Среди знаменитых построек архитектора – аэропорт "Руасси – Шарль де Голль", Большая арка в парижском районе Дефанс, лыжный трамплин в Куршевеле, французский терминал туннеля под Ла-Маншем. Кроме этого, Андрё показал еще около дюжины своих аэропортов, построенных в самых разных частях света – в Аду-Дабе, Джакарте, Гваделупе, Каире, Бордо, Ницце, Сантьяго-де-Чили и др. Однако самым известным его аэропортом, помимо уже названного аэровокзала Шарль де Голль, является аэропорт в Хансае, который построил другой, не менее знаменитый французский архитектор Ренцо Пиано по проектам Поля Андрё. На примере этих сооружений архитектор объяснил, что всегда хотел создавать так называемую "интеллектуальную архитектуру", соединяющую в себе артистический жест и умение работать с высокими технологиями. Для Андрё, по его собственным словам, приоритетом всегда были и остаются поиски адекватных формальных средств для воплощения концептуального замысла, каждый раз – не повторяя предыдущие решения.
Все здания Андрё тяготеют к тому, чтобы быть наполнены пространством и светом, однако особое внимание архитектор уделяет качеству света, создавая в своих интерьерах особенную свето-воздушную среду, с видами на окружающее пространство, как правило – на нетронутую природу, или же на умело созданное подобие этой дикой природы. Достичь обилия и концентрации света удается засчет использования особых плоских металлических элементов конструкции, которые архитектор, по его собственным словам, почерпнул из русского конструктивизма.
Как всякий модернист, архитектор уделяет большое внимание изобретению сложных систем организации движения людей по коридорам – "внутренним дорогам", которые обязательно пересекаются в центральном пространстве. "Они собираются воедино, но при этом каждый не теряет своей непохожести на других", говорит архитектор. Толпа людей для Поля Андрё также является важным элементом здания. Он старается по возможности еще на стадии проектирования учитывать движение людских масс как хаотичных цветовых пятен. Для Поля Андрё очень важна многофункциональность. Жизнь в созданном им здании должна кипеть.
Здания Андрё вполне современны, а значит, чаще они напоминают лепестки цветка, или же разлетающиеся брызги капель. В любом случае, это всегда что-то округлое и органическое. При этом он не слишком увлекается компьютерным проектированием и моделированием, полагая, что архитектор – это в первую очередь человек, с его мыслями и переживаниями, а не вычислительная машина.
Вообще, проблема соотношения природного и искусственного, ландшафта и архитектуры является одной из ключевых для Поля Андрё, и решается она по-разному. Хорошая архитектура, по словам архитектора, никогда не будет доминировать над окружающей его природной средой – скорее, оно повторит ритм холмов, гор, и т.д. Кроме того, высокотехнологичные стеклянные стены и кровля всегда имеют такую систему подсветки, которая позволяет одновременно и выделить здание, особенно ночью, и в то же время наиболее мягко вписать его в окружающий контекст, благодаря чему архитектура как бы дышит, постоянно изменяется. Во всех сооружениях Поля Андрё появляются сады, искусственные водоемы и дороги – либо стеклянные коридоры под водой, либо же пассажи по типу мостов над водоемами. Все эти сложности архитектор выстраивает с помощью металлических конструкций, облицованных стеклом, хотя в ранние годы, когда он только начинал работать, а было это сорок лет назад, Поль Андрё использовал в основном бетон.
Особое внимание архитектор уделил рассказу о своем Морском музее в Осаке. Он представляет собой огромный полусферический стеклянный купол, стоящий прямо на воде и накрывающий внутренние помещения музея, выполненные в виде реконструкции старинного японского корабля эпохи Эдо. Для архитектора это символ взаимодействия старого и нового, традиций и технологий – процесса, в котором сам архитектор стремится соблюсти золотую середину.
Что касается театров, Поль Андрё остановился на 2 своих проектах. Первый – это т.н. "музыкальный ансамбль" в г. Пудон около Шанхая. Здесь архитектор обратил внимание на особое строение стен. В их отделке использовались разноцветные керамические пластины овальной формы, выполненные вручную. Для архитектора было особенно важно подчеркнуть свое понимание керамики как вполне современного материала. "Керамика – это часть культуры, часть истории Китая, и я не вижу никаких причин, чтобы останавливать историю", сказал Андрё. В результате мы видим одновременно и высокотехнологичное сооружение, и – абсолютно китайское, при том, что напрямую ничего китайское не копируется.
Главным проектом, представленным Полем Андрё, стал Большой Национальный Оперный Театр в Пекине. "Я всегда избегал замыкаться в рамках одного стиля или одной точки зрения: каждый проект требует особого подхода, особого поиска. В этом смысле Пекинская опера открывает для меня новые горизонты", сказал архитектор.
Здание, задуманное еще в 1999 г., было окончательно завершено только к 2006 г. Находясь рядом с Запретным городом, площадью Тянь Инь Мынь и Национальным собранием, театр вписан в основные линии движения города. Однако при подобных сдерживающих факторах, концепция архитектора все же заключается в свободе внешних форм. Не повторяя никаких формальных элементов Национального собрания, непосредственно рядом с которым он и стоит, театр является олицетворением идеи Андрё о "равноправном диалоге эпох". "Нужно уважать, но не уступать", говорит архитектор. Огромный купол Национального театра с одной стороны, воспринимается абсолютно ненавязчиво, но вместе с тем, гармонирует со старыми зданиями.
Театральный комплекс овальных очертаний стоит, как всегда у Андрё, в окружении озёр и парков. Проект не навязывает себя, являясь частью природно-исторического окружения, как бы прячется за деревьями и водой.
Внутри расположены три зала – оперный зал на 2300 мест, что является на сегодняшний день максимально возможным количеством слушателей. "Главным в зале, на мой взгляд, является, в первую очередь, акустика, а во-вторых – создание общей дружелюбной и располагающей атмосферы. Все остальное, по сути, не имеет никакого значения", говорит Поль Андрё.
Слева от оперного зала располагается аудитория на 2000 человек, а справа – театр на 1500 зрителей. Все это огромное пространство перекрыто единым куполом без опор. Это многофункциональный комплекс. Помимо того, что все эти три зала могут работать единовременно, они также окружены пространством, которое используется для проведения выставок, встреч, и т.д. Однако при этом архитектор подчеркнул, что здание имеет не коммерческий характер, а играет исключительно культурную роль.
Кроме того, Андрё отметил значимость сосуществования в этом комплексе современных технологий, например, лазерных – и традиционных китайских техник работы с лаком и шелком. Только в условиях подобного синтеза и может существовать современная архитектура, резюмировал Андрё. "Современная архитектура должна в первую очередь заботиться о том, чтобы укорениться в данной конкретной местности, а не слепо копировать национальные традиции. Архитектор должен существовать в режиме постоянного диалога и обмена. В этом, на мой взгляд, залог успеха".
Анастасия Сырова, Архи.ру