При поддержке Кнауф возобновилась реставрация шедевров западноевропейской живописи музея-усадьбы «Архангельское»

19 Февраля 2021
Партнерский материал
Компaния:
Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)
Контакты:
Центральное управление
группы КНАУФ СНГ РФ,
МО, г. Красногорск,
ул. Центральная, 139
тел + 7(495)504 08 21, 504 08 29
Дирекция по маркетингу и сбыту
 + 7 (495) 504 08 26

В конце 2020 года в Музее-усадьбе «Архангельское» в присутствии журналистов состоялась передача на реставрацию при спонсорской поддержке группы КНАУФ двух видных произведений западноевропейского искусства: картины флорентийского художника Винченцо Манноцци (1600 – 1658) «Ариадна», ранее приписываемой болонской художнице Элизабетте Сирани (1638 – 1655), и картины немецкого художника Фридриха Баризьена (1724 – 1796) – «Портрет курляндского герцога Петра Бирона» (1774) из коллекции фамильных портретов князей Юсуповых.
zooming
Усадьба «Архангельское»
Фотография © A.Savin, Wikimedia Commons WikiPhotoSpace CC BY-SA 3.0

О неоднозначной и занимательной истории этих картин рассказала журналистам в ходе пресс-тура хранитель живописи и графики Музея-усадьбы «Архангельское» Марина Краснобаева.

Собрание картин музея-усадьбы «Архангельское» достаточно обширное, значительную часть его составляют итальянские художники. Владелец Архангельского Н.Б. Юсупов (1751 – 1831) увлекался коллекционированием художников итальянской, особенно болонской школы и приобрел два полотна кисти Элизабетты Сирани – «Ариадна» и автопортрет художницы. «Ариадна» экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. Она находилась в собрании музея постоянно, но после 1917 года хранилась в запасниках и была извлечена всего несколько лет назад, когда возникла необходимость организации экспозиции с центральной картиной большого формата в «Кабинете» усадьбы. Для чего картину отправили на реставрацию, когда и возникли сомнения в ее авторстве.
zooming
Усадьба «Архангельское»
Предоставлено KNAUF

Изначально считалось, что автор картины «Ариадна» – болонская художница Элизабетта Сирани. По всей видимости, так думал и Юсупов. Однако после начала реставрации и исследования картины с применением современных технологий возникло предположение, что на самом деле она является подлинником работы флорентийского художника Винченцо Манноцци, копия которой находится в галерее Уффици.

Над реставрацией картины для приведения её в экспозиционное состояние, начиная с 2018 года, работала целая бригада специалистов во главе с заведующей отделом реставрации масляной живописи АО МНРХУ Юлией Савцовой, которая подробно рассказала журналистам о ходе реставрационных работ, предположениях об истинном авторстве картины, возникших у реставраторов и предполагаемых доказательствах ее принадлежности кисти Винченцо Манноцци.
zooming
Леонид Лось, руководитель службы корпоративных коммуникаций КНАУФ в «Усадьба «Архангельское»
Предоставлено KNAUF

Первоначально предполагавшийся техническим заданием объём работ по реставрации картины оказался значительно больше запланированной сметы, и реставрацию пришлось на некоторое время отложить.

Теперь реставрация этого шедевра может быть завершена благодаря поддержке КНАУФ. Об этом договорились в ходе встречи управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис и директор Музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный. Компания КНАУФ участвует в различных культурных проектах в тех городах, где работает, поэтому идея была поддержана и были выделены дополнительные средства на завершение реставрации полотна, столь важного для экспозиции Музея. Планируется, что реставрация продлится около года, после этого полотно выставят в одном из помещений Большого дворца.

При этом «повезло» и еще одной картине – выделенных средств хватит и на реставрацию портрета курляндского герцога Петра Бирона авторства Фридриха Баризьена, полотен которого в целом сохранилось не так много. Эта работа – самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона, сына знаменитого регента Эрнеста Иоганна Бирона и мужа Е.Б. Юсуповой (1747 -1780), родной сестры Н.Б. Юсупова, известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, Бирон захватил его с собой, отправляясь в Санкт-Петербург.
zooming
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»). Усадьба «Архангельское»
Фотография © User, Simm Creative Commons Attribution CC BY-SA 2.5

По окончании реставрации картину планируют поместить в специальную экспозицию, связанную с историей рода князей Юсуповых, ведь подобные картины имеют не только художественную, но и историческую ценность.

«Мы решили поддержать реставрацию картин, так как корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью нашей предпринимательской деятельности в России», – комментирует участие компании в проекте управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис, – «КНАУФ как семейная компания считает своим долгом вносить вклад в сохранение наследия человечества и всегда помнит о том, что именно мы оставим нашим потомкам – будь то крепкие надёжные здания или предметы искусства».

В настоящее время посещение Музея-усадьбы Архангельское временно приостановлено, для посещения открыт только парк усадьбы. Советник директора музея Александра Межеричер провела для представителей прессы экскурсию по парку Музея-усадьбы и рассказала об истории Музея, насчитывающей уже более 100 лет.

Группа КНАУФ – международная компания, с 1993 года осуществляющая инвестиционную деятельность в России и странах СНГ. Сегодня группа КНАУФ является одним из крупнейших в мире производителей строительных отделочных материалов.

19 Февраля 2021

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.