Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.12.2011

Головной убор для музея

Объект:
Базельский музей культур
Адрес:
Швейцария, None, Базель.
Мастерская:
Herzog & de Meuron

Одной из заметных премьер в архитектуре Швейцарии в 2011 году стало открытие Базельского музея культур, здание которого было реконструировано по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона.

Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Открытый в 1849 году, Базельский музей культур – одно из самых известных и, если можно так сказать, состоятельных учреждений культуры этого города. Коллекция музея насчитывает более 300 тысяч экспонатов и ежегодно пополняется на щедрые пожертвования частных лиц и организаций. Столь интенсивный прирост коллекции уже не раз ставил вопрос о расширении музейных владений: первая реконструкция была проведена еще в 1917 году, вторая – в 2001-м, но к концу первого десятилетия XXI века учреждению культуры вновь понадобились дополнительные пространства. Для решения этой проблемы и был приглашен едва ли не самый известный архитектурный дуэт Швейцарии – Жак Херцог и Пьер де Мерон.
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel

Пристроить к музейному комплексу еще одно здание было невозможно: расположенный в центре Базеля, он зажат плотным кольцом таких же ценных историко-культурных объектов. И тогда архитекторы нашли поистине соломоново решение: пожертвовав кровлей музея, которую тот приобрел в ходе реконструкции 1917-го, они надстроили здание дополнительным этажом и накрыли его кровлей необычной конструкции. Образованная несколькими складками разной конфигурации (здесь варьируются не только ширина, но и глубина получившихся «коньков»), она облицована зеленовато-черной керамической плиткой.
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel

Каждая плитка имеет форму шестигранника и отполирована до блеска, что придает всей конструкции чрезвычайно выразительную «чешуйчатую» фактуру. Этот эффект многократно усилен с помощью неравномерной кладки: некоторые плитки утоплены глубже остальных. Благодаря и получившейся фактуре, и цвету материала, и самому своему силуэту, кровля как нельзя лучше вписалась в панораму средневекового города – с одной стороны, надстройка ведет диалог с черепичными крышами домов и шпилями соборов, с другой, очевидно подчеркивает свое современное происхождение. Еще один интересный эффект заключается в том, что даже в самый пасмурный день новое завершение музейного здания смотрится очень ярко, так как многочисленные грани преломляют и отражают свет.
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel

Вход с новое выставочное пространство по предложению архитекторов организован через бывший задний двор музейного комплекса – из служебного пространства сугубо хозяйственного назначения он превращен в уютную общественную зону с мощением и вьющимися растениями, свисающими с маслянисто-черной кровли.

А. М.
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel
Базельский музей культур. Фото: Museum der Kulturen Basel