Приводненная архитектура

В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.

mainImg

Конкурс «Москва-река в Москве» стартовал в апреле. К участию пригласили одиннадцать известных архитектурных мастерских и попросили их сделать «эскизное решение инновационных объектов на воде». В конце прошедшей недели состоялась выставка представленных на конкурс работ (18-22 июня), а 19 июня жюри объявило о своем решении. Одиннадцать участников представили не одиннадцать проектов, как можно было предположить, а в три раза больше – целых тридцать пять. Жюри, в свою очередь, присудило три главные премии и еще семь поощрительных, в общей сложности десять. Так что никто не ушел обиженным. Ну, почти.

Выставка конкурсных работ в Манеже была организована одновременно для зрителей и для жюри. Поэтому планшеты были подписаны не именами участников и названиями мастерских, а номерами – чтобы продемонстрировать беспристрастность судей. Впрочем, номера стали преградой в основном для безыскусных зрителей – члены жюри на пресс-конференции признались, что авторский почерк во многих случаях был узнаваем, и для них не составило труда догадаться, кто есть кто. Надо, правда, признать, что этакая игра в «угадайку» разнообразит жизнь уважаемых экспертов – помимо судейства, можно развлечься опознаванием творческих почерков. Можно делать ставки, кто больше угадал участников; даже интересно, у кого из членов жюри был бы лучший результат. Впрочем, система судейства по номерам считается международно признанным орудием справедливости, ее активно начали использовать у нас несколько лет назад – одним из самых  громких примеров был конкурс по Стрельне. Для зрителей же – на следующий день после объявления результатов все имена подписали к планшетам синей ручкой.

Итак, первое место и всеобщее признание на этот раз досталось «Моспроекту-4» и Дмитрию Бушу за проект «Свободное пространство». Александр Кудрявцев признал его «удивительной авторской находкой». А Виктор Логвинов, объявляя победителя, сказал, что выбрали его «за простоту идеи, которая лежала на поверхности, но не была замечена другими участниками».

Действительно, там, где все остальные придумывали разное наполнение, Дмитрий Буш предпринял обратный ход – сделал площадку, которую можно заполнять чем угодно. Немного напоминает горшочек Винни-Пуха, не правда ли?
В основе проекта – положенная на воду Москвы-реки прямоугольная платформа с ночной подсветкой. Делать, на ней, как было сказано, можно что угодно – разбить газон, задать концерт, зимой залить каток. На каток, правда, похоже больше всего и по размеру получается особенно органично – небольшой такой стадиончик. Учитывая, что Дмитрий Буш славится именно замечательными стадионами (которые он проектирует и строит как правило в соавторстве с членом жюри и директором «Моспроекта-4» Андреем Боковым), то можно подумать, что и здесь архитектор сумел перенести кусочек стадиона, как просили, на реку. Ну а зная, как москвичи любят кататься на коньках – просто обожают, достаточно посмотреть на очереди в разных Мега- и прочих комплексах – то и отбоя от такого развлечения зимой не будет. Сама по себе идея покататься не где-нибудь, а прямо на Москве-реке – многих приведет в восторг.

Второе место досталось Тотану Кузембаеву за проект «Разрез Москвы-реки». Это плавучая лаборатория для исследования воды, флоры и фауны реки. В зависимости от степени загрязнения медийный фасад лаборатории меняет свой цвет от красного до зеленого, информируя жителей столицы о состоянии реки. В мировой архитектурной практике такое решение называется «архитектурой реакции», и на Западе существует несколько похожих по замыслу  проектов, воплощенных в городе и оповещающих жителей, например, о плотности движения на мосту.

Третью премию присудили «Плав-клубу» на Лужнецкой набережной» мастерской А.Асадова. Эта мастерская представила на конкурс целых четыре проекта, связанных между собой, в том числе плавучий бульвар вдоль реки, «Плав-бульвар». «Клуб» – это составная часть «бульвара»; он перекрыт волнообразной крышей ярко-зеленого цвета. Во впадинах и на возвышениях волнистой поверхности задуманы амфитеатр, кафе, галерея, сувенирные лавки.

Работы, получившие семь поощрительных премий, жюри определило как «проекты, рекомендуемые для реализации». По мнению судей, их объединяет отчетливое понимание функции и стремление решить вполне определенные городские проблемы. Две мастерские получили одновременно и две «главные» премии и еще по одной поощрительной, став, таким образом, фаворитами жюри: это «Моспроект-4» и бюро Тотана Кузембаева.

1.
«Моспроект-4» поощрили за гостиницу на 40 мест, которую жюри ласково поименовало «Зеленой гостиницей» за фасад. Это овальное здание на воде, обнесенное сеткой, по которой стелется «живая стена» из вьющихся растений.

2.
Еще одна отличившаяся работа «Моспроекта-4» – открытый всесезонный бассейн. Название само по себе говорящее – какая еще мастерская могла предложить столько вариантов спортивного использования реки? Всем остальным бы только клубы, бары да дискотеки, а тут – здоровый образ жизни в различных проявлениях. Проект, впрочем, красивый: овальная чаша приподнята над рекой, внутри стадион, а по краям – стена воды. Бассейн-фонтан чем-то похож на гостиницу от того же «Моспроекта-4», только один окружен растениями, другой водой.

3
Поощренный проект Тотана Кузембаева – пристань-галерея «Призрак». Роль призраков в нем играют перегородки, они расположены к набережной торцами, поэтому при фронтальном взгляде «исчезают», а если посмотреть сбоку появляются. Изменчивость форм перекликается с изменчивостью функции в зависимости от времени суток. Днем это пристань, к которой пришвартовываются корабли, ночью – галерея медийного искусства. По словам архитекторов, это позволит более эффективно использовать объект в любое время суток.

4.
Проект Александра Бродского выдает стиль автора – «Пивной зал с трибуной» перед Белым домом. Трибуна, пляж, смотровая площадка, все на Краснопресненской набережной. Под трибуной пивной зал на 300 мест. Вспоминается, как люди в 1993-м ходили на Новоарбатский мост с биноклями смотреть на штурм Белого дома. Бродский придумал для такого случая все необходимое – где посидеть и что выпить, но только трибуны обращены от Дома правительства в обратную сторону – на Дорогомиловку. Можно смотреть на проезжающие правительственные кортежи и на гостиницу «Украина», например.

5.
Михаил Хазанов предложил «Балаганчик»: яркие цветные шатры, шапито, тенты, все это на воде. По мнению автора яркие пятна могут изменить к лучшему серый невзрачный вид таких набережных, как например Бережковская.

6.
«Универсальная серийная баржа» мастерской Сергея Киселева – многофункциональный архитектурно-судостроительный объект, состоящий из подвижных и стационарных элементов. По замыслу архитекторов, плавающие платформы различного назначения (подвижные элементы) пришвартовываются к причалам (стационарным элементам). Такое решение создает систему взаимосвязанных объектов, которые могут либо стоять, либо двигаться и выполнять всевозможные функции. Чем-то похоже на проект-победитель – тоже множество функций на выбор, плюс модульность.

7.
«Проект Меганом» предложил набор из тридцати элементов, основу которых составляет прямоугольная платформа. Вариантов использования такой платформы – опять же – может быть бесконечно много: парк, гостиница, выставочное пространство, бассейн, баня. Можно сказать, что этот набор элементов стал собирательным образом всех остальных проектов, представленных на конкурс.

Как видим, идеи в чем-то похожи и повторяются. Основные темы: многофункциональная платформа, одна или несколько, их устанавливают на воде и используют по разным назначениям днем и ночью, зимой и летом и в принципе – на усмотрение того, кто использует. На этой идее построен проект-победитель от «Моспроекта-4», получивший за нее определение «уникального». Однако похожий принцип эксплуатируют (правда, не вынося его в название) также работы мастерской Сергея Киселева и «Меганома»; к ним примыкает «Балаганчик» Хазанова и «Призрак» Кузембаева. В таком соседстве победивший проект кажется не таким уж универсальным и не сильно отличающимся от других – у него как минимум четыре товарища. Идея создать некую площадку, которую можно использовать как хочется – кажется, вообще говоря, одной из самых очевидных.

Хотя надо заметить, что Москва город большой, и в ней отчаянно много пустых пространств, которые сложно застроить по причине беспорядочных коммуникаций под ними. На московских пустырях можно было бы сделать множество катков и общественных пространств – город не обладает той скученностью, которая по-настоящему заставляла бы строить на реке дополнительные площадки – мест, которые можно заполнить любой общественной функцией без строительства, здесь еще предостаточно. Даже без пустырей – в Москве масса неосвоенных, недоокультуренных общественных пространств – слишком много, чтобы отвоевывать для них место на реке. Так что площадки универсального назначения на воде это скорее аттракционы – ну и ответ на конкурсное задание заодно. Хотите проект на воде – вот, пожалуйста, вам горшок пустой, он предмет простой – в него можно положить что угодно.

Любопытно, что в смысле освоения водного пространства все авторы едины – предлагают то плот, то дебаркадер, то здание-пирс над водой. Никто не предложил чего-то радикально другого – ни переделки набережной, ни моста, ни, скажем, острова. Конкурсные проекты не стали полноценным ответом и на разговоры круглого стола о выключенности Москвы-реки из города. Это скорее здания-корабли и здания-пирсы, то есть в данном случае не река открывается городу, а город перемещается на речную поверхность. Но если заказчик – ассоциация судостроителей, то вполне логично, что будут проектировать дома на воде. Вероятно, поэтому обсуждение результатов конкурса в прессе пошло по одному пути – все говорят о дебаркадерах – с существующими плавучими ресторанами московские власти то ли борются (по последним заявлениям), то ли нет – судя по тому, что они имеют отношение к конкурсу проектов, который предлагает, по сути, похожие вещи, только более развитые, сложные и дорогие.

Также занятна практика подачи нескольких проектов от одной мастерской-участника. Конкурс был закрытым, т.е. участников приглашали, но количества работ по-видимому никто не регламентировал. Или наоборот, попросили побольше. В итоге из 11 участников каждый в среднем сделал по три (а то и четыре-пять) проектов. А жюри отметило семь мастерских, причем одну дважды, другую трижды. Впору открывать счет: две премии, три премии… И анализировать итоги алгебраически, например, три награды из десяти – хороший результат.

Еще более интересна структура конкурса. Ц:СА его организовал, заказчиком выступила Национальная Ассоциация судовладельцев (что вполне логично – отсюда и проекты на воде, а не рядом). Московское отделение Международной академии архитектуры (МААМ) – «инициировало» (или даже выступило куратором, тут источники противоречат). СМА и Союз архитекторов России – поддержали, а Общественный совет при мэре Москвы (это самое интересное) – утвердил. Участие мэрии и Москомархитектуры далее предполагается таким: все конкурсные проекты пройдут регламент, что, по-видимому, должно стать шагом к их вероятной когда-нибудь реализации.

Так что состав причастных к устройству конкурса можно определить как смешанный: ассоциация судовладельцев, архитектурные союзы, мэрия. Состав участников тоже смешанный: от Бродского до ГИПРОНИИ РАН и даже Шиморского судоремонтного завода. Правда, руководитель ГИПРОНИИ Юрий Платонов в какой-то момент вышел из жюри (вначале был, потом перестал упоминаться), ну так институту ничего и не присудили. Проект Бродского в виде трибуны перед Белым домом тоже вряд ли построят – но он украсил общий состав, определенно.

Мы как-то за последние двадцать лет привыкли, что архитекторы делятся на подгруппы по интересам: одни выставляются на Арх-Москве, другие на Зодчестве или Золотом Сечении; одни участвуют в «бумажных» конкурсах идей и выставках объектов. другие – в заседаниях, третьи – погружены в коммерческую практику. Разумеется, никогда не было между этими группами четких границ, но несложно заметить, что в последнее время все как-то пришло в движение и стало смешиваться. Хорошо ли это – сложно сказать, но может быть, смешанный состав устроителей и участников обеспечит реализацию результата? Хотя пока что конкурс выглядит больше концептуальным – нацеленным на актуализацию проблемы реки в городе и на разговоры об этой проблеме, а в осуществление проектов как-то не очень верится.

Но может быть, мы окажемся неправы и через пару лет по Москве-реке поплывет экологический теплоходик, лаская глаз миганием красного фонаря, обозначающего уровень загрязнения воды.

zooming
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Фотография Анны Герасименко
zooming
Фотография - Ц:СА
zooming
Директор Ц:СА Ирина Коробьина на пресс-конференции по объявлению результатов конкурса. Фотография - Ц:СА
zooming
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Фотография Анны Герасименко
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
«Разрез Москвы-реки» – вторая премия. Мастерская Тотана Кузембаева. Изображение предоставлено Ц:СА
«Плав-клуб» – третья премия. Мастерская А.Асадова. Изображение предоставлено Ц:СА
Набор элементов. Проект Меганом. Изображение предоставлено Ц:СА
Гостиница на 40 мест. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
«Балаганчик». ЗАО «Курортпроект». Фотография Анны Герасименко
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 1. Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 2. Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 3. Изображение предоставлено авторами
Пивной зал с трибуной. Бюро «Александр Бродский». Изображение предоставлено Ц:СА
Открытый всесезонный бассейн. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
Пристань-галерея «Призрак». Мастерская Тотана Кузембаева. Изображение предоставлено Ц:СА

24 Июня 2009

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Пресса: Играющий судья
Продолжение публикации интервью с экспертом номинации «Архитектура и дизайн» конкурса «Полигон для творчества 2010» Андреем Асадовым.
Пресса: Водно-строительная жажда. Каменные парапеты набережных...
«Москва-река давно невидима глазам реальных жителей нашего города, а главное – она потеряна «бескультурным слоем» ее эксплуатации, – сказал президент московского отделения Международной академии архитектуры Юрий Платонов. Он был инициатором конкурса архитектурных объектов на воде «Москва-река в Москве» и предложил освоить столичную водную гладь по-своему.
Пресса: Москва-река превратится в стройплощадку?
На прошлой неделе в столице были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река в Москве»*. Его главной задачей было показать, что набережные и сама река Москва могут быть использованы иначе, чем сейчас, когда вдоль реки расположены автодороги, в лучшем случае небольшие прогулочные зоны, а по воде ходят несколько прогулочных катеров.
Пресса: Выходили на берег
На прошлой неделе были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА. Конкурс проводился по просьбе Национальной ассоциации судовладельцев. Приглашены к участию были мастерская А. Асадова, Александр Бродский, Алексей Бавыкин, ЗАО «Курортпроект» (М. Д.Хазанов), Проект Меганом (Ю.Э.Григорян), архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры», Тотан Кузембаев и др.
Пресса: Москва-река в интерьере города
Москва-река считается одной из самых чистых водных артерий, протекающих в границах европейских столиц, однако состояние ее вод особого оптимизма не внушает. Решиться искупаться в черте города в Москве-реке можно лишь от отчаяния, а выловленную в ее водах рыбу, говорят, не едят даже кошки.
Пресса: Руби концы! Дефицит земли заставляет Москву спуститься...
На днях в столице подвели итоги беспрецедентного конкурса - впервые архитекторы придумывали, что можно построить не на суше, а на поверхности Москвы-реки. Что это означает? Строители ищут антикризисные варианты? Мэр Москвы сложил оружие в многолетней войне с дебаркадерами? Или владельцы ненавидимых городскими властями плавсредств хотят напомнить о себе?
Пресса: Против течения. Архитекторы задумались, как спасти...
Завершился конкурс «Москва-река в Москве», на который было представлено 35 проектов по улучшению пространства и берегов основной водной артерии столицы. Главной заботой почти всех архитекторов стало возвращение Москвы-реки жителям города. Не исключено, что года через два-три главной строительной площадкой станут водная поверхность и берега реки.
Приводненная архитектура
В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.
Пресса: Бульварное кольцо уйдет на воду. Архитекторы представили...
Набережные Москвы-реки далеки от идеалов благоустроенного города. Потоки машин отпугивают пешеходов. О многочисленных кафешках, магазинчиках и т.д., расположенных рядом с водой, остается только мечтать. Для души есть лишь рестораны-дебаркадеры. Да и с теми городские власти воюют.
Пресса: Москву-реку виртуально обустроили
Плавучий пляж, надводный бульвар, экологический светофор – эти и другие проекты были представлены на архитектурном конкурсе «Москва-река в Москве», завершившемся в столице.
Пресса: Вдохнуть жизнь в Москву-реку
Столичные власти задались вопросом, как заставить замусоренную реку, в которой страшно даже ловить рыбу, приносить прибыль? В эти дни подводят итоги конкурса на лучший проект по использованию водных ресурсов. Фантазия конкурсантов безгранична - и беспробочное судоходство, и плавучие гостиницы.
Пресса: «Плавучий пляж» победил в конкурсе архитектурных...
В конкурсе «Москва-река в Москве» на создание лучшего архитектурного объекта на воде победил проект «плавучего пляжа». Об этом сообщил сегодня президент Российской академии архитектуры и председатель жюри Александр Кудрявцев.
Пресса: Подход к воде. Транспортная магистраль или плавучий...
Круглый стол под названием «Москва-река как ресурс развития городской жизни» прошел неделю назад в галерее «Вхутемас». Участников (архитекторов, журналистов, критиков) собрали организаторы конкурса «Москва-река в Москве» Центр современной архитектуры и Национальная ассоциация судовладельцев.
Пресса: Москва-река как ресурс развития
В июне будут подведены итоги конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА по заказу Национальной Ассоциации судовладельцев. Куратор конкурса – МААМ. 22 мая в галерее ВХУТЕМАС состоялся круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни», приуроченный к конкурсу.
Сценарии для Москвы-реки
В прошедшую пятницу в галерее «ВХУТЕМАС» прошел круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни». В нем приняли участие известные московские архитекторы, архитектурные критики, градостроители и представители Национальной Ассоциации судовладельцев, по заказу которой недавно стартовал конкурс на оформление акватории Москвы-реки. А пока архитекторы думают над концепциями, гости круглого стола принялись за обсуждение роли Москвы-реки и возможных сценариев включения ее в жизнь города.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.