МАРШоу: новая чувствительность

Выставка МАРШоу подробно представляет процесс обучения в архитектурной школе, где архитектура рассматривается как часть общекультурного ландшафта, а архитектора учат новой чувствительности.

mainImg
Отчетная выставка за год – новое мероприятие для архитектурной школы МАРШ, хотя она, конечно, продолжает и развивает идеи прошлогодней экспозиции пятилетнего юбилея школы в Музее современного искусства на Петровке. Теперь выставка расположилась прямо в школе МАРШ, в двух комнатах по сторонам коридора, обжив, впрочем, и коридор картинками и высказываниями, призванными раскрыть философию школы и ее подход к образованию. Это три составных части – справа бакалавры, слева магистры, посередине коридор с «основными принципами». Кстати, в этом году выпустились первые бакалавры, кто-то из них отправился в магистратуру, так что теперь МАРШ окончательно подтвердила свой статус учебного заведения полного цикла.
Коридоры МАРШ / МАРШОУ / предоставлено МАРШ
Коридоры МАРШ / МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Выставка, конечно же, похожа на прошлогоднюю подходом, поскольку подход МАРШ к обучению не изменился. Студентов погружают глубоко в поэзию, причем начиная с просто-поэзии и заканчивая поэтикой-всего-на-свете: тени, формы, сюжета, вещи, быта, рутины. На первом курсе бакалавры вообще не работают с компьютером, вся работа – вручную. Авторами этого экспериментального проекта стали молодые художники группы Atelie Libre и выпускники МАРШ: Анна Кипарис, Сара Леви, Наталья Кузьмина, Артём Польский, Анна Шевченко, Андрей Фомичев и Мария Серова. 

Вторым по счету заданием 2018 года для первокурсников было создать инсталляцию из objets trouvés, не потратив ни рубля, созвучную одному стихотворению. Были казусы, кто-то что-то утащил с соседней территории, пришлось отдавать; без труб, в том числе водосточных, конечно, не обошлось, но есть и кусочек велосипеда и стремянка с мягкими сиденьями. В общем-то понятно, из какого сора растут стихи. Затем автор вместе со своим объектом должен был выбрать подходящий фрагмент города и прочитать там свое стихотворение: записи, проецируемые на стену, создают, если не слишком вслушиваться, фоновое бормотание, работающее на атмосферу зала бакалавров. Впрочем можно переключиться и послушать. Первым заданием первокурсников было – переосмыслить бытовой предмет и дать ему новую жизнь.
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Разумеется, выставка не похожа на обычные выставки студенческих работ. Планшетов здесь особенно нет, а висящие над столами картинки скорее иллюстрируют и называют имена, чем служат «полным изложением». Расставленные на столах макеты не всегда точно соответствуют верхней развеске, превращаясь, скорее, в города-нагромождения как фрагментов, так и макетов разного масштаба и материала. Поэтому лучший способ восприятия выставки – на экскурсии, где все более-менее объясняют.
Экскурсии проводят по четвергам.
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Впрочем, альтернатива – альбомы, посвященные проектам, на столах. Они довольно подробные, их интересно читать, там больше, чем может уместиться на планшетах, и тоже довольно много поэтичного, абстрактного, касающегося проекта косвенно, наполняя его глубиной. Исследования, ссылки, аналогии; рассказы о себе и других. Альбомы чередуются – хотя точнее сказать перемешиваются – с книжками-портфолио, рабочими дневниками, которые студенты ведут весь год: здесь рисунки, записки, иногда конспекты лекций и отзывы о них, обязательным лейтмотивом – отчет о показе и критике проекта в процессе работы. Что рекомендовали изменить в проекте, иногда почему. Все эти тексты провоцируют задержаться надолго, без них выставку можно пройти за 15 минут, но ничего особенно не понять. На прошлогодней выставке лежали подлинники дневников, здесь дневники чаще изданы, причем полиграфия разнообразная, мелованная бумага чередуется с кальками и так далее. Все это еще и энциклопедия небанальных приемов презентации, подобно макетам Петера Цумтора на биеннале – и для «бумаги», и для макетов: из глины, гипса, дерева, тонкой бумаги, проволоки… Выставлено далеко не все – где-то больше, где-то меньше, какие-то огромные макеты, надо которыми студенты работали совместно, попросту не поместились. В результате, читай – не читай, слушай – не слушай экскурсии, а впечатление остается мерцающим, не окончательным, оставляет чувство недо-понятости – ну, как почти любая хорошая поэзия. Призывает вернуться – до-понять, и можно предположить, что эффект этот неслучайный, а вполне рассчитанный и формируется, в частности, методикой.
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру

Методика школы, о чем будет больше сказано ниже в комментариях, конечно, существенно отличается от российских архитектурных школ – прежде всего ценностью «ненужных» знаний и чувств, которую прививают студентам как одно из основных качеств. Собственно эта выставка отличается от прошлогодней тем, что здесь, помимо основной артистической составляющей, более подробно – хотя, как уже было сказано, в несколько мерцающем ритме – показан процесс обучения, изложены задания и их последовательность. От стихов и объектов студенты первого курса переходят к церемониарию – аллегорическому дому, рефлексирующему повседневный ритуал. Всеобщий фаворит – длинная ступенчатая пирамида, похожая на рукав фотоаппарата XIX века, посвященная ритуалу засыпания. На четвертом, итоговом задании студенты, условно говоря, менялись личностями, и проектировали дома друг для друга, исходя из того, что узнали о товарищах, в частности, по работе над церемониарием. Все дома условно размещены в Басманном районе, а материалы макетов должны были соответствовать материалам предполагаемого дома.
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру

Заметно, что студенты первого курса здесь, до некоторой степени, главные – потому, видимо, что им предназначены вводные, «раскачивающие» сознание приемы. Это не значит, что остальным уделено меньше внимания, просто истории дальше становятся сложнее. Чего стоят, скажем, ежи и лисы третьего года бакалавриата, которые в первом семестре искали одну главную идею в Новгороде, рисуя, фотографируя и наблюдая, а затем раскрывали ее, но уже в Москве. Или гипсовый антислепок пустот города. Или реконструкция Сухаревки без башни, но с аркадой поперек улицы. Магистерская мастерская Николая Белоусова «Минимум» занималась, что неудивительно, деревом: здесь дом-печь, дом-«вчуже» на длинных ногах, привязка к урочищам. Мастерская Евгения Асса исследовала материальность как таковую – здесь появляется проект, посвященный пузырям, и рабочий макет, среди рассказов портфолио, сложенный, как из кирпичей, из собственноручно испеченных авторами хлебцев: «каждый пятый ряд тычковый». Студия Джеймса О’Брайена и Джозефа ван дер Стина была посвящена феномену жилища в городе – в ней появился проект жилищ для бездомных, встроенных в каркас ангара XIX века в районе Курского вокзала, но не заполняющих его целиком.
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Словом, проекты можно изучить и посчитать, пусть и не все, но они «утоплены» в процессе – все время сбиваешься на чтение каких-то историй, стишат, разглядывание картинок. Повсеместные надписи «спасибо, что не трогаете макеты» расставлены не зря – очень хочется потрогать, кажется даже, что тебя лишили чего-то серьезного, не позволяя к ним прикасаться. Но остаются альбомы, книжки, звуки, фактуры, тени, нарочито лепные формы, материалы – ее недаром назвали «шоу», никакая это не отчетно-перевыборная экспозиция.

Выставка продлится до 30 июля. Ниже – комментарии архитекторов и преподавателей.


zooming

Репина Евгения,
кандидат архитектуры, профессор кафедры инновационного проектирования СамГТУ

«Несколько реплик об отчетной годовой выставке марш_2018

Годовая отчетная выставка МАРШ – счастье, которое нельзя пропустить никому, особенно студентам всех художественных направлений. Впрочем, эта выставка – самостоятельное явление и без всяких образовательных контекстов. Феноменологическая школа мысли получила прекрасное воплощение в России. Это очень европейская и очень русская выставка. С одной стороны, она предъявляет сквозное качество вплоть до мельчайших деталей проектов и экспозиции и высокую степень интеллектуальности, а с другой она вся сделана из неуловимого и до боли знакомого «нашего». В эту крипту нужно приходить надолго, возможно, не раз (читать пояснительные запиcки highly recommended), и погружаться в смыслы и красоту. О чем эта архитектура? Она о тебе.

А вот студентам-архитекторам других вузов быть здесь крайне рискованно, поскольку культурный, профессиональный отрыв МАРШа настолько огромен, что кажется уже непреодолимым. Пока МАРШ неспешно, но предсказуемо расцветал, как явление в образовательном ландшафте, другие российские школы все больше деградировали в связи с большим количеством факторов (и это предмет специального анализа), и отлично, что есть зеркало. Руководству вузов и регионов стоило бы присылать делегации своих преподавателей сюда на открытые защиты, если они не хотят окончательной маргинализции архитектурных факультетов и, как следствие, среды городов. Впрочем, традиционно архитектурное образование было элитарным, поскольку помимо хорошей технической подготовки требует широкого культурного бэкграунда, способности к интеллектуальной деятельности как таковой. МАРШ возвращает профессии этот статус и правильно делает».
***


zooming

Сергей Мишин,
архитектор (по мотивам поста в ФБ):

«Несколько интенций в работах студентов МАРШ показались мне близкими и важными.
Первая – это мысль, что архитектура рассматривается более не как отдельная дисциплина, а как часть общекультурного ландшафта: поэзии, музыки, литературы, живописи, философии. Как это было в Ренессансе. И это, видимо, единственный шанс выжить для этой профессии, напитавшись соков от общего древа культуры и отдавая свои соки общему культурному организму. Такой обмен физиологическими жидкостями. Конечно, это накладывает на архитектора никчемную вроде бы обязанность быть значительно образованнее, чем сейчас. Знать что-то еще, кроме BIMа и Grasshopperа, нормативов, узлов и материалов. Нужны ненужные, лишние, посторонние знания.

Второе – чувственность. Чувственность не в смысле сексуальности, хотя и в этом смысле тоже. Чувственность – в способности реагировать, резонировать и эти свои личные резонансы анализировать и далее как-то их овеществлять. В широком смысле эта школа учит мастерству рефлексии, что бы это слово ни значило для вас. Улавливать сигналы мира, шумы и вибрации континуума. Быть ухом, нервом, иногда даже раной. Как нервом и раной может быть поэзия. Такая школа развития и настройки чувственности. Это не отменяет ни в коем случае чисто ремесленных познаний и умений, но мы же видим, как они становятся все менее и менее нужными, сейчас только полуслепой не видит отмирания архитектуры как ремесла.

Третье: осознание, что проект не конечная цель. Цель – исследование, раскопки, расчленение, пробование на зуб, на нюх, на глаз, постоянный пересмотр ранее принятого. Фиксация процесса поисков решения. Как в романе главное – не эпилог, а сам роман; в музыкальной пьесе – не каденция или кода, а сама пьеса; как в жизни главное – не ее итог, не коробочка с орденами и почетными грамотами, а сама, сука, жизнь. Так и проект – лишь завершающая часть общей композиции, куда входят и первые впечатления, и первые прикосновения, и первые наброски. И потому итоговый макет здесь сопровождают тетради и дневники исследований, то, что в обычной практике идет в корзину, здесь же этому придается чуть ли не первоочередная важность».
***


Бакалавриат 1 года
Преподаватели: Сара Леви, Анна Кипарис, Андрей Фомичев, Анна Шевченко, Артем Польский, Наталья Кузьмина, Мария Серова.
Тема: Вольная мастерская
Результатом обучения должен был стать не столько проект, сколько процесс формирования архитектуры на основе анализа повседневности, на стыке с другими дисциплинами: урбанистикой, антропологией, журналистикой. К преподаванию привлекались соответствующие специалисты.

Тема второго проекта: Объект поэтического отклика
Задача: одно из стихотворений семи современных поэтов интегрировать в объект, объект надо было найти, подобрать определенную точку в городе и прочесть стихотворение. Результатом стал видеоперформанс – ролик с исполнением стихотворения.

Тема третьего проекта: Церемониарий
Требовалось изучить и отрефлексировать повседневный ритуал, например ритуал засыпания, и найти для него архитектурную форму. Макет надо было построить из того же материала, из которого проектировался дом.

Тема четвертого проекта: 42
Здесь каждый студент стал заказчиком для своего одногруппника. Основываясь на описании ритуала своего «клиента», каждый студент создал жилой дом в Басманном районе. Магическое число 42 взято из романа Дугласа Адамса «Автостопом по галлактике».

Бакалавриат 2 года
Преподаватели: Надежда Корбут-Смирнова, Антон Петухов, Мария Куркова, Дарья Герасимова, Антон Тимофеев
Тема: Аркадия
Цель второго года обучения – работа с городской тканью. Название «Аркадия» отражает идею места, воплощающего рай, блаженство и чистоту. Несколько групп проектировали сначала места в городе, исходя из идеальных представлений, а после составления генплана каждому достался проект дома, причем его место определялось в момент работы с тканью, а функция доставалась случайным образом.

Бакалавриат 3.1
Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин
Тема: Новгород
За основу «игры» взята строка поэта Архилоха: «Лиса знает много секретов, а еж – один, но самый главный». В первом семестре студенты были «ежами» и исследовали архитеткурную деталь, отправившись в Новгород, и потом создали на ее основе свою. Во втором семестре они стали «лисами» и превратили обстоятельства в проектный инструмент.

Бакалавриат 3.2
Преподаватели: Рубен Аракелян, Евгения Бакеева
Тема: Периферии в городе
Студенты исследовали поврежденные места в городе и давали определение периферии.

Магистратура 1 весна
Преподаватели: Николай Белоусов, Светлана Васильева
Тема: Минимум
Минимум и максимум рассматривались как два профессиональных архитектурных принципа. Надо было спроектировать гостиницу на 50 человек в Асташово Костромской области, рядом с уникальным теремом ХIX века, который воплощает абсолютный максимум. По контрасту проект гостиницы должен был стать абсолютным минимумом. Каждый студент сам определял, что для него минимум, и как встроить его в среду.

Магистратура 1 осень
Преподаватели: Григорий Гурьянов, Дарья Зайцева, Денис Чистов
Тема: Ремонт ландшафта
Студия обратилась к потерянным ландшафтам, в частности к Строгинской пойме, и попыталась вернуть заброшенный ландшафт в город. Проекты студентов – попытки преодолеть отчуждение между территорией и человеком.

Магистратура 1 осень
Преподаватели: Сергей Гикало, Александр Купцов, Мария Тюльканова
Тема: Побег из города
Мастерская проектировала летнюю резиденцию МАРШ в арт-парке Никола-Ленивец. Результатом стали не только проекты каждого студента, но и тщательно продуманный сценарий существования школы.

Магистратура 1 весна
Преподаватели: Ксения Харитонова, Александр Рябский, Дарья Зайцева
Тема: Свое пространство
В первом полугодии магистранты должны были отрефлексировать свое представление о пространстве. Результатом стал «Рассказ о себе» и «Персональный архитектурный словарь» из 10-12 слов. Во втором семестре студенты делали проект для своего одногруппника, чтобы почувствовать себя одновременно автором и клиентом.

Магистратура 2.2
Преподаватели: Джеймс О'Брайен, Джозеф ван дер Стин, Михаил Микадзе, Оят Шукуров
Тема: Ontology of home
Отталкиваясь от программы реновации, студенты изучали разные места в постсоветском пространстве и пытались ответить на вопрос, какова жизнь в городе сейчас и какой будет в будущем.

Магистратура 2.2
Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Тема: Переосмысление материальности
Студенты провели исследования, которые касались физических свойств материалов, поэтики материала и выдающихся построек разных эпох, в которых роль материала особенно важна. Затем каждый выбрал материал, составил программу сооружения, типология которого соотносится с выбранным материалом, и сделал проект на основе своего авторского манифеста.

Куратор выставки – архитектор Антон Тимофеев.
Графический дизайн – Анна Хораш.
Генеральный партнер выставки – L1Group.

24 Июля 2018

Похожие статьи
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.