Корабль на берегу города

Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.

Татьяна Шовская

Автор текста:
Татьяна Шовская

26 Октября 2021
Технологии Реклама
mainImg
Компaния:
ALUCOBOND<sup>&reg;</sup>
Контакты:
3A Composites GmbH
Alusingenplatz 1 D-78224 Singen
Telephone +49 (0)77 31 941 0
Fax.: +49 7731 941 3510

Представитель в России:
Леонид Чернышов
Тел.: +7 (985) 202 15 15
Leonid.Chernyshov@3acomposites.com
0 На берегу живописного Фирвальдштетского озера, у подножия Швейцарских Альп, в центре Люцерна, на самом краю береговой линии, где встречаются старый город и вечно новая вода, а природное и урбанистическое окружение сливаются, отражаясь и преломляясь в зеркальной поверхности, возникло архитектурное явление, стремящееся ухватить и воплотить всю эфемерную суть этого места ─ Центр культуры и конгрессов Люцерна или, коротко, KKL.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Автор постройки, звезда мировой архитектуры Жан Нувель, в рамках свойственного ему контекстуального подхода сделал акцент на стыке стихий, на их вторжении, переходе и отсутствии границы ─ между окружающим и окруженным, между внешним и внутренним.
Первоначальная идея автора предполагала проект здания в форме корабля. И это понятно: в случае столь символичного для Люцерна местоположения игнорировать озеро как основной смыслообразующий элемент было невозможно.
Нувель намеревался построить свой объект прямо на воде, и тем самым буквально соединить общественный центр города с озером. От идеи здания-корабля вскоре пришлось отказаться, однако ее центральная тема не только сохранилась в финальном образе комплекса, но и получила развитие вместе с более сложной и интересной разработкой. Формально подход перевернулся ─ теперь не здание должно было встать на озере в окружении воды, а озеро должно было войти в объект. Тем не менее итоговая концепция сохранила первоначальный посыл: вода включена в здание, оно пронизано водой. При этом реализованный объект обрел более тонкие смысловые оттенки – не просто корабль, но также пристань, дебаркадер, транслирующий общий нарратив принятия, равновесия, баланса.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Центр культуры и конгрессов, как это и отражено в его названии, включает целый набор функций. Три основные институции ─ музей современного искусства, конгресс центр и концертный зал с великолепными акустическими свойствами – соответствуют трем независимым объемам, разместившимся под одной крышей. Также в KKL находятся офисы, несколько ресторанов и кафе, комнаты для деловых встреч, клубные помещения и обширный лаунж – таким образом, здание открыто для самых разнообразных видов деятельности и активно включено в городскую среду, а его расположение в шаговой доступности от вокзала обеспечивает идеальную связь с международной сетью железных дорог и аэропортом Цюриха.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Три части здания отделены друг от друга проникающими во внутреннее пространство неглубокими искусственными каналами с перекинутыми через них мостиками. Объединяющим элементом всего комплекса и главным акцентом его выразительности стала огромная, 113 x 107 метров, выступающая углом, общая крыша. Вид этого инженерного чуда может заставить усомниться в уместности слова «крыша»: нависая без опоры на 45 метров по диагонали, консольная конструкция словно парит над зданием. Огромное «крыло» постепенно утончается к краю, как бы растворяясь в пространстве, что создает иллюзию его невесомости, что, конечно, обманчиво, так как конструкция весит более двухсот тонн.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Чтобы проверить устойчивость спроектированной конструкции, инженеры построили модель в масштабе 1:200 и изучали её взаимодействие с ветром в аэродинамической трубе ─ помимо силы тяжести, ветер составляет основной источник нагрузки для высотных и навесных сооружений.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

В исполнении такого масштабного замысла важную роль играет материал ─ именно его характеристики определяют границы возможностей. Для отделки монументальной крыши-крыла над KKL были выбраны алюминиевые сотовые панели ALUCORE® в цвете  Silver Metallic 500 от немецкого производителя 3A Composites: из них создана гладкая нижняя поверхность консольной конструкции, которая накрывает собой все три части здания и значительную часть прилегающей Европейской площади. Основные достоинства панелей ALUCORE® – сверхвысокая жесткость, предельно малый вес, а также доказанная долговечность – определили выбор этого отделочного материала.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Своими свойствами сотовые панели ALUCORE® обязаны тем же технологиям, которые применяются при изготовлении наружного слоя корпусов самолетов и космических аппаратов. Основную инженерную инновацию материала составляет структура из сот, за счет которой обеспечивается эффективное распределение нагрузки. Готовая панель состоит из трех слоёв: двух покрывающих листов из специального антикоррозионного сплава алюминия и сотовой сердцевины ─ все три слоя монолитно соединены между собой с помощью технологии вязкоупругого склеивания. Как результат, вес панелей – например, при толщине 10,5 мм – составляет всего 6,3 кг/м2, а их жесткость на изгиб как минимум в 14 раз превышает показатель традиционных алюминиевых композитных панелей; панели также обладают отличными звукоизолирующими свойствами. 
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

При возведении KKL для крепления панелей ALUCORE® было использовано индивидуальное проектное решение. Позднее, чтобы облегчить процесс применения ALUCORE®, 3A Composites в коллаборации с компанией HILTI создали новую универсальную фасадную крепежную систему VFH ALUCORE XXL. Она позволяет с легкостью крепить панели даже сверхбольших форматов в любом направлении: вертикально, горизонтально, диагонально, со смещением или под наклоном, что дает еще большую гибкость для воплощения масштабных архитектурных замыслов с ALUCORE®
Именно таков масштаб KKL – здание занимает целый квартал, при этом оно органично соединяется с пейзажем, и дело здесь не только в эффекте обратной перспективы, когда на фоне огромных гор любой рукотворный объект будет казаться миниатюрным – продуманная мимикрия люцернского общественного центра возникает благодаря крыше-крылу. Нависая, она прячет массивный объем в тень, при этом сама, посредством отделки из серебристых панелей  ALUCORE® отражает синеву озера, солнечные блики или просто свет на воде, сливается с небом.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Высокое подкрышное пространство, как внутри здания, так и на обширной прилегающей площади, наполнено светом: чистое серебро в комбинации с «левитирующей» материальностью крыла добавляют архитектурному объекту сюрреалистичные космические ноты ─ верный способ разрушить привычность и тем самым побудить мысль к эстетическому восприятию.
Крыша вторит глади озера и одновременно противопоставлена ей; она становится вторым полюсом, а окружающая ее вода, включаемая во внутреннее пространство, приобретает динамику перехода от поверхности озера снизу к зеркальной плоскости сверху. Эту динамику, начинающуюся уже в пространственном противопоставлении плоскостей, усиливают и направляют уходящие вглубь зданий каналы и бьющие вверх, навстречу своему отражению, фонтаны. Взаимодействие с водной поверхностью становится еще более заметным и эффектным в ночных огнях: освещенные окна зданий и уличные фонари множатся, отражаясь в воде и в крыше и заливая светом все вокруг.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Люцерн традиционно считается культурной столицей Швейцарии, KKL стал символом этого города, всемирно признанным местом проведения театральных премьер, выставок, фестивалей, деловых мероприятий, конференций и других крупных событий. В центре царит особая атмосфера – уютная, деловая и возвышенная одновременно; и решающую роль в ее создании играет архитектура – выполненное с технологическим блеском впечатляющее пространство.

Поставщики, технологии

ALUCOBOND<sup>®</sup>

26 Октября 2021

Татьяна Шовская

Автор текста:

Татьяна Шовская
ALUCOBOND®: другие статьи и новости
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Игра отражений
Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.
Фасадная система ALUCORE® XXL
Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
Моделирование фасадов с ALUCOBOND® Facademaker
ALUCOBOND® Facademaker позволяет в несколько кликов создать свой идеальный фасад и дает возможность экспортировать только что созданную трехмерную поверхность фасада в CAD-систему с дальнейшей интеграцией в реальный архитектурный проект.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.