Конкурс, объявленный 10 июня этого года управляющей компанией «Аэропорты регионов» (входит в группу компаний «Ренова»), проводился в несколько этапов. Сначала состоялся открытый отборочный тур: участвовать в нем изъявили желание 21 архитектурное бюро, но допущены были лишь 11, из которых жюри сформировало шорт-лист из 4 компаний. Это ростовское ООО «Проектсервис», «Архитектурное бюро Асадова» и Nefa Research из Москвы, а также Twelve Architects из Лондона. Именно они и разрабатывали в течение полутора месяцев свои варианты проекта аэропортового комплекса «Южный», который предполагается построить вблизи ст. Грушевская в Аксайском районе Ростовской области. Как сообщает портал DonNews, победитель должен был определиться еще 19 сентября, однако голоса членов жюри разделились поровну между концепциями англичан и бюро Асадова, так что организаторы были вынуждены объявить дополнительный суперфинал – в течение трех недель команды-фавориты дорабатывали свои проекты и 10 октября вновь презентовали их экспертам. В итоге с небольшим перевесом победила концепция бюро Twelve Architects.
В основу проекта аэровокзального комплекса англичане положили мысль о том, что аэропорт – это не столько воздушные ворота отдельно взятого города, сколько «мост в небо», связывающий между собой самые разные города и страны. Архитектурно эта метафора воплощена с помощью многочисленных параболических арок разной высоты, переброшенных с площади перед аэропортом на летное поле. Некоторые из этих конструкций касаются земли, плавно перетекая в настоящие мосты, ведущие через декоративные водоемы перед «Южным», другие зависают на некотором расстоянии от нее, превращаясь в эффектные козырьки над главным входом. Пространство между арками архитекторы предлагают остеклить – это наполнит аэропорт дневным светом и позволит пассажирам наблюдать за взлетом и посадкой самолетов не только через окна, но и через крышу.
В проекте «Архитектурного бюро Асадова» южные небесные ворота России также нашли свое воплощение с помощью арки – пологого навеса на главном фасаде, который переходит в крытые пешеходные галереи над прилегающей площадью и центральной пешеходной аллеей, связывающие терминал с парковкой и ж/д станцией. В кровле терминала архитекторы вырезают треугольные световые фонари, и водоем перед ним также делают треугольным в плане. Таким образом они складывают две «стрелы» - небесную и земную, первая из которых указывает в направлении взлета, а вторая встречает гостей озелененным общественным пространством.
Как пояснил губернатор Ростовской области Василий Голубев, которого цитирует портал 161.ru, жюри в конечном итоге отдало предпочтение проекту Twelve Architects за его большую инновационность и выразительность, а также предусмотренную возможность расширения аэропорта в будущем.
По расчетам организаторов конкурса, доработка и согласование проекта победителя займут около года, и в уже 2014 году начнется строительство аэропорта «Южный», рассчитанного на 5 миллионов пассажиров в год. Предполагается, что со временем новый авиаузел полностью заменит существующий аэропорт Ростова-на-Дону.