При поддержке Кнауф возобновилась реставрация шедевров западноевропейской живописи музея-усадьбы «Архангельское»

19 Февраля 2021
Партнерский материал
Компaния:
Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)
Контакты:
Центральное управление
группы КНАУФ СНГ РФ,
МО, г. Красногорск,
ул. Центральная, 139
тел + 7(495)504 08 21, 504 08 29
Дирекция по маркетингу и сбыту
 + 7 (495) 504 08 26

В конце 2020 года в Музее-усадьбе «Архангельское» в присутствии журналистов состоялась передача на реставрацию при спонсорской поддержке группы КНАУФ двух видных произведений западноевропейского искусства: картины флорентийского художника Винченцо Манноцци (1600 – 1658) «Ариадна», ранее приписываемой болонской художнице Элизабетте Сирани (1638 – 1655), и картины немецкого художника Фридриха Баризьена (1724 – 1796) – «Портрет курляндского герцога Петра Бирона» (1774) из коллекции фамильных портретов князей Юсуповых.
zooming
Усадьба «Архангельское»
Фотография © A.Savin, Wikimedia Commons WikiPhotoSpace CC BY-SA 3.0

О неоднозначной и занимательной истории этих картин рассказала журналистам в ходе пресс-тура хранитель живописи и графики Музея-усадьбы «Архангельское» Марина Краснобаева.

Собрание картин музея-усадьбы «Архангельское» достаточно обширное, значительную часть его составляют итальянские художники. Владелец Архангельского Н.Б. Юсупов (1751 – 1831) увлекался коллекционированием художников итальянской, особенно болонской школы и приобрел два полотна кисти Элизабетты Сирани – «Ариадна» и автопортрет художницы. «Ариадна» экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. Она находилась в собрании музея постоянно, но после 1917 года хранилась в запасниках и была извлечена всего несколько лет назад, когда возникла необходимость организации экспозиции с центральной картиной большого формата в «Кабинете» усадьбы. Для чего картину отправили на реставрацию, когда и возникли сомнения в ее авторстве.
zooming
Усадьба «Архангельское»
Предоставлено KNAUF

Изначально считалось, что автор картины «Ариадна» – болонская художница Элизабетта Сирани. По всей видимости, так думал и Юсупов. Однако после начала реставрации и исследования картины с применением современных технологий возникло предположение, что на самом деле она является подлинником работы флорентийского художника Винченцо Манноцци, копия которой находится в галерее Уффици.

Над реставрацией картины для приведения её в экспозиционное состояние, начиная с 2018 года, работала целая бригада специалистов во главе с заведующей отделом реставрации масляной живописи АО МНРХУ Юлией Савцовой, которая подробно рассказала журналистам о ходе реставрационных работ, предположениях об истинном авторстве картины, возникших у реставраторов и предполагаемых доказательствах ее принадлежности кисти Винченцо Манноцци.
zooming
Леонид Лось, руководитель службы корпоративных коммуникаций КНАУФ в «Усадьба «Архангельское»
Предоставлено KNAUF

Первоначально предполагавшийся техническим заданием объём работ по реставрации картины оказался значительно больше запланированной сметы, и реставрацию пришлось на некоторое время отложить.

Теперь реставрация этого шедевра может быть завершена благодаря поддержке КНАУФ. Об этом договорились в ходе встречи управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис и директор Музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный. Компания КНАУФ участвует в различных культурных проектах в тех городах, где работает, поэтому идея была поддержана и были выделены дополнительные средства на завершение реставрации полотна, столь важного для экспозиции Музея. Планируется, что реставрация продлится около года, после этого полотно выставят в одном из помещений Большого дворца.

При этом «повезло» и еще одной картине – выделенных средств хватит и на реставрацию портрета курляндского герцога Петра Бирона авторства Фридриха Баризьена, полотен которого в целом сохранилось не так много. Эта работа – самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона, сына знаменитого регента Эрнеста Иоганна Бирона и мужа Е.Б. Юсуповой (1747 -1780), родной сестры Н.Б. Юсупова, известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, Бирон захватил его с собой, отправляясь в Санкт-Петербург.
zooming
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»). Усадьба «Архангельское»
Фотография © User, Simm Creative Commons Attribution CC BY-SA 2.5

По окончании реставрации картину планируют поместить в специальную экспозицию, связанную с историей рода князей Юсуповых, ведь подобные картины имеют не только художественную, но и историческую ценность.

«Мы решили поддержать реставрацию картин, так как корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью нашей предпринимательской деятельности в России», – комментирует участие компании в проекте управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис, – «КНАУФ как семейная компания считает своим долгом вносить вклад в сохранение наследия человечества и всегда помнит о том, что именно мы оставим нашим потомкам – будь то крепкие надёжные здания или предметы искусства».

В настоящее время посещение Музея-усадьбы Архангельское временно приостановлено, для посещения открыт только парк усадьбы. Советник директора музея Александра Межеричер провела для представителей прессы экскурсию по парку Музея-усадьбы и рассказала об истории Музея, насчитывающей уже более 100 лет.

Группа КНАУФ – международная компания, с 1993 года осуществляющая инвестиционную деятельность в России и странах СНГ. Сегодня группа КНАУФ является одним из крупнейших в мире производителей строительных отделочных материалов.

Поставщики, технологии

Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)

19 Февраля 2021

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.