В конце 2020 года в Музее-усадьбе «Архангельское» в присутствии журналистов состоялась передача на реставрацию при спонсорской поддержке группы КНАУФ двух видных произведений западноевропейского искусства: картины флорентийского художника Винченцо Манноцци (1600 – 1658) «Ариадна», ранее приписываемой болонской художнице Элизабетте Сирани (1638 – 1655), и картины немецкого художника Фридриха Баризьена (1724 – 1796) – «Портрет курляндского герцога Петра Бирона» (1774) из коллекции фамильных портретов князей Юсуповых.
Усадьба «Архангельское» Фотография © A.Savin, Wikimedia Commons WikiPhotoSpace CC BY-SA 3.0
О неоднозначной и занимательной истории этих картин рассказала журналистам в ходе пресс-тура хранитель живописи и графики Музея-усадьбы «Архангельское» Марина Краснобаева.
Собрание картин музея-усадьбы «Архангельское» достаточно обширное, значительную часть его составляют итальянские художники. Владелец Архангельского Н.Б. Юсупов (1751 – 1831) увлекался коллекционированием художников итальянской, особенно болонской школы и приобрел два полотна кисти Элизабетты Сирани – «Ариадна» и автопортрет художницы. «Ариадна» экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. Она находилась в собрании музея постоянно, но после 1917 года хранилась в запасниках и была извлечена всего несколько лет назад, когда возникла необходимость организации экспозиции с центральной картиной большого формата в «Кабинете» усадьбы. Для чего картину отправили на реставрацию, когда и возникли сомнения в ее авторстве.
Леонид Лось, руководитель службы корпоративных коммуникаций КНАУФ в «Усадьба «Архангельское» Предоставлено KNAUF
Изначально считалось, что автор картины «Ариадна» – болонская художница Элизабетта Сирани. По всей видимости, так думал и Юсупов. Однако после начала реставрации и исследования картины с применением современных технологий возникло предположение, что на самом деле она является подлинником работы флорентийского художника Винченцо Манноцци, копия которой находится в галерее Уффици.
Над реставрацией картины для приведения её в экспозиционное состояние, начиная с 2018 года, работала целая бригада специалистов во главе с заведующей отделом реставрации масляной живописи АО МНРХУ Юлией Савцовой, которая подробно рассказала журналистам о ходе реставрационных работ, предположениях об истинном авторстве картины, возникших у реставраторов и предполагаемых доказательствах ее принадлежности кисти Винченцо Манноцци.
Усадьба «Архангельское» Предоставлено KNAUF
Первоначально предполагавшийся техническим заданием объём работ по реставрации картины оказался значительно больше запланированной сметы, и реставрацию пришлось на некоторое время отложить.
Теперь реставрация этого шедевра может быть завершена благодаря поддержке КНАУФ. Об этом договорились в ходе встречи управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис и директор Музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный. Компания КНАУФ участвует в различных культурных проектах в тех городах, где работает, поэтому идея была поддержана и были выделены дополнительные средства на завершение реставрации полотна, столь важного для экспозиции Музея. Планируется, что реставрация продлится около года, после этого полотно выставят в одном из помещений Большого дворца.
При этом «повезло» и еще одной картине – выделенных средств хватит и на реставрацию портрета курляндского герцога Петра Бирона авторства Фридриха Баризьена, полотен которого в целом сохранилось не так много. Эта работа – самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона, сына знаменитого регента Эрнеста Иоганна Бирона и мужа Е.Б. Юсуповой (1747 -1780), родной сестры Н.Б. Юсупова, известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, Бирон захватил его с собой, отправляясь в Санкт-Петербург.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»). Усадьба «Архангельское» Фотография © User, Simm Creative Commons Attribution CC BY-SA 2.5
По окончании реставрации картину планируют поместить в специальную экспозицию, связанную с историей рода князей Юсуповых, ведь подобные картины имеют не только художественную, но и историческую ценность.
«Мы решили поддержать реставрацию картин, так как корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью нашей предпринимательской деятельности в России», – комментирует участие компании в проекте управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис, – «КНАУФ как семейная компания считает своим долгом вносить вклад в сохранение наследия человечества и всегда помнит о том, что именно мы оставим нашим потомкам – будь то крепкие надёжные здания или предметы искусства».
В настоящее время посещение Музея-усадьбы Архангельское временно приостановлено, для посещения открыт только парк усадьбы. Советник директора музея Александра Межеричер провела для представителей прессы экскурсию по парку Музея-усадьбы и рассказала об истории Музея, насчитывающей уже более 100 лет.
Группа КНАУФ – международная компания, с 1993 года осуществляющая инвестиционную деятельность в России и странах СНГ. Сегодня группа КНАУФ является одним из крупнейших в мире производителей строительных отделочных материалов.
|