Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
Архитектура школы подчеркнуто футуристична: пять лучей на V-образных опорах расходятся от круглого атриума в центре, который служит трансформируемым общественным пространством, центром школьной жизни и драматичным архитектурным спектаклем. Такая структура не только внешне эффектна, но и обусловлена функционально. В «лучах» расположены классы, которые в случае необходимости можно изолировать от атриума. В нем же можно проводить различные мероприятия, не только внутришкольные, но и более масштабные.
Задачей архитекторов, по словам Антона Нагавицына, было создать очень честную архитектуру. Длинные изогнутые бетонные консоли опираются на сдвоенные V-образные опоры, которые вместе складываются в букву W – главную в логотипе школы. Под консолями – свободное пространство, где в хорошую погоду на деревянных скамейках проводят занятия, что соответствует гибким форматам современного образования. Вся эта структура просматривается насквозь: днем изнутри видно небо, а вечером школа светится изнутри. Заполнением для несущей конструкции служат стеклянные и кирпичные стены.
Архитекторы умело сопоставляют различные по своим свойствам материалы. Брутальный и футуристичный бетон и бестелесное стекло противопоставлены тактильному, разнообразному по фактуре кирпичу (в проекте использован клинкер марки Hagemeister, модель Manchester GT формата NF 240 х 115 х71).
Клинкер Hagemeister модель Manchester GT
Бетон и стекло по своей природе текучие материалы, что отражается в архитектурном решении: стеклянные стены вслед за консолью изгибаются. Эти эффектные изгибы можно наблюдать как снаружи, так и в интерьере, так как вдоль всего фасада внутри, на втором этаже, расположен своеобразный променад с панорамными видами окрестностей.
Вдоль променада помещены облицованные клинкерным кирпичом мощные пилоны, которые уравновешивают брутальность бетона приятной глазу, разнообразной для осязания фактурой клинкерного кирпича.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
Хотя формально клинкер модели Manchester считается черным, в нем переливаются сизо-голубоватые, серебристые, фиолетовые, земляные тона с черными глянцевыми спеканиями. Поверхность бесконечно сложная, как живопись, и совершенно по-разному воспринимается в зависимости от освещения солнцем или внутренними светильниками.
Если бетон и стекло – материалы холодные и требующие ухода (стеклянные фасады необходимо постоянно мыть, иначе половина эффекта от архитектуры пропадает), то клинкерный кирпич – материал, по сути, не имеющий возраста. Его поверхность со временем становится более красивой и благородной, он не подвержен загрязнению, имеет водооталкивающие свойства и самоочищается.
Для архитекторов очень важно было сделать так, чтобы снаружи и внутри использовались одни и те же материалы. Их всего четыре: бетон, стекло, кирпич и немного дерева. Благодаря изогнутым стеклянным фасадам, находясь снаружи, ты видишь и то, что внутри, а будучи в интерьере, понимаешь, что материалы как бы переходят с фасадов внутрь здания. Кирпичом облицованы стены первого этажа и своеобразные «шторы» на стеклянном фасаде второго. Эти «шторы», закрывающие те части классов, которые должны быть закрыты, образуют характерный ритм на фасаде. Они могут быть более и менее широкими, перемежаться стенными перегородками. Поверхность кирпича переливается на солнце разными цветами, частично отражая небо. Подобным образом организованы и другие фасады.
Осознавая материальность кирпича, то, что кирпичная кладка сама по себе является орнаментом, то, что она интересна для рассматривания и обладает тактильностью, то есть приятна для прикосновения, архитекторы разместили кирпичные поверхности в определенных местах – там, где контакт человека со зданием наиболее близок. Так, входной павильон со сдвинутым с оси, расположенным под углом порталом почти полностью облицован кирпичом.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
Стены первого этажа в тех местах, где расположены деревянные скамьи для отдыха преподавателей, учеников и родителей, тоже облицованы кирпичом. Столь же уместны кирпичные стены в интерьере около деревянных конструкций, которые активно используются младшими школьниками. То есть там, где человек проводит много времени, он видит «теплые», богато деталированные кирпичные поверхности. Бетон же и стекло более эффектно смотрятся на расстоянии.
Если бетон и стекло, как уже говорилось, текучи по своей природе, то кирпичная поверхность воспринимается как понятная, «модульная», состоящая из одинаковых параллелепипедов. Очень важно было уравновесить футуристичное архитектурное пространство солидными кирпичными пилонами. Например, вход в школу превращен в ударяющий по нервам спектакль. На фасаде входящего встречают стеклянные волны, а в вестибюле он оказывается под огромным наклонным бетонным диском: это испод центрального амфитеатра, в подвале под ним находится гардероб.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено Дирекцией фестиваля Зодчество, 2020
Это настолько драматичное решение, что его надо уравновесить чем-то понятным и ортогнальным. Им и оказываются кирпичные пилоны. В интерьере клинкер – в отличие от фасада, где он серебристо бликует на солнце, воспринимается иначе: у него более глубокая, бархатистая поверхность, особенно по контрасту с оранжевыми деталями, которые соответствуют цвету логотипа школы.
Школа Wunderpark. ARCHSTRUKTURA
Фото © Даниил Анненков. Предоставлено ООО Фирма «КИРИЛЛ»
Таким образом, амбиции архитекторов, помноженные на амбиции заказчиков и приличный бюджет превратили школу Wunderpark в пособие по изучению авангардной архитектуры и магических свойств современных материалов.