Итоги международной конференции «Акустика в архитектуре как элемент качественного строительства»

В Москве прошла конференция, посвященная разнообразным аспектам акустики в архитектуре и строительстве.

Реклама
Компaния:
Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)
Контакты:
Центральное управление
группы КНАУФ СНГ РФ,
МО, г. Красногорск,
ул. Центральная, 139
тел + 7(495)504 08 21, 504 08 29
Дирекция по маркетингу и сбыту
 + 7 (495) 504 08 26
Организаторами конференции выступили международная группа КНАУФ, Московский архитектурный институт (МАРХИ), НИИ Строительной физики (НИИСФ) и Союз московских архитекторов (СМА). Накануне мероприятия состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие руководители и ведущие специалисты организаторов. С докладами выступили и ответили на вопросы журналистов: Янис Краулис, управляющий группы КНАУФ СНГ; Ханс-Ульрих Хуммель, руководитель менеджмента рынков международной группы КНАУФ; Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ; Наталья Щурова, руководитель отдела сертификации и патентоведения НИИСФ; Николай Шумаков, президент СМА.

Янис Краулис, управляющий группы КНАУФ СНГ,
об экологии жизненного пространства:

Янис Краулис отметил, что компания КНАУФ регулярно проводит подобного рода конференции, посвященные различным вопросам строительства, и всегда старается привлекать к участию в них лучшие научно-исследовательские центры и профессиональные объединения. По его словам, в последнее время уделяется значительное внимание факторам, оказывающим воздействие на здоровье человека, физическое и эмоциональное состояние. Речь идет об экологии жизненного пространства, во всех ее проявлениях. Одним из таких факторов, неоспоримо, является создание благоприятной акустической среды. В свою очередь, акустический комфорт – это, с одной стороны, защита человека от вредного внешнего шума; с другой стороны – создание условий, в которых человек мог бы в полной мере наслаждаться приятными его слуху звуками. До недавнего времени полнотой акустического комфорта обладали только отдельные выдающиеся сооружения. Теперь такая задача ставится применительно к целому ряду помещений, разрабатывается и совершенствуется нормативная база и создан, в том числе и усилиями компании КНАУФ, доступный арсенал акустических материалов, конструкций и технологий. Компания КНАУФ производит и поставляет на рынок различные панели и листовые материалы, а также конструкции, использование которых не только создает достойную преграду внешнему шуму, но и решает вопрос комфортного распространения звука в помещении. При этом  успешно решается задача высокой экономической эффективности строительства.
 
Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ,
о российско-германском сотрудничестве:

В своем приветственном слове Дмитрий Швидковский поблагодарил компанию КНАУФ за совместную работу в области продвижения и утверждения в России принципов так называемой «устойчивой архитектуры», что невозможно себе представить без современных технологий и современных строительных материалов. «Сегодня мы говорим о создании в России новой среды, и, прежде всего, нового мышления, основанного на возможностях новых строительных материалов», – подчеркнул Дмитрий Швидковский. Этот процесс непросто проходит в России, в одночасье столкнувшейся с новой реальностью, после многолетней необходимости обходиться скудным набором средств, которые предлагала отечественная промышленность. Сейчас перед российскими архитекторами открылся совершенно новый мир – мир новых возможностей и одновременно мир новых требований. В МАРХИ делают все, чтобы подготовить архитекторов наилучшим образом соответствовать вызовам современности. МАРХИ с момента своего образования почти 300 лет назад был центром архитектурной мысли России. В МАРХИ в свое время работали те же профессора, что и в знаменитом центре современной архитектуры «Баухаус» в Германии, эти люди создали в Москве и Германии одновременно новую культуру строительства с использованием новых материалов и конструкций. По оценке Дмитрия Швидковского, современная ситуация сходна с той, что складывалась в эпоху Просвещения в 18 веке, и в начале 20 века в эпоху Авангарда, когда появляется много новых и разнообразных материалов и конструкций, пополняющих арсенал современных архитекторов, в чем есть большая заслуга и компании КНАУФ.
 
Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов,
об отношении московских архитекторов к КНАУФ:

Николай Шумаков отметил, что Союз московских архитекторов с готовностью откликнулся на предложение выступить соорганизатором конференции, которая дает важную возможность для профессионалов встретиться со своими коллегами, обсудить современную ситуацию и перспективы отрасли. КНАУФ – любимая производственная компания московских архитекторов, потому что КНАУФ дает неизменно высокое качество.
 
На следующий день, 22 октября, в ходе самой конференции российские и зарубежные эксперты обсуждали актуальное состояние и будущее строительной науки и практики в области создания и сохранения акустического комфорта. Для участия в конференции зарегистрировались более 130 человек из 9 стран. В рамках четырех сессий обсуждались различные аспекты акустики в среде, создаваемой для себя человеком.
 
Николаус КНАУФ, совладелец международной группы КНАУФ,
о значении акустики в современном строительстве:

Николаус Кнауф поделился личным опытом создания акустических панелей, производство которых он внедрял на одном из предприятий своего отца и дяди – первыми экспериментами создания акустически комфортных помещений с использованием инновационных технологий в противовес простому увеличению толщины стен и перекрытий. «За прошедшие десятилетия произошел грандиозный технологический сдвиг в этой области, и 400 миллионов долларов годового оборота в сегменте акустических строительных отделочных материалов только в группе КНАУФ является наглядным показателем того, какое значение сейчас придается этой области строительства», – подчеркнул Николаус Кнауф.
 
Ханс-Ульрих Хуммель,  руководитель менеджмента рынков  группы КНАУФ, о новых европейских требованиях к акустике:

Профессор Ханс-Ульрих Хуммель открыл рабочую часть конференции докладом об основах изменений, которые претерпевает звук в однослойных и многослойных конструкциях различных типов, а также рассказал о новых европейских требованиях в области ослабления звука, их восприятии экспертами и широким кругом потребителей. По его словам, стремление соответствующих органов Европейского Союза, с одной стороны, к унификации, а, с другой, к избыточному регулированию может не только затормозить процесс технологического развития акустических систем в строительстве, но и вынудить вернуться к устаревшим технологиям.
 
Леонид Борзенков, главный архитектор пассажирского терминала «А» «Внуково»,  об акустических решениях терминала

Архитектор рассказал о проектировании и строительстве этого терминала, в том числе о том, какие акустические решения применялись для создания комфортных условий для пассажиров и гостей комплекса. Еще до начала строительства нового аэровокзального комплекса был открыт первый в России подземный железнодорожный терминал, который позволил пассажирам, приезжающим с Киевского вокзала Москвы, попадать сразу в здание аэропорта, при этом интерьер станции стал неотъемлемой частью терминала, в котором уровень комфорта, в том числе акустического, максимально приближен к показателям внутри аэропорта. Поверхность стен станции была разбита на равномерные участки выступающих и западающих плоскостей, а между потолочными панелями были сформированы пазухи, за которыми поверхность железобетонных стен была покрыта акустическими матами, которые глушат звук, попадающий в эти зазоры. Также в отделке стен и потолков было применено сочетание панелей из композитных материалов с перфорированными металлическими панелями, которые тоже снизили звукоотражающую способность большей части поверхностей станции. В пассажирской части терминала аэропорта из-за жестких требований безопасности и из практических соображений по уходу и эксплуатации применено большое количество негорючих материалов – гранита, стекла и металла, которые не поглощают звук, а, наоборот, прекрасно его отражают. Поэтому были спроектированы специальные потолки, которые имеют различную конфигурацию в зависимости от типа помещения и хорошо поглощают звук. Во всех служебных помещениях терминала выполнены акустические потолки КНАУФ-Акустика.
 
Николай Щепетков, заведующий кафедрой строительной физики МАРХИ, о необходимости усовершенствования учебного процесса:

«Акустическое проектирование залов сегодня основывается на рациональном выборе современных инновационных звукопоглощающих и звукоотражающих материалов, составляющих основу ограждающих стен, перегородок, перекрытий, подвесных акустических потолков», – сказал в своем докладе заведующий кафедрой строительной физики Московского архитектурного института Николай Щепетков. Поэтому изучение звукопоглощающих материалов и конструкций наряду с пониманием основных характеристик звукового поля и проектированием зрительных залов различного назначения – составляющие курса архитектурной акустики в МАРХИ, необходимые знания для современного архитектора. До недавнего времени студент – будущий архитектор – выполнял на основе лекционного и практического материала акустическое проектирование или акустический анализ в абстрактной форме 2D-моделей. Это происходило  главным образом с помощью графических построений путей распространения прямого и отраженного звука, в то время как практика дипломного проектирования указывает на насущную потребность владения элементами пространственного средового акустического дизайна с привлечением компьютерных трехмерных моделей при широком использовании современных материалов и конструкций.
 
Джанкарло Маньоли Боччи, итальянский архитектор,
об акустике в своих проектах:


Живой интерес присутствовавших вызвала презентация итальянского архитектора Жана Карло Маньоли Боччи сразу трех своих проектов: в Кремоне, Бергамо и городе Винчи недалеко от Флоренции (родине великого Леонардо). Первый – создание уникальной акустической лаборатории, служащей не только сферам науки и образования, но и индустрии производства музыкальных инструментов. Кремона – родина знаменитых скрипок. Здесь создавали свои шедевры Амати, Страдивари, Гварнери. Акустическая лаборатория дает возможность современным мастерам сравнивать звучание своих инструментов с их великими предшественниками, дорабатывать их с тем, чтобы достичь и превзойти их. Проект в Бергамо – это масштабный проект строительства социального жилья, отвечающего самым высоким требованиям устойчивости и энергоэффективности. Согласно оценкам независимых экспертов, проводивших соответствующие испытания, расход энергии в этих домах будет составлять 18 кВт на квадратный метр в год, в то время как акустическая эффективность внешней оболочки зданий в среднем равна 52 дБ. Это уникальные показателя для жилья такого класса в Италии. Цель третьего проекта – возведение зданий и города будущего на родине великого итальянского изобретателя и ученого Леонардо да Винчи во Флоренции к 500-летию со дня его смерти в 2019 году.

Эрик Ипсен, руководитель направления «Исследования и разработки» компании «КНАУФ-Данолайн», о восприятии звука и особенностях помещений различного назначения:

Эрик Ипсен рассказал о том, что такое «хорошая акустика», о трех измерениях акустического комфорта в помещениях: о том, что мы слышим, что не слышим и тех ощущениях, которые при этом рождаются; насколько разным может быть восприятие звука. Он представил палитру материалов «КНАУФ Данолайн» с различными показателями поглощения, отражения и рассеивания звука, а также конструкций с их использованием. Акустические панели «КНАУФ Данолайн» интересны тем, что своими акустическими свойствами перекрывают весь диапазон применимости для любых типов помещений и сложных геометрических форм потолочной отделки. Среди помещений, в которых можно эффективно применять различные панели «КНАУФ-Данолайн», –  кинотеатры, где требуется исключительно высокое качество звукового комфорта и передачи сигнала громкоговорителей, очень короткое время реверберации в пределах 0,2 – 0,3 секунды; детские сады; школы, где нужно обеспечить комфортное общение слушателей с учителями, высокую устойчивость материала к нагрузкам, время реверберации в 0,6 – 0,4 секунды; офисах, где часто требуется внедрять комбинированные решения, одновременно обеспечивая и взаимодействие сотрудников и возможность сосредоточиться над обдумыванием решения сложной задачи. Также «КНАУФ-Данолайн» предлагает решения для конференц-залов и концертных залов, помещений для прослушивания музыки и музыкальных студий в частных домах, учитывая все различия в требованиях к акустике таких помещений. В настоящее время такие материалы и конструкции с их использованием проходят испытания и сертификацию в России и в недалеком будущем появятся на российском рынке.
 
Себастиан Миттнахт, руководитель отдела менеджмента рынков и технологии, о продукции «КНАУФ-Рисслер»:

Широкий спектр систем для решения различных акустических и декоративных задач формируют также продукты и системы входящей в группу КНАУФ компании «КНАУФ-Рисслер». Изысканные декоративные решения для помещений, способные при этом обеспечить человеку высокий уровень акустического комфорта в помещениях самого разного назначения представил в своем докладе  Себастиан Миттнахт. «КНАУФ-Рисслер» предлагает гипсоволокнистые плиты с различными декоративными поверхностями, обладающие высочайшими показателями огнестойкости, простотой обслуживания, устойчивостью к высоким нагрузкам. Так, в залах ожидания британского аэропорта Хитроу применены панели, которые имитируют структуру светлого дерева и дают удивительный визуальный и акустический комфорт.

Каркасно-обшивные конструкции с использованием различных панелей и листовых материалов КНАУФ не только способны создать достойную преграду внешнему шуму, но и решать проблему звукопоглощения в помещении. При создании конструкций основной упор в задачах шумоизоляции делается на совмещение минимальной толщины конструкции с максимально достижимой звукоизоляцией.

Компания КНАУФ регулярно проводит в России конференции и симпозиумы, посвященные актуальным и нетривиальным вопросам строительной науки и практики, привлекая в качестве партнеров ведущие научно-исследовательские центры и профессиональные объединения. Среди тем уже прошедших мероприятий: «Высотное строительство», «Сейсмостойкое строительство», «Экоустойчивое строительство», «Малоэтажное строительство», «Строительство спортивных сооружений и инфраструктуры».

Поставщики, технологии

Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)

02 Ноября 2014

Группа КНАУФ СНГ (KNAUF): другие статьи и новости
В новом учебном году КНАУФ реализует 40 образовательных...
Эксперты КНАУФ будут читать лекции и проводить практические занятия на нескольких кафедрах МАРХИ, МГСУ, в корпорации РОСАТОМ, а для оптимизации учебного процесса создан первый в России электронный учебник по технологиям сухого строительства.
КНАУФ на Российском инвестиционно-строительном форуме:...
Группа КНАУФ СНГ выступила официальным спонсором Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ) – события, которое ежегодно привлекает большое число экспертов, руководителей предприятий, деловых объединений и органов госвласти строительной отрасли.
Феномен гипсокартона
Для того, чтобы воплотить дизайнерские идеи в ремонте и отделке, необязательно прибегать к дорогим или эксклюзивным материалам. Эксклюзивной должна быть идея, а вот выполнить ее можно с помощью обычного гипсокартона.
КНАУФ – выбор архитекторов
Компания КНАУФ представляет победителей Всероссийского архитектурного конкурса «Материалы КНАУФ – выбор архитекторов!»
Конкурс КНАУФ для профессионалов
С 1 июня 2014 г. Группа КНАУФ СНГ предлагает архитекторам и дизайнерам России продемонстрировать свой творческий потенциал, приняв участие в Первом открытом Всероссийском архитектурном конкурсе «Материалы КНАУФ – выбор архитекторов!».
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.