English version

Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»

Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре

mainImg

Гостиница Holiday Inn – это простое здание, окрашенное в разные оттенки серого цвета, с горизонтальными ленточными окнами, маленькими металлическими балкончиками, гигантским, стеклянно-полосатым атриумом и спиралевидно изгибающейся лестницей внутри. Крупный, но крайне сдержанный образец неоконструктивизма, популярного в Москве уже достаточно давно – уже лет пять, а может быть, даже и больше. Сами лауреаты так и сказали – «момент возвращения модернизма в архитектурную жизнь города Самары», и были поддержаны вручавшим премию президентом Союза российских архитекторов Юрием Гнедовским, который сообщил, что гостиница награждена потому, что она находится в русле русского авангарда начала XX века, в котором, как это хорошо известно во всем мире, заключена настоящая специфика российской архитектуры.

Получается, что лауреат «Хрустального Дедала» 2007 года – это пример продвижения модернизма, основанного на наследии русского авангарда, в города России. В произведениях московских архитекторов он уже закрепился, а теперь начал свой путь дальше, условно говоря, в провинцию. Здесь надо заметить, что самарская архитектурная школа в те годы, которые сейчас признано считать современностью, то есть в 1990-е – 2000-е, провинциальной не была, и во многом – именно благодаря нынешним лауреатам «Зодчества» Пастушенко и Самогорову. Правда, раньше они больше были известны столице своими интерьерами, получавшими награды, в основном, в доме на Брестской – стоит вспомнить, ресторан «Белая акула», получивший гран-при интерьерного фестиваля в 2000 году или клуб «Айсберг». Кстати сказать, интерьер атриума награжденной вчера гостиницы Holiday уже получили первое место в доме на Брестской этой весной.

Дом замечательный, спокойный, сдержанный, он наследует много хорошего от русского конструктивизма, дополняя его, как и полагается в наше время, красивыми хай-тековскими деталями. И самарская архитектурная школа также вызывает уважение, как и нижегородская, один из ярких представителей которой, Евгений Пестов, был председателем той части жюри, которая судила в этом году постройки. И решение жюри представляется очень деликатным, крайне взвешенным – но все-таки каким-то очень уж политкорректным. Архитектурно-экологическим – как будто бы судили не эстетические достоинства здания (которые у него, безусловно, очень даже наличествуют), а стремились принять единственное верное решение на зыбкой почве российского зодчества, в котором до сих пор хватает разного – и вторичных фантазий а-ля Заха Хадид, и национального своеобразия в виде храмовой эклектики. В итоге решение оказалось настолько правильным, что невольно начинаешь подсчитывать в уме, сколько же различных – в том числе международных – факторов стремилось учесть уважаемое «большое жюри» конкурса, прежде чем вынести свое решение.

В этой логике очевидно участвовали: выбор приоритетного стилевого направления, а именно любимого иностранцами и продвинутыми россиянами модернизма со ссылкой на конструктивизм, плюс желание обнаружить искомый образец подальше от «больших» столиц, плюс неамбициозность, плюс стильная «интерьерная» известность авторов – в общем, решение выглядит скорее логически продуманным, чем эстетически прочувствованным – хотя повторюсь, это нисколько не принижает выбранного здания, действительно достойного всяческих похвал. Мешает только одно – этот замечательный исполненный скромного модернистского достоинства дом странно смотрится в качестве лучшей постройки страны последних трех лет (а конкурс на этот раз охватывал период 2005-2007 гг.). Грубо говоря, он хорош и очарователен и от решения жюри веет благородством, но дом не тянет на главный шедевр последних лет. А вот политкорректность жюри «Зодчества» - напротив, выстраивается в некоторую тенденцию с небольшой, но основательной историей.

В прошлом году награждали реставраторов («Дедала» дали за Александринку), в этом – последовательных неоконструктивистов-модернистов. Налицо желание найти беспроигрышный вариант – всем любезный, такой, к которому никто не придерется, просто постыдится. Политкорректный, осторожный, очень «интеллигентный». И он находится – вся беда в том, что единственное, чего не хватает – это решительности и блеска, свойственных лидерам, в том числе и архитектурным, а особенно – современным. И здесь обнаруживается противоречие. С одной стороны, вчера на церемонии награждения несколько раз прозвучала простенькая в произнесении, но не в реализации мысль – что российской архитектуре пора бы уже заткнуть за пояс мировую, и что это, дескать не за горами. А с другой стороны – корректнейший выбор жюри.

Далее назовем основных лауреатов «Зодчества». Надо сказать, что не все из них вписываются в вышеназванную тенденцию – некоторые да, некоторые нет, некоторые стремятся, но не очень получается. Выбор так или иначе объясним, но достаточно пестр. Хотя можно согласиться с мнением председателя «Большого жюри» Юрия Гнедовского, что «урожай построек» в этом году был больше – особенно по сравнению с предыдущим.

«Золото» за постройки получили: президент СМА Виктор Логвинов за административно-деловой центр в Карамышевском пр., 68 (это уже заставляет вспомнить другую, актуальную некоторое время назад тенденцию на награждениях «Зодчества») и Борис Шабунин за деловой центр на Сущевском валу.

Золотые дипломы в разделе «проекты» вручили: за проект генплана города Городец, одного из древних городов нижегородской области – причем вручая награду, председатель этой части жюри Павел Андреев прокомментировал ее так – это «единственная работа по которой не было споров в жюри». Два других золотых диплома присудили комплексу Авиации и космонавтики на Ходынском поле (Андрей Боков, Вадим Ленок и мн.др.) и – проекту застройки площади Ладожского вокзала Никиты Явейна. Последний состоит из пяти стеклянных башен, деликатно суженных кверху – по уверению авторов, этот прием должен помочь башням не испортить «кардиограмму» Петербурга; на этот счет можно было бы высказать некоторые сомнения, учитывая, что башни стеклянные, высокие (около 30 этажей) и кроме того, похожие друг на друга.

Серебряные дипломы в разделе построек достались центру «Эритаж-плаза» Сергея Киселева (о котором мы уже писали), административному зданию в Петрозаводске (Е. Фролов) – яркому, отдаленно напоминающему центр Помпиду в Париже и ГЦСИ в Москве. Третий серебряный диплом получил дом Stella Maris на Крестовском острове архитектора Евгения Герасимова, изящный стоящий рядом с водой дом, составленный из четырех повторяющихся кирпично-стеклянных блоков, кровля каждого из которых увенчана зеленовато-медным подобием паруса.

Среди проектов «серебро» получила гостиница на территории парка им. Фрунзе в Сочи мастерской Гинзбурга - прозрачное здание, состоящее из балконов и жалюзи; про него было отдельно сказано, что этот небольшой проект жюри высоко оценило. Также серебряный диплом вручили за проект реставрации Владычной палаты Новгорода и за генплан острова Песчаный Владивостокского округа, авторы которого признались, что стремятся «возродить градостроительство на далекой окраине».

Золотые дипломы в разделе «архитектурные мастерские» получили: мастерская Юрия Виссарионова, устроившая красивую черно-белую экспозицию и петербургская студия А’Лен. 

Надо сказать, что помимо «Дедала», главного приза «Зодчества», на фестивале вручается высшая награда Союза архитекторов России, медаль со смешным названием «за высокое зодческое мастерство», имени великого русского архитектора Василия Баженова. Ее получили: Андрей Боков, Михаил Крышталь и Сергей Киселев.

А еще надо сказать, что вместо бывших ранее характерным признаком фестиваля фольклорных ансамблей на церемонии выступал знаменитый выпускник МАрхИ Андрей Макаревич – и спел довольно-таки много, целый концерт.

Полный список награжденных в разделах Постройки и Проекты (включая бронзовые дипломы) можно увидеть здесь.

zooming
Гостиница Holiday Inn в Самаре. АБ В. Пастушенко и В. Самогорова. Хрустальный Дедал 2007. Благодарим дирекцию фестиваля «Зодчество» за предоставленные изображения
АБ В. Пастушенко и В. Самогорова. Хрустальный Дедал 2007. Фотография Ирины Фильченковой
zooming
Административно-деловой центр. Москва, Карамышевский проезд, вл. 68. Логвинов В.Н., Швадченко А.В., Дук В.А., Колобков С.Н., Анисяева Т.Е. инженер Марушкин Ю.С., Клочков П.Н., автор интерьеров архитектор Тасев А. НО «Архитектурный фонд», мастерская №1. Золотой диплом (постройки)
zooming
Деловой центр. Москва, «Марьина Роща», Сущевский вал. 18. Шабунин Б.А., Шестопалов С.В., Литовская М.Б., при консультации архитектора Григорьева Ю.П.,конструктор Овечкин В.Н., инженер Стелецкий А.Ю. ООО «Мастерская архитектора Б.А. Шабунина». Золотой диплом (постройки)
zooming
Проект генерального плана города Городец Нижегородской области. Архитекторы Парфенов В.М., Чупрова Ю.В., инженеры Валуйская Н.А., Лощилова Т.А. МП Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект». Золотой диплом (проекты)
zooming
Комплекс Национального музея авиации и космонавтики на Ходынском поле. Руководитель авторского коллектива Кузьмин А.В., архитекторы Боков А.В., Ленок В.Я., конструктор Гуния Т.Ш., при участии: Козоброд Е.Е., Буш М.В., Фурсов В.Н., Христолюбов И.Н., Кескевич Г.В., ГУП МНИИП «Моспроект-4». Золотой диплом (проекты)
zooming
Концепция застройки площади у Ладожского вокзала в городе Санкт-Петербург автор проекта Явейн Н.И., главный архитектор проекта Зенкевич В.А., архитекторы Архипова Н.Н., Ашметьев Ю.Н., Медведев А.В. ЗАО «Архитектурная мастерская «Студия 44» (Санкт-Петербург). Золотой диплом (проекты)
Андрей Боков - лауреат медали САР. Фотография Ирины Фильченковой
Михаил Крышталь – лауреат медали САР". Фотография Ирины Фильченковой
Сергей Киселев – лауреат медали САР". Фотография Ирины Фильченковой
Выступление Андрея Макаревича на церемонии закрытия «Зодчества». Фотография Ирины Фильченковой

22 Октября 2007

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Пресса: Современная петербургская архитектура стала искусством
Проекты, участвовавшие в конкурсе «Охта центра», стадион на Крестовском, конгресс-центр в Стрельне, новый аэропорт «Пулково» и другие последние архитектурные городские разработки встречают людей, пришедших на выставку современного искусства «Петербург- 2007». Ежегодно она собирает новые произведения петербургских художников уже 15 лет, но впервые среди картин, фотографий и всевозможных арт-объектов появились архитектурные проекты. Публике понравилось — архитектурная секция вызывает чуть ли не самый большой интерес в арт-пространстве
Пресса: Количественные отложения налицо. С фестиваля "Зодчество-2007"
В преддверии часа Х – 1 января 2008 и 2010 гг. – обеспеченность схемами территориального планирования и генпланами городов и муниципальных образований стала предметом соперничества регионов между собой. Граддокументация проникла даже в раздел «Проекты», составив вкупе с градостроительными концепциями кварталов, районов и целых поселений не менее четверти от общего числа выставленных работ. В разделе мастерских заметно прибавилось организаций градостроительного профиля.
Пресса: Губернаторы и генпланы. Регионы и города России на...
Региональную часть фестивальной экспозиции интересно рассматривать в трех аспектах: как соотносятся представленные территории с выборкой «АВ», также посвятившего в 2007 г. регионам «далеко от Москвы» значительную часть своей площади; какие именно регионы демонстрируют на «Зодчестве» свои достижения; и что же собственно здесь показывается.
Дедал – в Самару. Лауреаты «Зодчества»
Вечером 21 октября были объявлены лауреаты конкурсов фестиваля «Зодчество-2007». Главный приз получила архитектурная мастерская Валентина Пастушенко и Виталия Самогорова за здание гостиницы Holiday Inn в Самаре
Пресса: С намеком. Вручена национальная архитектурная премия...
В Москве закончился 15 международный фестиваль архитектуры «Зодчество». Апофеозом этого масштабного действа, проходившего в Манеже, стала церемония награждения национальной архитектурной премией «Хрустальный Дедал». Его обладателем стали архитекторы Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко из самарского архитектурное бюро «Самогоров и Пастушенко» за самарскую же гостиницу Holiday Inn. Предсказывать результаты «Хрустального Дедала» - дело абсолютно бесперспективное, приз могут дать кому угодно - от коллектива за абстрактную «совокупность» заслуг до проекта или реализации. В прошлом году «Хрустальный Дедал» вручили реставраторам за Александринский театра в Петербурге, в позапрошлом - Михаилу Хазанову за здание государствееного центра современного искусства, а в 2002 и вовсе - коллективу компании «Югакадемцентр»
Пресса: Олимпийское беспокойство на фестивале "Зодчество"
Вчера в московском Манеже открылся очередной фестиваль "Зодчество". Он проходит уже в пятнадцатый раз, но юбилейные настроения в экспозиции "Зодчества" не очень заметны. В сущности, главное событие теперешнего "Зодчества" пройдет только через семь лет: именно предстоящая Олимпиада в Сочи выглядит главной темой фестиваля
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».