этой награды, Ханса Холляйна. Этот текст австрийский архитектор написал в мае 2005 года – к большой выставке Араты Исодзаки «Заново разрушенная Хиросима», которая прошла летом того же года во флигеле «Руина» московского Музея архитектуры: «По прошествии 30 лет Арата Исодзаки – универсальная фигура нашей эпохи. Он не только один из лучших архитекторов в мире, но и выделяется своей принадлежностью одновременно и к западной, и к восточной культуре и глобальным масштабом своей личности. Глубокое знание философских идей Востока и Запада, истории архитектуры и цивилизации сочетается в нем с фундаментальными сведениями о будущих путях развития науки и техники. Он наблюдатель, а также – творец, герой, провидец, художник. Его работы – построенные и невоплощенные – составляют основополагающий вклад в современную картину мира. Исодзаки пришел в архитектуру в 1960-е годы с развитыми визионерскими идеями, но вскоре сумел проявить себя и в реализованных проектах. Он использует различные – нетрадиционные – методы демонстрации своих произведений, но эти средства несут в себе смысл сами по себе. Таким был его «Электрический лабиринт» на Триеннале 1968 года в Милане. Эта выставка стала поворотным моментом для самой идеи подобных мероприятий: Альдо ван Эйк и я также представили там инсталляции вместо экспонатов на пьедесталах и перегородках. Это было новое взаимодействие со зрителем – как с участником. К сожалению, в связи с тогдашними политическими событиями, только немногие смогли посетить выставку. Тем более важно, что эта инсталляция Исодзаки была реконструирована и будет показана в Москве. Это не только исторический артефакт: она актуальна до сих пор и придаст жизненности всей выставке. Будут представлены работы разных периодов, в том числе и текущие проекты. Визионерские проекты Исодзаки имеют продолжительное влияние на его творчество и современную архитектуру. Исодзаки может возвращаться к своим ранним идеям и осуществлять их позднее. Сложность его архитектуры происходит из его особого способа мышления. Интересно наблюдать, как такие произведения, как «Город в воздухе» начала 60-х годов превратился в реализуемый сейчас проект Национальной библиотеки Катара. В его творчестве есть преемственность – не из-за повторения, но благодаря постоянным изменениям. Подобно жизни и смерти. Его работы могут ослепительно сверкать и взрываться или превращаться в руины. Или начинаться с… метафорического отрывка. Это не решение проблемы. Это утверждение о состоянии мира – сегодня.»Библиотека префектуры Оита в городе Оита. 1966Фото: Yasuhiro Ishimoto
Библиотека префектуры Оита в городе Оита. 1966Изображение: Arata Isozaki and Associates
Музей керамики в городе Мино (префектура Гифу). 2002Фото: Hisao Suzuki
Музей современного искусства в городе Гунма. 1974Фото: Yasuhiro Ishimoto
Центральная библиотека в городе Китакюсю (префектура Фукуока). 1974Фото: Fujitsuka Mitsumasa
Центральная библиотека в городе Китакюсю (префектура Фукуока). 1974Фото: Yasuhiro Ishimoto
Комплекс «Цукуба-центр» в Цукубе (префектура Ибараки). 1983Фото: Yasuhiro Ishimoto
Комплекс «Цукуба-центр» в Цукубе. 1983Фото: Yasuhiro Ishimoto
Музей современного искусства MOCA в Лос-Анджелесе. 1986Фото: Hisao Suzuki
Спорткомплекс «Палау Сант Жорди» в Барселоне, 1990Фото: Hisao Suzuki
Спорткомплекс «Палау Сант Жорди» в Барселоне, 1990Фото: Hisao Suzuki
Зал Столетия в Наре. 1998Фото: Hisao Suzuki
Музей «Домус – Дом человека» в Ла-Корунье. 1993-1995Фото: Hisao Suzuki
Олимпийский хоккейный стадион – Pala Alpitour в Турине. 2006Фото: Alessandra Chemollo
Мобильный концертный зал Ark Nova (совместная работа с Анишем Капуром). 2011-2013, 2014Фото: Iwan Baan
Башня Allianz комплекса CityLife в Милане. 2015Фото: Alessandra Chemollo
|