Гданьск выбрал проект Музея Второй мировой войны

В ушедшем году в Гданьске прошел конкурс на проект здания Музея Второй мировой войны, в котором победил вариант польской мастерской Kwadrat.

Автор текста:
Маргарита Чубукова

mainImg
Музей появится на улице Валовой, у канала Радуни – в живописном и малолюдном уголке Старого города. Это место крайне значимо как для польской, так и для европейской истории. Рядом с довоенного времени, когда Гданьск носил имя «Вольного города Данцига» и был нейтральной территорией под управлением Лиги Наций, находится Польское почтовое отделение. В межвоенный период оно было одним из двух государственных польских учреждений в пределах города (вторым был Военно-транзитный склад на полуострове Вестерплатте). Поэтому 1 сентября 1939, в первый день Второй мировой войны, почтамт стал для фашистских войск одной из главных целей, и, несмотря на героическое сопротивление сотрудников почты (часть из них погибла в бою или же позже скончалась от ран, остальные были казнены нацистами), был ими захвачен. Сейчас в здании, наряду с почтовым отделением, находится музей, а расположенная рядом площадь носит имя Защитников Польского почтамта. Музей Второй мировой войны, который планируется открыть в 2014, в год 75-летия со дня ее начала, дополнит это памятное место.
zooming
Проект бюро «Kwadrat» - 1-е место
zooming
Проект бюро «Kwadrat» - 1-е место


Решение о том, какой проект музея достоин реализации, принимали председатель жюри, вице-мэр Гданьска Веслав Белявский, польские архитекторы Гжегож Бучек, Веслав Чабаньский и Веслав Грушковский, представители международной архитектурной общественности Даниэль Либескинд, Ханс Штиман и Джордж Фергюсон, а также историк Войцех Дуда, директор Музея Лондона, британец польского происхождения Джек Ломан и дизайнер Анджей Понговский. Члены жюри рассмотрели в общей сложности 240 проектов из 33 стран.
zooming
Проект бюро «Kwadrat» - 1-е место


Премиями было отмечено семь участников, которые разделили призовой фонд в 200 тыс. евро. Три главных призовых места заняли бюро Kwadrat (его проект будет реализован), польская мастерская Piotr Płaskowicki & partnerzy и греческие архитекторы Betaplan, соответственно. Также денежные премии получили болгарское, турецкое и два польских бюро.
zooming
Проект бюро «Piotr Plaskowicki & partnerzy» - 2-е место


На официальном сайте будущего музея весной 2010 было размещено обращение Дональда Туска к архитекторам-конкурсантам. Премьер-министр Польши предположил, что «концепция музея и его дальнейшее развитие во многом будут зависеть от архитектурной формы». Так и получилось: Яцеку Дрощу, главе студии Kwadrat, действительно, удалось частично предопределить в своей работе решение музейной экспозиции. В своем интервью польской газете Gazeta Wyborcza Trojmiasto он рассказал о символике своего варианта музея: будущие посетители будут осматривать экспозицию, начиная с подземной части («это как будто ад, порожденный войной») и заканчивая башней с видом на панораму обновленного города Гданьска. Время и пространство здесь – основополагающие категории. Страшное путешествие во времени начинается в подземелье; посетитель музея возвращается в современность, только поднявшись до уровня земли. Башня, завершающая экспозицию, символизирует будущее, приходящее на смену прошлому и настоящему.
zooming
Проект бюро «Piotr Plaskowicki & partnerzy» - 2-е место


Жюри отметило, что здание, спроектированное студией Kwadrat, заставляет посетителя прочувствовать весь ужас войны, но, в то же время, не отнимает у него надежду на будущее. Сложная тема, по мнению экспертов, раскрыта верно. Значение здания повышено благодаря его многофункциональности; так, башня музея – вполне конструктивное изобретение: она станет замечательной смотровой площадкой. Пространство музея создано не только для того, чтобы рассказывать о прошлом, но и, в равной мере, стать местом досуга жителей и гостей современного Гданьска.
zooming
Проект бюро «Piotr Plaskowicki & partnerzy» - 2-е место


Интересно отметить, что сам факт строительства музея первоначально расценивался неоднозначно. Например, представитель региональной охраны памятников, Мариан Квапиньский, высказывал опасения по поводу защиты исторической зоны города, однако удачный проект смог развеять все сомнения.
zooming
Проект мастерской «Betaplan» - 3-е место


Архитекторы бюро Piotr Plaskowicki & partnerzy, занявшего второе место, заявили, что их музей – скорее, «анти-здание». Согласно их проекту, на берегу канала расположилась массивная насыщенно-рыжая стена с острыми зубцами наверху, рядом – контрастирующий с ней павильон-параллелепипед. Эти два элемента отделены друг от друга крытым пространством – пешеходным проходом. Этот проект не менее символичен, чем занявший первое место. Жюри увидело в нем перекличку исторических периодов – военного и современного, историю о разрушении и возрождении.
zooming
Проект мастерской «Betaplan» - 3-е место


В основе идеи мастерской Betaplan – прямоугольник, разделенный на несколько фрагментов. Из них составили новую фигуру, расположив части первоначального прямоугольника в произвольном порядке на расстоянии друг от друга. Получились корпуса, соединенные общим перекрытием, образующим платформу: на нее смогут подниматься посетители. Музей греческого бюро был высоко оценен жюри за то, что его авторам удалось «почувствовать» Гданьск и удачно вписать постройку в городской пейзаж. Но этого оказалось недостаточным, так как этот вариант достиг лишь городского масштаба, а организаторы хотят сделать будущий музей по-настоящему национальным и даже общеевропейский учреждением.

Как сообщает Gazeta Wyborcza Trojmiasto, 4 января 2011 было принято постановление о финансировании проекта Музея Второй мировой войны. На его строительство и обустройство будет потрачено 358 млн. злотых (около 120 млн. долларов). Сегодня музей расценивается как приоритетная постройка: это значит, что даже в непростое послекризисное время ему будет уделяться первостепенное внимание, так как музей, посвященный войне, будет всё-таки ассоциироваться с преодолением препятствий любым путем и возрождением.

19 Января 2011

Автор текста:

Маргарита Чубукова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.