Итоги международной конференции «Акустика в архитектуре как элемент качественного строительства»

В Москве прошла конференция, посвященная разнообразным аспектам акустики в архитектуре и строительстве.

Реклама
Компaния:
Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)
Контакты:
Центральное управление
группы КНАУФ СНГ РФ,
МО, г. Красногорск,
ул. Центральная, 139
тел + 7(495)504 08 21, 504 08 29
Дирекция по маркетингу и сбыту
 + 7 (495) 504 08 26
Организаторами конференции выступили международная группа КНАУФ, Московский архитектурный институт (МАРХИ), НИИ Строительной физики (НИИСФ) и Союз московских архитекторов (СМА). Накануне мероприятия состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие руководители и ведущие специалисты организаторов. С докладами выступили и ответили на вопросы журналистов: Янис Краулис, управляющий группы КНАУФ СНГ; Ханс-Ульрих Хуммель, руководитель менеджмента рынков международной группы КНАУФ; Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ; Наталья Щурова, руководитель отдела сертификации и патентоведения НИИСФ; Николай Шумаков, президент СМА.

Янис Краулис, управляющий группы КНАУФ СНГ,
об экологии жизненного пространства:

Янис Краулис отметил, что компания КНАУФ регулярно проводит подобного рода конференции, посвященные различным вопросам строительства, и всегда старается привлекать к участию в них лучшие научно-исследовательские центры и профессиональные объединения. По его словам, в последнее время уделяется значительное внимание факторам, оказывающим воздействие на здоровье человека, физическое и эмоциональное состояние. Речь идет об экологии жизненного пространства, во всех ее проявлениях. Одним из таких факторов, неоспоримо, является создание благоприятной акустической среды. В свою очередь, акустический комфорт – это, с одной стороны, защита человека от вредного внешнего шума; с другой стороны – создание условий, в которых человек мог бы в полной мере наслаждаться приятными его слуху звуками. До недавнего времени полнотой акустического комфорта обладали только отдельные выдающиеся сооружения. Теперь такая задача ставится применительно к целому ряду помещений, разрабатывается и совершенствуется нормативная база и создан, в том числе и усилиями компании КНАУФ, доступный арсенал акустических материалов, конструкций и технологий. Компания КНАУФ производит и поставляет на рынок различные панели и листовые материалы, а также конструкции, использование которых не только создает достойную преграду внешнему шуму, но и решает вопрос комфортного распространения звука в помещении. При этом  успешно решается задача высокой экономической эффективности строительства.
 
Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ,
о российско-германском сотрудничестве:

В своем приветственном слове Дмитрий Швидковский поблагодарил компанию КНАУФ за совместную работу в области продвижения и утверждения в России принципов так называемой «устойчивой архитектуры», что невозможно себе представить без современных технологий и современных строительных материалов. «Сегодня мы говорим о создании в России новой среды, и, прежде всего, нового мышления, основанного на возможностях новых строительных материалов», – подчеркнул Дмитрий Швидковский. Этот процесс непросто проходит в России, в одночасье столкнувшейся с новой реальностью, после многолетней необходимости обходиться скудным набором средств, которые предлагала отечественная промышленность. Сейчас перед российскими архитекторами открылся совершенно новый мир – мир новых возможностей и одновременно мир новых требований. В МАРХИ делают все, чтобы подготовить архитекторов наилучшим образом соответствовать вызовам современности. МАРХИ с момента своего образования почти 300 лет назад был центром архитектурной мысли России. В МАРХИ в свое время работали те же профессора, что и в знаменитом центре современной архитектуры «Баухаус» в Германии, эти люди создали в Москве и Германии одновременно новую культуру строительства с использованием новых материалов и конструкций. По оценке Дмитрия Швидковского, современная ситуация сходна с той, что складывалась в эпоху Просвещения в 18 веке, и в начале 20 века в эпоху Авангарда, когда появляется много новых и разнообразных материалов и конструкций, пополняющих арсенал современных архитекторов, в чем есть большая заслуга и компании КНАУФ.
 
Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов,
об отношении московских архитекторов к КНАУФ:

Николай Шумаков отметил, что Союз московских архитекторов с готовностью откликнулся на предложение выступить соорганизатором конференции, которая дает важную возможность для профессионалов встретиться со своими коллегами, обсудить современную ситуацию и перспективы отрасли. КНАУФ – любимая производственная компания московских архитекторов, потому что КНАУФ дает неизменно высокое качество.
 
На следующий день, 22 октября, в ходе самой конференции российские и зарубежные эксперты обсуждали актуальное состояние и будущее строительной науки и практики в области создания и сохранения акустического комфорта. Для участия в конференции зарегистрировались более 130 человек из 9 стран. В рамках четырех сессий обсуждались различные аспекты акустики в среде, создаваемой для себя человеком.
 
Николаус КНАУФ, совладелец международной группы КНАУФ,
о значении акустики в современном строительстве:

Николаус Кнауф поделился личным опытом создания акустических панелей, производство которых он внедрял на одном из предприятий своего отца и дяди – первыми экспериментами создания акустически комфортных помещений с использованием инновационных технологий в противовес простому увеличению толщины стен и перекрытий. «За прошедшие десятилетия произошел грандиозный технологический сдвиг в этой области, и 400 миллионов долларов годового оборота в сегменте акустических строительных отделочных материалов только в группе КНАУФ является наглядным показателем того, какое значение сейчас придается этой области строительства», – подчеркнул Николаус Кнауф.
 
Ханс-Ульрих Хуммель,  руководитель менеджмента рынков  группы КНАУФ, о новых европейских требованиях к акустике:

Профессор Ханс-Ульрих Хуммель открыл рабочую часть конференции докладом об основах изменений, которые претерпевает звук в однослойных и многослойных конструкциях различных типов, а также рассказал о новых европейских требованиях в области ослабления звука, их восприятии экспертами и широким кругом потребителей. По его словам, стремление соответствующих органов Европейского Союза, с одной стороны, к унификации, а, с другой, к избыточному регулированию может не только затормозить процесс технологического развития акустических систем в строительстве, но и вынудить вернуться к устаревшим технологиям.
 
Леонид Борзенков, главный архитектор пассажирского терминала «А» «Внуково»,  об акустических решениях терминала

Архитектор рассказал о проектировании и строительстве этого терминала, в том числе о том, какие акустические решения применялись для создания комфортных условий для пассажиров и гостей комплекса. Еще до начала строительства нового аэровокзального комплекса был открыт первый в России подземный железнодорожный терминал, который позволил пассажирам, приезжающим с Киевского вокзала Москвы, попадать сразу в здание аэропорта, при этом интерьер станции стал неотъемлемой частью терминала, в котором уровень комфорта, в том числе акустического, максимально приближен к показателям внутри аэропорта. Поверхность стен станции была разбита на равномерные участки выступающих и западающих плоскостей, а между потолочными панелями были сформированы пазухи, за которыми поверхность железобетонных стен была покрыта акустическими матами, которые глушат звук, попадающий в эти зазоры. Также в отделке стен и потолков было применено сочетание панелей из композитных материалов с перфорированными металлическими панелями, которые тоже снизили звукоотражающую способность большей части поверхностей станции. В пассажирской части терминала аэропорта из-за жестких требований безопасности и из практических соображений по уходу и эксплуатации применено большое количество негорючих материалов – гранита, стекла и металла, которые не поглощают звук, а, наоборот, прекрасно его отражают. Поэтому были спроектированы специальные потолки, которые имеют различную конфигурацию в зависимости от типа помещения и хорошо поглощают звук. Во всех служебных помещениях терминала выполнены акустические потолки КНАУФ-Акустика.
 
Николай Щепетков, заведующий кафедрой строительной физики МАРХИ, о необходимости усовершенствования учебного процесса:

«Акустическое проектирование залов сегодня основывается на рациональном выборе современных инновационных звукопоглощающих и звукоотражающих материалов, составляющих основу ограждающих стен, перегородок, перекрытий, подвесных акустических потолков», – сказал в своем докладе заведующий кафедрой строительной физики Московского архитектурного института Николай Щепетков. Поэтому изучение звукопоглощающих материалов и конструкций наряду с пониманием основных характеристик звукового поля и проектированием зрительных залов различного назначения – составляющие курса архитектурной акустики в МАРХИ, необходимые знания для современного архитектора. До недавнего времени студент – будущий архитектор – выполнял на основе лекционного и практического материала акустическое проектирование или акустический анализ в абстрактной форме 2D-моделей. Это происходило  главным образом с помощью графических построений путей распространения прямого и отраженного звука, в то время как практика дипломного проектирования указывает на насущную потребность владения элементами пространственного средового акустического дизайна с привлечением компьютерных трехмерных моделей при широком использовании современных материалов и конструкций.
 
Джанкарло Маньоли Боччи, итальянский архитектор,
об акустике в своих проектах:


Живой интерес присутствовавших вызвала презентация итальянского архитектора Жана Карло Маньоли Боччи сразу трех своих проектов: в Кремоне, Бергамо и городе Винчи недалеко от Флоренции (родине великого Леонардо). Первый – создание уникальной акустической лаборатории, служащей не только сферам науки и образования, но и индустрии производства музыкальных инструментов. Кремона – родина знаменитых скрипок. Здесь создавали свои шедевры Амати, Страдивари, Гварнери. Акустическая лаборатория дает возможность современным мастерам сравнивать звучание своих инструментов с их великими предшественниками, дорабатывать их с тем, чтобы достичь и превзойти их. Проект в Бергамо – это масштабный проект строительства социального жилья, отвечающего самым высоким требованиям устойчивости и энергоэффективности. Согласно оценкам независимых экспертов, проводивших соответствующие испытания, расход энергии в этих домах будет составлять 18 кВт на квадратный метр в год, в то время как акустическая эффективность внешней оболочки зданий в среднем равна 52 дБ. Это уникальные показателя для жилья такого класса в Италии. Цель третьего проекта – возведение зданий и города будущего на родине великого итальянского изобретателя и ученого Леонардо да Винчи во Флоренции к 500-летию со дня его смерти в 2019 году.

Эрик Ипсен, руководитель направления «Исследования и разработки» компании «КНАУФ-Данолайн», о восприятии звука и особенностях помещений различного назначения:

Эрик Ипсен рассказал о том, что такое «хорошая акустика», о трех измерениях акустического комфорта в помещениях: о том, что мы слышим, что не слышим и тех ощущениях, которые при этом рождаются; насколько разным может быть восприятие звука. Он представил палитру материалов «КНАУФ Данолайн» с различными показателями поглощения, отражения и рассеивания звука, а также конструкций с их использованием. Акустические панели «КНАУФ Данолайн» интересны тем, что своими акустическими свойствами перекрывают весь диапазон применимости для любых типов помещений и сложных геометрических форм потолочной отделки. Среди помещений, в которых можно эффективно применять различные панели «КНАУФ-Данолайн», –  кинотеатры, где требуется исключительно высокое качество звукового комфорта и передачи сигнала громкоговорителей, очень короткое время реверберации в пределах 0,2 – 0,3 секунды; детские сады; школы, где нужно обеспечить комфортное общение слушателей с учителями, высокую устойчивость материала к нагрузкам, время реверберации в 0,6 – 0,4 секунды; офисах, где часто требуется внедрять комбинированные решения, одновременно обеспечивая и взаимодействие сотрудников и возможность сосредоточиться над обдумыванием решения сложной задачи. Также «КНАУФ-Данолайн» предлагает решения для конференц-залов и концертных залов, помещений для прослушивания музыки и музыкальных студий в частных домах, учитывая все различия в требованиях к акустике таких помещений. В настоящее время такие материалы и конструкции с их использованием проходят испытания и сертификацию в России и в недалеком будущем появятся на российском рынке.
 
Себастиан Миттнахт, руководитель отдела менеджмента рынков и технологии, о продукции «КНАУФ-Рисслер»:

Широкий спектр систем для решения различных акустических и декоративных задач формируют также продукты и системы входящей в группу КНАУФ компании «КНАУФ-Рисслер». Изысканные декоративные решения для помещений, способные при этом обеспечить человеку высокий уровень акустического комфорта в помещениях самого разного назначения представил в своем докладе  Себастиан Миттнахт. «КНАУФ-Рисслер» предлагает гипсоволокнистые плиты с различными декоративными поверхностями, обладающие высочайшими показателями огнестойкости, простотой обслуживания, устойчивостью к высоким нагрузкам. Так, в залах ожидания британского аэропорта Хитроу применены панели, которые имитируют структуру светлого дерева и дают удивительный визуальный и акустический комфорт.

Каркасно-обшивные конструкции с использованием различных панелей и листовых материалов КНАУФ не только способны создать достойную преграду внешнему шуму, но и решать проблему звукопоглощения в помещении. При создании конструкций основной упор в задачах шумоизоляции делается на совмещение минимальной толщины конструкции с максимально достижимой звукоизоляцией.

Компания КНАУФ регулярно проводит в России конференции и симпозиумы, посвященные актуальным и нетривиальным вопросам строительной науки и практики, привлекая в качестве партнеров ведущие научно-исследовательские центры и профессиональные объединения. Среди тем уже прошедших мероприятий: «Высотное строительство», «Сейсмостойкое строительство», «Экоустойчивое строительство», «Малоэтажное строительство», «Строительство спортивных сооружений и инфраструктуры».

Поставщики, технологии

Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)

02 Ноября 2014

Группа КНАУФ СНГ (KNAUF): другие статьи и новости
В новом учебном году КНАУФ реализует 40 образовательных...
Эксперты КНАУФ будут читать лекции и проводить практические занятия на нескольких кафедрах МАРХИ, МГСУ, в корпорации РОСАТОМ, а для оптимизации учебного процесса создан первый в России электронный учебник по технологиям сухого строительства.
КНАУФ на Российском инвестиционно-строительном форуме:...
Группа КНАУФ СНГ выступила официальным спонсором Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ) – события, которое ежегодно привлекает большое число экспертов, руководителей предприятий, деловых объединений и органов госвласти строительной отрасли.
Феномен гипсокартона
Для того, чтобы воплотить дизайнерские идеи в ремонте и отделке, необязательно прибегать к дорогим или эксклюзивным материалам. Эксклюзивной должна быть идея, а вот выполнить ее можно с помощью обычного гипсокартона.
КНАУФ – выбор архитекторов
Компания КНАУФ представляет победителей Всероссийского архитектурного конкурса «Материалы КНАУФ – выбор архитекторов!»
Конкурс КНАУФ для профессионалов
С 1 июня 2014 г. Группа КНАУФ СНГ предлагает архитекторам и дизайнерам России продемонстрировать свой творческий потенциал, приняв участие в Первом открытом Всероссийском архитектурном конкурсе «Материалы КНАУФ – выбор архитекторов!».
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.