Архитектурные ристалища. Победители конкурса «Новые имена»

Главной интригой нынешней «Арх Москвы» стал придуманный куратором Бартом Голдхорном турнир между 24 участниками выставки «Новые имена». Молодые архитекторы в течение трех дней работали буквально в он-лайн режиме в самом дальнем закутке выставки над выполнением клаузуры. В качестве темы был предложен наземный гараж на 400 мест, совмещенный с какой-либо общественной функцией. К середине минувшей субботы измученные участники представили свои планшеты рядом с выставочными проектами, и еще более трех часов их изучало жюри. В итоге определились четыре победителя.

mainImg

Такого мозгового штурма молодые архитекторы, думается, не испытывали даже перед самыми суровыми экзаменами. В 12 утра на второй день работы выставки их собрали на третьем этаже, где были обустроены рабочие места на ближайшие три дня, и выдали задание с разъяснениями. Выяснилось, что это будет наземный гараж, занимающий собой квартал 75 на 100 метров, с любой общественной функцией. Известно, что делается это в контексте проекта «Города будущего» для России, который Барт Голдхорн готовит специально для экспозиции на Роттердамской Биеннале. И скорее всего 4 проекта-победителя будут в него включены. Задание было довольно абстрактным, участникам не указывалось никакой привязки к ситуации, единственное пожелание Барта Голдхорна – дать какое-то новое архитектурное прочтение этой типологии, обычно имеющей страшноватый облик, чему должна помочь дополнительная функция. Обязательным условием было также наличие изометрии под определенными углами, в 500-м масштабе.

Работать хоть и со своим ноутбуком, но в столь необычных условиях, да еще сознавая, что времени крайне мало, стоило участникам много нервов и двух бессонных ночей. «Первый день был ужасен, – вспоминает Александр Купцов, – постоянно ходили грузчики, шел монтаж экспозиции, а мы сидели у грузового лифта…». Однако уже в тот день нужно было придумать главное – концепцию. Второй день в основном ушел на оформление найденного решения в объемно-планировочном виде, третий – на вычерчивание. К означенному сроку планшеты один за другим вынесли в фойе первого этажа, расставив на подрамниках рядом с выставочными проектами участников. Презентации устраивать не стали, члены жюри сами ходили, рассматривали, иногда расспрашивали, а потом удалились на трехчасовое обсуждение.

Победителями в результате были объявлены Наталья Сухова, Наталья Зайченко, Федор Дубинников и Александр Берзинг. Надо сказать, что выбор жюри вполне понятен – выделили тех, чьи идеи были комплексными и представляли собой не набор разных функций под одной крышей, а некий концепт, выраженный в легко читаемой, символической форме – «архив» у Натальи Зайченко, метаморфозы с песком у Александра Берзинга, «горка» у Федора Дубинникова и целых три концепта у Натальи Суховой: «зонтик», «кратер» и тоже «горка». Т.о. приветствовался такой европейский подход к проектированию, когда все начинается с исследования – простой схемы или образа, графика, диаграммы, откуда потом вырастают планы и фасады.

В целом среди показанных работ сверхоригинальных вещей было немного, и композиционные ходы нередко повторялись. Например, желание перевернуть традиционную схему и отнести гараж наверх – поставить его на ножки, на опоры, на одно ребро, а внизу устроить некое общественное пространство. Причем, хотя ограничений по функции и не было, многие предпочли сделать торговлю – такое специфическое российское мышление. В ряде проектов была сделана ставка на экологичность, незаметность и гуманность среды, желание замаскировать гараж под холм, парк и проч. Странно, но никто не вспомнил о гаражном наследии конструктивизма, во всяком случае. прямых цитат не наблюдалось.

Рассмотрим подробнее несколько любопытных проектов, начнем с победителей. Наталья Зайченко представила гараж как хранилище не только машин, но и различных громоздких сезонных вещей, или тех, что жалко выбрасывать – как, собственно, в действительности и бывает. Здание превращается в кучу ячеек для хранения, что-то вроде архива, как ощущает его автор. И вторая тема, которая тут появляется – это история, память, выраженная в устройстве колумбария для животных, тоже такой ячеистой структуры и своего рода хранилища. Структура здания следующая: всего три уровня, первый – парковка плюс блошиный рынок, образованный тем, что каждая ячейка парковки имеет еще и некую мастерскую, модуль-лавку с наружной стороны, которые на первом этаже могут открываться. С улицы эти торговые точки оформлены аркадами, как традиционные торговые ряды. На 2 этаже этот модуль увеличивается, и арендатор может хранить в нем, например, катер. Третий уровень – открытые гостевые стоянки. Колумбарий находится с внутренней стороны прямоугольного здания, а в центре – атриум, место встреч, общения, воспоминаний.

У Наталии Суховой, учившейся, к слову сказать, в Баухаузе, это концептуальное мышление, которому учат студентов европейские школы, породило целых три остроумных схемы. Метафорой первой выступает зонтик, собственно это тот перевертыш, о котором говорилось выше: гараж отправляется а 2-й уровень, ставится на ножки, давая общественное пространство пешеходам, а под ним устраивается рыночная площадь. Очень похоже на проект Андрея Уколова, где устройство идентично по схеме, только парковка имеет простую форму прямоугольника со световыми колодцами для освещения рынка и немного по-другому устроены рампы въездов, а у Наталии Суховой прямоугольник разрезается открытыми зелеными площадками-колодцами, похожими на внутренние дворики.

Второй концепт Натальи Суховой – «кратер» – остроумно предлагает разместить парковку буквально под трибунами стадиона, который как будто бы проваливается в «кратер», возникающий посередине прямоугольного тела паркинга. Тут, правда, гараж уже не главная, а вспомогательная функция, что наверное и правильно. Что-то схожее по форме предложил в своем проекте Григорий Гурьянов, где автостоянка сформирована в два блока по 200 мест, приподнятых над землей на пять уровней. С внутренней стороны к ним пристроены торговые галереи, а на верхних этажах оранжерея. Сверху оба блока накрываются единой волнообразной поверхностью, между ними она прогибается, ложится на землю, организуя рыночную площадь – тоже своего рода «кратер» или скорее «провал», т.к. он открыт с торцов. 

И третий концепт Наталии Суховой, на планшете которой оказались кратко выведены все основные подходы к решению заданной темы, это «горка», где паркинг приобретает вид зиккурата или холма, ступени которого озеленяются и превращаются в парк. Собственно об этом же проект Александра Купцова, только в нем он больше сконцентрировался на регламенте застройки. Автор рассуждал так: переезжая в новый квартал, жители начинают ставить в нем свои ракушки, только по проекту Купцова они делают это не хаотично, а централизованно, в определенном месте. Как только набирается один из уровней по мере увеличения жителей – городские власти заливают бетонные перекрытия, и создается еще один уровень. Так зиккурат из гаражей растет вверх до 3 уровня. А затем сюда подсыпается грунт с близлежащей стройки, и создается ландшафтный парк с амфитеатром, в котором можно устроить, например, всесезонную спортивную площадку.

Еще один проект-победитель под названием «Горка» Федора Дубинникова предлагает решение по принципу «все гениальное – просто». Зачем парковке не слишком удобные лифты или дорогостоящие рампы? Само здание можно сделать рампой, наклонив его под углом над землей в виде некоего «козырька», и тогда загрузка машинами будет происходить быстрей и проще. Помимо эргономичности, сама форма экспрессивна и легко читаема, к тому же образует массу полезного пространства, как внизу, под «навесом», так и на озелененной кровле, где автор предполагает разбить парк и разместить там магазины и кафе. Кроме того, эти функции можно разместить и в самих двух этажах паркинга. Подобный прием такого «отклонения» здания от земли использован и в проекте Дмитрия Михейкина, только в нем недостает той чистоты замысла, что есть в предыдущем. Здесь как-то сразу очень много функций – и супермаркет, и галерея бутиков, и площадь, и зеленая территория, и спортивная площадка, и арт-галерея. Любопытней сама форма здания: это прямоугольник, составленный из двух Г-образных объемов, причем внешняя стена его имеет касание с землей только в одной угловой точке, а дальше стена постепенно отрывается от земли, высвобождая все больше открытого пространства, в итоге превращаясь вообще в навес на опорах. Таким образом в этом проекте, также как в «Горке», наклонная рампа не пристроена, а сама является частью здания. «Навес» позволяет свободно просматривать внутренний двор, где располагается галерея. Интересно задумано цветовое решение – каждый фасад имеет градиент, напоминающий о четырех времени суток, символизируя жизненный цикл – обычный день, начинающийся и заканчивающийся на парковке.

Проект Александра Берзинга выполнен им в той же строгой стилистике, что и его выставочный планшет – лаконично, на черном фоне и вполне европейским по подаче – считывать его надо не буквально. Здесь показано, как работа начинается с модели, демонстрирующей принцип формообразования. Фотография рук, держащих модель – это очень в духе голландских архитекторов. Жесткая форма параллелепипеда размягчается, по принципу песка, насыпанного в прямоугольную емкость. Возникает слоистая структура: основание на ножках и «крышка», между которыми довольно сложная нелинейная поверхность, «песок», искусственный ландшафт, рекреационная зона. В «песке» продырявлены световые колодцы. В общем-то, схема узнаваемая, напоминает «зонтик с дырками», но формально намного богаче и неожиданней.

Совпадения в выборе жюри оказались, по словам Оскара Мамлеева, на 90 %, однако заметим, что уровень работ и в целом довольно высок. Идея Барта Голдхорна провести такое состязание в духе упражнений французской Академии Художеств позапрошлого века, прошла на ура. Была интрига, был некий эксперимент, довольно суровый, надо сказать, зато дающий подлинную картину, на что способно поколение next, поскольку такие клаузуры показывают уровень много честней тех же выставочных проектов. Ценный опыт решено было усвоить и развивать далее в контексте возникшего на нынешней «Арх Москве» интереса к прогрессивным формам архитектурного образования.

Выставка «Новые имена». Фото Натальи Коряковской
Перед награждением
Александр Берзинг/ клаузура
Александр Берзинг/ выставочный проект
Наталья Зайченко/ клаузура
Наталья Зайченко/ выставочный проект
Наталия Сухова/ клаузура
Наталья Сухова/ выставочный проект
Федор Дубинников/ клаузура
Федор Дубинников/ выставочный проект
Александр Купцов/ клаузура
Андрей Уколов/ клаузура
Григорий Гурьянов/ клаузура
Дмитрий Михейкин/ клаузура

31 Мая 2009

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Пресса: «Меня нашли в капусте». Проект гаража в спальном районе
На последней «Арх Москве» гараж архитектора Рустама Керимова (бюро А-ГА) выиграл приз за экологически-рациональный дизайн. Крыша этого паркинга становится не только катком, огородом, бассейном и рынком, но и «клубом знакомств», где можно встретиться, подружиться и даже пожениться.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Пресса: Новые имена или новое поколение?
Минувшая АРХМОСКВА была уникальна, по крайней мере в одном отношении. Впервые за 15 (?) лет АРХМОСКВА от демонстрации достижений отдельных архитекторов перешла к постановке и обсуждению профессиональных проблем (не могу здесь не согласиться с К.Ассом, высказавшим сходную точку зрения на сайте openspace).
Пресса: Инициатива Союза архитекторов
В минувший четверг в рамках программы XIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась общероссийская конференция архитекторов. Обсудить проблемы градостроительства в России - такова была тема конференции - собрались ведущие архитекторы страны, представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится...
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Форма любви. Выставка Сергея Скуратова - архитектора...
АРХ Москва 2009 закончилась. Однако выставка архитектора Сергея Скуратова продлена до 6 июня. В прошлом году он был награжден титулом «Архитектор года» и в этом, согласно правилам АРХ Москвы, представил персональную экспозицию.
Пресса: Удобная прозрачность. На АРХ Москве названы финалисты...
В конкурсе «Новые имена» приняли участие 24 архитектора, отобранные куратором. 30 мая названы четыре финалиста. Ими стали Александр Берзинг, Федор Дубинников, Наталья Зайченко и Наталья Сухова. Молодые архитекторы хорошо встроены в этот мир и почти перестали мечтать.
Пресса: Сказки Андерсена: день Дании на АРХ Москве.
29 мая на АРХ Москве прошел день Дании. Он сложился из презентации выставки «Моменты архитектуры» и лекций четырех датских архитекторов. Датчане поразили проектами дешевого экологичного жилья – прекрасного, как сказки Андерсена, но недоступного в России.
Пресса: Школа общения. Архитектурное образование на "Арх Москве-2009"
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда.
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Арх-Москва'09 и велосипеды
Сейчас «Арх-Москва» совсем не та, что раньше. Вроде не хуже прежнего, а соли нет. Ведь что такое была «Арх-Москва» раньше? Это был клуб архитектурной оппозиции Лужкову. Был Лужков и его придворные архитекторы, которые в угоду ему застраивали Москву домами-кренделями, а были честные-благородные архитекторы, которые выставлялись на «Арх-Москве».
Пресса: Архитектура на вырост
Программа «Next!», где представлены молодые дарования, задает тон на XIV Международной выставке архитектуры и дизайна «Арх Москва–2009», открывшейся в ЦДХ.
Пресса: Поколение Next: они будут строить новый мир
Вчера, 27 мая, в Центральном доме художника на Крымском Валу открылась ежегодная выставка «АРХ Москва» – крупнейший в нашей стране смотр в области современной архитектуры. Конечно, экономический кризис, бушующий во всех сферах жизни, не мог не сказаться на тематике и составе экспозиции.
Пресса: Архитектурные рецепты от пробок. XIV Международная...
Думать о будущем, строить по-новому: умно, грамотно, интересно, без ущерба для уже освоенного исторического пространства города, умело и точно вписываться в природный ландшафт, использовать новейшие технологии и экологически чистые материалы" - приблизительно так лаконично и внятно можно охарактеризовать концепцию нынешней архитектурной выставки.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.