Пристроить к музейному комплексу еще одно здание было невозможно: расположенный в центре Базеля, он зажат плотным кольцом таких же ценных историко-культурных объектов. И тогда архитекторы нашли поистине соломоново решение: пожертвовав кровлей музея, которую тот приобрел в ходе реконструкции 1917-го, они надстроили здание дополнительным этажом и накрыли его кровлей необычной конструкции. Образованная несколькими складками разной конфигурации (здесь варьируются не только ширина, но и глубина получившихся «коньков»), она облицована зеленовато-черной керамической плиткой.
Каждая плитка имеет форму шестигранника и отполирована до блеска, что придает всей конструкции чрезвычайно выразительную «чешуйчатую» фактуру. Этот эффект многократно усилен с помощью неравномерной кладки: некоторые плитки утоплены глубже остальных. Благодаря и получившейся фактуре, и цвету материала, и самому своему силуэту, кровля как нельзя лучше вписалась в панораму средневекового города – с одной стороны, надстройка ведет диалог с черепичными крышами домов и шпилями соборов, с другой, очевидно подчеркивает свое современное происхождение. Еще один интересный эффект заключается в том, что даже в самый пасмурный день новое завершение музейного здания смотрится очень ярко, так как многочисленные грани преломляют и отражают свет.
Вход с новое выставочное пространство по предложению архитекторов организован через бывший задний двор музейного комплекса – из служебного пространства сугубо хозяйственного назначения он превращен в уютную общественную зону с мощением и вьющимися растениями, свисающими с маслянисто-черной кровли.
А. М.